Interested Article - Сеньоль, Клод

Клод Сеньо́ль ( 25 июня 1917 13 июля 2018 ) — французский писатель-фантаст и фольклорист .

Биография

Изучение фольклора

Клод Сеньоль родился 25 июня 1917 года в Перигё ( Франция ). С детства он проявлял интерес к старинным легендам , преимущественно мрачным и связанным с происками Дьявола . Обучался в лицее Лаканаль, но был отчислен оттуда за частые пропуски занятий.

Заинтересовавшись минералогией , вступил во Французское доисторическое общество, занимавшееся вопросами археологии , геологии и фольклора , где познакомился с известным исследователем народного творчества Арнольдом Ван Геннепом . Эта встреча определила дальнейшее направление его исследований: с минералогии Сеньоль переключился на изучение фольклора .

Увлёкшись изучением французских народных поверий и легенд, вместе с братом составил и выпустил книгу «Фольклор » ( 1937 ). Впоследствии опубликовал многочисленные исследования народной культуры и творчества отдельных авторов.

Имя Клода Сеньоля носит премия, которой удостаиваются исследователи французского фольклора за существенный вклад в изучение народного творчества.

Участие во Второй мировой войне

Клод Сеньоль принимал участие во Второй мировой войне в качестве артиллериста , был взят в плен и отправлен в Германию , однако вскоре освобождён. Этот период своей жизни он впоследствии описал в мемуарах «Нагой человек».

Писательская деятельность

Свой первый роман «Круг чародеев» Клод Сеньоль опубликовал в 1945 году . Впоследствии он выпустил также четыре романа, несколько сборников рассказов и эссе. Большинство его работ относятся к жанру литературы мистического ужаса и основаны на французских легендах. Своеобразие произведений автора во многом обусловлено именно обращением к фольклорным мотивам. На творчество Сеньоля также оказали влияние знакомство и дружба с поэтом Блезом Сандраром , исследователем оккультизма Сержем Ютеном и фламандским писателем-фантастом Жаном Рэем .

В произведениях, навеянных фольклорными мотивами, Сеньоль использует собственные наблюдения (например, чрезвычайно опасный метод исцеления, при котором кузнец-знахарь кладёт ребёнка на наковальню, «с диким криком» заносит над ним свой молот и останавливает смертельный удар, едва орудие коснётся детского тельца, описанный в рассказе «Дьявол в сабо» и в 509-й главе «Евангелий от Дьявола», автор, по его словам, лично наблюдал в Дордони в 1929-м) , и рассказы старожилов французской глубинки (обряд «братания» годовалого ребёнка с волчонком, после которого подросшая девочка обретает власть над свирепыми хищниками («Мари-волчица» и 322-я глава «Евангелий»), записан в 1944 году со слов непосредственной участницы этого действа, в ту пору уже 80-летней старухи).

Об истоках своего творчества Сеньоль рассказывает так:

«С самого раннего детства я наслушался волшебных и иных историй от своей бабушки: она рассказывала их, не только чтобы утихомирить разбушевавшихся внуков, но и подчиняясь неутолимой потребности словотворчества, без которой народные сказки вообще не дошли бы до нас. К сожалению, многое из того, что я слышал тогда, изгладилось из моей памяти. Рискнув во что бы то ни стало восстановить эти воспоминания, я наверняка начал бы фантазировать. Во мне сохранилось лишь впечатление невыразимого страха, заставлявшего сжиматься сердце. Зато я еще ребенком понял, что каждое произносимое слово должно вызывать либо дрожь, либо улыбку.

Сеньоль К. Народные сказки Гиени

Библиография

Романы

  • Круг чародеев (Le Rond de sorciers) ( 1945 )
  • Мария-волчица (Marie la louve) ( 1949 )
  • Неправомочная (Malvenue) ( 1952 )
  • Туман больше не рассеется (La brume ne se lèvera plus) ( 1959 )
  • Дьявол в сабо (Le Diable en sabots) ( 1959 )

Эссе и работы по фольклористике

  • Фольклор Юрепуа (Le folklore du Hurepoix) ( 1937 )
  • В Солони . Нравы и обычаи (En Sologne. Moeurs et coutumes) ( 1945 )
  • Народные сказки Гиени (Contes populaires de Guyenne) ( 1946 )
  • Дьявол в народной традиции (Le Diable dans la tradition populaire) ( 1959 )
  • Фольклор Лангедока (Le folklore de Languedoc) ( 1960 )
  • Фольклор Прованса (Le folklore de la Provence) ( 1964 )
  • Евангелия от Дьявола (Les Evangiles du Diable) ( 1964 )
  • Приглашение в странный замок (Invitation au château de l'étrange) ( 1969 )
  • Зелёные волки (Les Loups verts) ( 1970 )
  • Фантастические сказки Бретани (Les contes fantastiques de la Bretagne) ( 1995 )
  • Сказки, рассказы и легенды областей Франции (Contes, récits et légendes des pays de France) (дополненное переиздание сказок в четырёх томах, 1997 )

Основные сборники рассказов

  • Ворон всех цветов радуги (Un corbeau de toutes couleurs) ( 1962 )
  • Зловещие истории (Histoires maléfiques) ( 1965 )
  • Мрачные рассказы (Contes macabres) ( 1966 )
  • Лошади ночи и другие жестокие рассказы (Les Chevaux de la nuit et autres récits cruels) ( 1967 )
  • Ядовитые истории (Histoires vénéneuses) ( 1969 )
  • Сказки Солони (Contes de Sologne) ( 1969 )
  • Истории и легенды о дьяволе (Histoires et légendes du diable) ( 1974 )
  • Колдовские сказки (Contes sorciers) ( 1974 )
  • Странные истории (Histoires étranges) ( 1979 )
  • Проклятия (Les Malédictions) ( 1984 )
  • Круги страха (Les Cercles de la peur) ( 1985 )

Переводы на русский

  • Сеньоль К. Матагот / Клод Сеньоль; Пер. с франц. — М. : Энигма, 1997. — 448 с. — (Мандрагора). — 5000 экз. ISBN 5-85747-028-5 .
  • Сеньоль К. Сказания о дьяволе. Т. 1 = Les Evangiles du Diable / Клод Сеньоль; Пер. с франц. — М. : Энигма, 2002. — 608 с. — 4000 экз. ISBN 5-94698-011-4 .

Примечания

  1. Claude SEIGNOLLE // (фр.) — 1999.
  2. Claude Seignolle // (англ.) — 1995.
  3. . Дата обращения: 14 июля 2018. 15 июля 2018 года.
  4. Стефанов Ю. Чернокнижник Клод Сеньоль // Сеньоль К . Матагот. М., 1997. С. 416. Разумеется, за скобками остается вопрос о том, насколько способен 12-летний мальчик отличить реальность от инсценировки.
  5. Seignolle C. , Contes populaires de Guyenne. P., 1946, p. 7.

Ссылки

Источник —

Same as Сеньоль, Клод