Interested Article - Киев (дальномерные фотоаппараты)

Ки́ев — семейство советских малоформатных дальномерных фотоаппаратов , выпускавшихся с 1947 по 1987 год на киевском заводе «Арсенал» . Первые модели семейства представляли собой точные копии немецких фотоаппаратов Contax , права на выпуск которых получены в счёт репараций после войны .

Историческая справка

Фотоаппараты Contax II и Contax III, выпуск которых начат компанией Zeiss Ikon в 1936 году, считались наиболее совершенными малоформатными камерами своего времени, и составляли серьёзную конкуренцию известной марке Leica . На момент своего появления «Контаксы» обладали самым скоростным затвором , передовым сопряжением байонета с дальномером повышенной точности и удобной перезарядкой фотоплёнки . Профессиональные фотожурналисты разных стран пользовались этим типом фотоаппаратуры, часто предпочитая его более дешёвым «Лейкам».

После Второй мировой войны все германские патенты были аннулированы странами Антигитлеровской коалиции , и довоенные немецкие разработки получили статус общественного достояния . Этим сразу же воспользовались производители фототехники, заимствовавшие удачные технические решения немецких фотоаппаратостроителей. Уже в 1948 году в Японии начат выпуск фотоаппарата Nikon I , конструкция которого во многом повторяла Contax . В сентябре 1945 года советской оккупационной администрацией принято решение возобновить производство «Контаксов» на заводе Carl Zeiss в Зальфельде . Заводы Zeiss Ikon в Дрездене , выпускавшие эти фотоаппараты до конца войны, по итогам Ялтинских соглашений подлежали конфискации и демонтажу . Первоначально предполагалось использовать конфискованное оборудование для производства фотоаппаратов под названием «Волга» на заводе № 237 в Казани , но в итоге выбор был изменён в пользу киевского завода №784 .

Фотоаппарат Contax II, модель 1936 года
Фотоаппарат «Киев-II» выпуска 1952 года

Однако, в процессе транспортировки существенная часть станков была утеряна или получила повреждения, и организация полноценного производства оказалась невозможной . Кроме того, оригинальные чертежи фотоаппаратов были утрачены, и почти всю производственную документацию пришлось восстанавливать заново обмером оставшихся экземпляров камер. Поэтому конструкция Contax послевоенных выпусков имеет множество мелких упрощений . Всего в Зальфельде выпущено около 2000 комплектов деталей для Contax II и III, часть из которых была собрана и отправлена в СССР в счёт репараций . В 1947 году налаженные линии были демонтированы, перевезены в Киев и установлены в фотоцехе № 10 . Крупносерийному производству предшествовал двухлетний выпуск небольших партий из деталей, изготовленных в Зальфельде, где успели пройти обучение советские специалисты. Первая партия выпущена к майским праздникам, а к тридцатой годовщине Октябрьской революции в ноябре запущено полноценное серийное производство. В 1948 году было собрано 1400 фотоаппаратов .

В конце 1949 года начат выпуск фотоаппаратов из деталей собственного производства . Объективы для первых фотоаппаратов собирались на заводе №393 в Красногорске . Готовые линзовые блоки для них поставлялись из Германии, и устанавливались как в байонетные оправы для «Киевов», так и в резьбовые для фотоаппаратов «Зоркий» . В маркировке таких объективов отражено их иностранное происхождение: «ЗК» («Зоннар» красногорский), «БК» («Биогон» красногорский), «БТК» («Биотар» красногорский) и т. д . В 1948 году производство было полностью перенесено в СССР, где объективы выпускались из вывезенных запасов немецкого оптического стекла . Тогда же объективы получили название « Юпитер ». В 1954 году под руководством оптика Михаила Мальцева объективы перерассчитаны под советский сортамент оптических стёкол, поскольку немецкое стекло было полностью израсходовано . Внутри СССР немецкое происхождение фотоаппаратов и объективов не афишировалось.

За четыре десятилетия выпуска камеры «Киев» претерпели ряд конструктивных изменений, которые носили косметический характер и не касались ключевых технических решений, заложенных в прототипе . Не был устранён даже один из главных недостатков оригинального Contax: неудобное расположение окна дальномера, которое часто перекрывалось пальцами правой руки и мешало нормальному захвату. В западногерманской версии Contax IIa и Contax IIIa, выпуск которых начат в Штутгарте в 1950 году, окно перенесли ближе к объективу, изменив всю конструкцию дальномера . Так же поступили инженеры корпорации Nippon Kogaku , разрабатывавшие Nikon S . Завод «Арсенал» предпринял такую попытку значительно позже в неудачной модели « Киев-5 », выпуск которой был недолгим. Курковый взвод, ставший всеобщим стандартом к началу 1960-х годов, применить на дальномерных «Киевах» без кардинального изменения сложного механизма установки выдержек было невозможно, и курок «Киева-5» сделал этот узел самым ненадёжным. Выпуск семейства продолжался даже тогда, когда дальномерная фотоаппаратура практически вышла из употребления, уступив свои позиции зеркальной .

