Зелёный пояс Славы
- 1 year ago
- 0
- 0
Эфеме́ра — любая временная запись в бумажном или печатном виде, не предназначенная для последующего сохранения или долгосрочного использования. Слово «эфемера» происходит от греч. ἐφήμερος , что значит «однодневный, недолгий» . Эфемерой, популярной среди коллекционеров, являются рекламные буклеты , бумажные пакеты из самолётов, закладки, каталоги , поздравительные открытки , письма, брошюры, почтовые открытки, плакаты, проспекты, неактуальные скидочные купоны или проездные билеты, журналы, сигаретные карточки .
Эфемера (ἐφήμερα) — множественное число среднего рода от слова эфемерон или эфемерос. На греческом и новолатинском ἐπί/epi — «на, для» и ἡμέρα/emera — «день». В первоначальном смысле слово применялось к мухам-однодневкам и другим недолго живущим насекомым или цветам, а также для чего-либо, длящегося один день или короткий промежуток времени .
В информационно-библиотечной культуре термин «эфемера» также описывает вид напечатанных на одном листе или на одной странице документов, которые выбрасываются после одного использования. Эта классификация исключает бумажные письма и фотографии без напечатанного текста, которые относятся к рукописи или машинописи . Большие академические и национальные библиотеки и музеи могут собирать, упорядочивать и хранить эфемеры как исторические объекты. Примером такого архива является коллекция печатной эфемеры Джона Джонсона в Бодлианской библиотеке Оксфорда . Более 2000 изображений из неё доступны для бесплатного просмотра онлайн через сервис VADS , всего онлайн доступно более 65 000 изображений . Обширная коллекция поздравительных открыток Лауры Седдон из Городского университета Манчестера насчитывает 32 000 поздравительных открыток викторианской и эдвардианской эпох, а также 450 открыток ко Дню святого Валентина , напечатанных с начала XIX века до наших дней ведущими типографиями своего времени . Кабинет эфемер в Лос-Анджелесском институте культурологии содержит 'первые' вещи, принадлежащие к эпохам культурных переворотов последних десятилетий, такие как один из первых комиксов Marvel , в котором главный герой выходит из туалета, также одна из первых красных лент — символ борьбы со СПИДом .
В России наиболее значительные собрания эфемер хранятся в крупнейших библиотеках страны – Российской государственной (Москва) и Российской национальной (Петербург). При этом Российская государственная библиотека в последние годы перестала принимать на хранение свыше 100 категорий подобных материалов. В отличие от неё, петербургская РНБ проводит более консервативную политику, продолжая комплектовать собрание широким кругом эфемер, большинство которых поступает в так называемый Фонд групповой обработки (ФГО), созданный в 1933 г. Сегодня это огромная коллекция разнообразных печатных материалов вспомогательно-прикладного значения по большинству сфер повседневной жизни. Основная часть её относится к советскому времени, хотя в ней встречаются и дореволюционные материалы. Формирование коллекции продолжается современными эфемерами.
В свою очередь, видеоэфемера и аудиоэфемера — это аудио- и видеозаписи, не предназначенные для последующего использования или хранения. Поразительный объём видео- и аудиоконтента до недавнего времени был эфемерой. Ранние телетрансляции не сохранялись после эфиров (технология их сохранения появилась уже после изобретения телевидения). Даже если теле- и радиостанции вели архивы своих трансляций, то каталоги этих архивов на практике были недоступны для основной аудитории. Это приводило к тому, что лишь небольшое число торговцев плёнками могло обменивать или продавать записи редких счастливых моментов, когда что-то неожиданное или исторически важное попадало в эфир.
Цитата из статьи на сайте Американского Сообщества Эфемеры:
Печатная эфемера стала ненужной в силу появления аудио и видео эфемеры в двадцатом веке… Это сделало проблему хранения ещё более актуальной, чем в эпоху печатных материалов. Хотя видеоархивы изредка были доступны в библиотеках, они изготавливались на пленке низкого качества, были некачественно записаны и повреждались при частом воспроизведении пользователями.
Большой объём и разнообразие выбора, обеспеченные такими ресурсами, как Архив Интернета и YouTube , значительно упростили поиск и обмен как старой, так и современной видеоэфемерой.