Износ оборудования, вывезенного из Германии, а также общее падение культуры производства привели к тому, что камеры «Киев» потеряли своё главное преимущество — высокую надёжность, и в конце концов в 1987 году их производство было прекращено . В 2002 году выпуск мелких партий доработанных фотоаппаратов из складских запасов завода начала совместная украино-американская компания Kiev Camera . Кроме того, на международном рынке появились фальшивые «Контаксы», переделанные из «Киевов» со сфрезерованным оригинальным шильдиком. На его место размещался логотип Contax, а переднее кольцо объектива «Юпитер-8М» заменялось таким же с маркировкой Sonnar . Несмотря на широкую известность истинного происхождения, украинские «Контаксы» и перелицованные «Юпитеры» пользуются спросом, как дешёвые аналоги настоящих .

Модельный ряд

Фотоаппарат «Киев-4А» в чёрном исполнении
Фотоаппарат «Киев-4» со сменными объективами
Фотоаппарат киев 4 в кофре

За всё время производства дальномерного семейства «Киев» выпущено несколько моделей, название которых никак не обозначалось на корпусе фотоаппаратов. Единственной маркировкой была надпись «Киев», шрифт и дизайн которой менялись несколько раз. Поэтому название конкретной модели принято определять по внешним отличиям камер и году выпуска, отражённому в первых двух цифрах серийного номера. Все модели делятся на две основные группы: с экспонометром и без экспонометра, каждая из которых ведёт происхождение от Contax III и Contax II соответственно:

  • фотоаппараты без экспонометра:
    • «Киев-II» (1947—1955)
    • «Киев-IIА» (1956—1958)
    • «Киев-4А» (1958—1980)
    • «Киев-4АМ» (1980—1985)
  • фотоаппараты со встроенным несопряжённым экспонометром на основе селенового фотоэлемента :
    • «Киев-III» (1952—1955)
    • «Киев-IIIА» (1956—1958)
    • «Киев-4» (1957—1979)
    • «Киев-4М» (1976—1985)

Первые модели II и III в большинстве современных источников обозначаются арабскими цифрами 2 и 3, но в годы выпуска (в том числе в заводских инструкциях) приняты римские цифры , как в прототипах . Буква «А» в моделях с индексом II и III означает наличие синхроконтакта , отсутствовавшего в оригинальных Contax и первых выпусках «Киев». В модели 4 эта же буква маркирует вариант без экспонометра. Фотоаппараты, собранные на фабрике Цейсса в Зальфельде с 1946 по 1947 год, в среде коллекционеров называют «Киев-1» . Между фотоаппаратами 1940-х и 1970-х годов имеется мало различий, которые не носят принципиального характера:

  • В 1956 году в моделях IIA и IIIA добавлен синхроконтакт с коаксиальным PC-разъёмом ;
  • В 1958 году калькулятор экспонометра и головка обратной перемотки модернизированы по образцу западногерманского Contax IIIa . Через год к этому же стилю приведена задняя крышка: замки сделаны «впотай», и убрана откидная опорная площадка ;
  • Изменена резьба штативного гнезда с 3/8 на 1/4 дюйма ;

Наиболее масштабная модернизация проведена в 1976 году в моделях с индексом «М»:

  • Изменена конструкция головки взвода, заимствованная у неудавшегося «Киев-5»;
  • Нестандартная кратчайшая выдержка 1/1250 сек увеличена до 1/1000 сек;
  • Головка обратной перемотки плёнки заменена откидной рулеткой;
  • Приёмная катушка сделана несъёмной;
  • Внедрён « горячий башмак » с центральным контактом для фотовспышек;
  • В оформлении корпуса появились пластмассовые детали;

Фотоаппараты «Киев» выпускались только в хромированном исполнении с различным оформлением, в том числе и с надписями на украинском языке и даже без какой-либо маркировки. Последний вариант предназначался для экспорта в страны, где хорошо известны фотоаппараты Contax, сходство с которыми было слишком очевидно .

Технические характеристики серии «М»

  • Тип применяемого фотоматериала — 35-мм перфорированная фотокиноплёнка шириной 35 мм ( фотоплёнка типа 135 ) в стандартных кассетах. Возможно применение специальных двухкорпусных кассет с расходящейся щелью. Размер кадра — 24×36 мм.
  • Корпус — из алюминиевого сплава, со съёмной задней стенкой.
  • Взвод затвора, перемотка плёнки и установка выдержек производится одной головкой. Обратная перемотка рулеточного типа («Киев-4М» и «Киев-4АМ»). Установка выдержек возможна как при взведённом, так и при спущенном затворе.
  • Затвор — фокальный механический, с вертикальным движением гибких шторок, собранных из узких металлических звеньев на шарнирах. Конструкция аналогична рулонным жалюзи .
  • Выдержки затвора — от 1 до 1/1000 сек, и « B ». Выдержка синхронизации с электронной фотовспышкой — 1/25 с.
  • Центральный синхроконтакт «Х», кабельный синхроконтакт с разъёмом PC.
  • Штатный объектив — «Юпитер-8М» 2,0/50 или «Гелиос-103» 1,8/53 (с конца 1970-х годов).
  • Тип крепления объектива — байонет Contax-Киев , наружный и внутренний.
  • Видоискатель телескопический, совмещённый с дальномером. Номинальная база дальномера — 90 мм. Фокусировка возможна вращением диска фокусировки на корпусе аппарата.
  • Экспонометр («Киев-3», «Киев-3А», «Киев-4», «Киев-4М») — встроенный несопряжённый на селеновом фотоэлементе, закрывается крышкой в транспортном положении.
  • Механический автоспуск .
  • На фотоаппарате предусмотрено штативное гнездо с резьбой 1/4 дюйма .
Модельный ряд
«Киев-II» (1947—1955) «Киев-IIIА» (1956—1958) «Киев-4» (1957—1979) «Киев-4А» (1958—1980) «Киев-4М» (1976—1985) «Киев-4АМ» (1980—1985)

Фотоаппарат «Киев-5»

Фотоаппарат « Киев-5 »

Модель «Киев-5» была единственной попыткой кардинальной модернизации немецкого прототипа, созданного в 1930-х годах инженерами Zeiss Ikon. При этом ключевой узел — затвор — так и не претерпел принципиальных изменений. Главными новшествами стал курковый взвод и новая конструкция дальномера, окно которого переместили дальше от спусковой кнопки, где оно часто перекрывалось пальцами и мешало нормально держать камеру (аналогичное изменение было проделано уже в 1950 году на западногерманском варианте Contax IIa), при этом уменьшилась номинальная база дальномера. Исчезло и колесо фокусировки, которая теперь производилась только кольцом оправы объективов.

Байонет был упрощён, и внутреннее байонетное кольцо исключено из узла. Оставлен только внешний байонет, в оригинале предназначенный только для сменных объективов. Маркировка штатного объектива « Юпитер-8НБ » содержит упоминание о наружном байонете. Таким образом, совместимость с оптикой предыдущих выпусков была утрачена. Неудачные конструкторские решения и общее изменение технологии производства привели к низкой надёжности фотоаппарата, остававшегося на конвейере всего 5 лет с 1968 по 1973 год . Наименее удачным оказался сложный узел куркового взвода, совмещённый с механизмом переключения выдержек, и часто выходивший из строя . Однако, небольшой тираж фотоаппаратов «Киев-5» сделал его коллекционной редкостью, востребованной на современном рынке редкой фототехники.

Объективы для дальномерных фотоаппаратов «Киев»

Для штатных ( нормальных объективов ) использовался внутренний байонет, для сменных — наружный.

Модель Иллюстрация Фокусное
расстояние
Относительное
отверстие
Байонет Угол поля
зрения объектива
Применение
Орион-15 28 6,0 наружный 75° широкоугольный
Юпитер-12
35 2,8 наружный 62,5° широкоугольный объектив
Юпитер-8
50 2,0 внутренний 45° штатный
( нормальный объектив )
Юпитер-3 50 1,5 внутренний 45° нормальный объектив
Гелиос-103
53 1,8 внутренний 45° штатный
( нормальный объектив )
Юпитер-9
85 2,0 наружный 28,8° длиннофокусный объектив
Юпитер-11
133 4,0 наружный 18,5° длиннофокусный объектив

Оценка фотоаппаратов

Несмотря на высокую сложность затвора и дальномера, фотоаппараты «Киев» первых выпусков отличались надёжностью, унаследованной от немецкого прототипа. При этом, в отличие от сравнительно простых « ФЭДов », « Зорких » и даже « Зенитов », ремонт был трудоёмким, и доступным только мастерам с самой высокой квалификацией. Отличались фотоаппараты и высокой ценой — «Киев-4АМ» без экспонометра стоил 135 рублей, тогда как зеркальный « Зенит-Е » с экспонометром и светосильным объективом « Гелиос-44 » продавался за 100.

В то же время, к середине 1970-х годов дальномерные «Киевы» значительно уступили позиции новейшей зеркальной аппаратуре . Камеры оставались популярны среди фотографов-бытовиков, снимающих школьные и детсадовские групповые фотографии и постановочные портреты, поскольку были неприхотливы при высоком качестве получаемых негативов. В фотожурналистике и других отраслях, где требовалась оперативность и универсальность, повсеместно использовались однообъективные зеркальные фотоаппараты .

К началу 1980-х годов завод «Арсенал» делал основную ставку на зеркальное семейство « Киев-17 » и среднеформатные зеркальные « Киев-6С » и « Киев-88 ». Внимание энтузиастов камеры вновь привлекли после Перестройки , когда широкой публике в СССР стало известно их настоящее происхождение и культовый статус. Тогда же появились фальшивые «Контаксы», переделанные из советских фотоаппаратов для продажи за рубеж .

См. также

Примечания

  1. Есть данные, что немецкого запаса второстепенных деталей, например крепёжа, хватило ещё на много лет

Источники

  1. , p. 76.
  2. , с. 48.
  3. . Коллекция фотоаппаратов. Дата обращения: 26 января 2021. 28 июля 2020 года.
  4. Георгий Абрамов. . История развития дальномерных камер . Photohistory. Дата обращения: 24 января 2019. 28 января 2019 года.
  5. , с. 16.
  6. . «Politik» (26 февраля 2001). Дата обращения: 14 января 2015. 11 ноября 2014 года.
  7. Георгий Абрамов. . История развития дальномерных камер . Photohistory. Дата обращения: 10 мая 2015. 24 сентября 2015 года.
  8. Берндт К. Отто. . USSRlens (2013). Дата обращения: 23 апреля 2020. 27 февраля 2020 года.
  9. , с. 443.
  10. . ZENIT Camera. Дата обращения: 29 сентября 2018. 22 сентября 2018 года.
  11. . Дата обращения: 21 июля 2011. Архивировано из 20 февраля 2020 года.
  12. Петер Хенниг, Милос Пауль Младек. . USSRlens. Дата обращения: 25 апреля 2020. 27 февраля 2020 года.
  13. (англ.) . «SovietCams». Дата обращения: 22 декабря 2018. 22 декабря 2018 года.
  14. , с. 68.
  15. Аркадий Шаповал. . «Радожива» (15 февраля 2015). Дата обращения: 28 декабря 2018. 28 декабря 2018 года.
  16. , с. 32.
  17. , с. 49.
  18. . «Zenit Camera». Дата обращения: 2 января 2019. 2 января 2019 года.
  19. Г. Абрамов. . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 16 апреля 2019. 16 апреля 2019 года.
  20. . ZENIT Camera. Дата обращения: 16 апреля 2019. 8 апреля 2019 года.
  21. Knippser. (нем.) . Knippsen Virtuelles Kamera und Fotomuseum (20 мая 2015). Дата обращения: 9 октября 2020. 27 октября 2019 года.
  22. Karen Nakamura. (англ.) . Photoethnography. Дата обращения: 28 декабря 2018. 26 декабря 2018 года.
  23. (англ.) . Stephen Gandy's CameraQuest (13 сентября 2017). Дата обращения: 3 декабря 2018. 4 декабря 2018 года.
  24. , с. 70.
  25. , с. 50.
  26. Henry Scherer. (англ.) . Zeiss Ikon Contax Camera Repair. Дата обращения: 28 декабря 2018. 31 мая 2018 года.
  27. Frank Mechelhoff. (англ.) . RANGEFINDER CAMERA COLLECTION (2 января 2007). Дата обращения: 28 декабря 2018. 2 января 2019 года.
  28. , с. 78.
  29. , с. 69.
  30. Stephen Gandy. (англ.) . Stephen Gandy's CameraQuest (13 сентября 2017). Дата обращения: 30 декабря 2018. 31 декабря 2018 года.
  31. Г. Абрамов. . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 22 декабря 2018. 31 января 2011 года.

Литература

  • И. Бажан. Краткая история дальномерных камер (Часть I) // «Фотокурьер» : журнал. — 2005. — № 9/105 . — С. 13—17 .
  • Юрий Голубовский. Трофей // «Foto&video» : журнал. — 2001. — № 12 . — С. 68—70 .
  • Суглоб В. П. Киевский завод «Арсенал» // 1200 фотоаппаратов из СССР / И. Вирковский. — Минск.: «Медиал», 2009. — С. 169—180. — 656 с. — ISBN 978-985-6914-10-5 .
  • Вячеслав Федай. // « Фотография » : журнал. — 1992. — № 9—10 . — С. 32—36 . — ISSN .
  • Андрей Шеклеин, Владимир Самарин. «Киев», или вверх по лестнице, ведущей вниз // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. — № 12 . — С. 48—50 . — ISSN .
  • John Wade. Ретрокамеры = Retro Cameras (англ.) . — London: Thames & Hudson, 2018. — 287 p. — ISBN 978-0-500-54490-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Киев (дальномерные фотоаппараты)