Interested Article - Уэсиба, Морихэй
- 2021-02-01
- 1
Морихэй Уэсиба ( яп. 植芝 盛平 Уэсиба Морихэй , 14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) — создатель боевого искусства айкидо .
Родился в городе Танабе в Японии. Также известен как Основатель (яп. 開祖 Кайсо) или Великий учитель (яп. 大(翁)先生 О:сэнсэй).
Айкидо создано Уэсибой на основе элементов традиционных японских единоборств Дайто-рю Айки-дзюцу , кэн-дзюцу и дзё -дзюцу. Название айкидо состоит из трёх иероглифов : ай (合) — соединение, гармония ; ки (気) — духовная сила ; до: (道) — путь .
Основной как — использование силы ( Ки ) противника против него самого. В айкидо используются броски ( нагэ-вадза ), болевые удержания ( осаэ-вадза ), удары ( атэми ). Также характерной чертой айкидо являются круговые движения при уходе с линии атаки и выведение противника из равновесия ( кудзуси ).
Биография
Уэсиба был старшим из четверых детей в семье. Его отец был крестьянином, а мать принадлежала к знатной семье Итокава. В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность. В 1902 году Уэсиба отправился в Токио и стал продавать письменные принадлежности и школьные товары в торговом районе Нихомбаси . В то же время он начал заниматься дзю-дзюцу ( 柔術 ) и кэн-дзюцу ( 剣術 ).
В 1903 году записался добровольцем в армию, для чего путём упражнений на вытяжку увеличил свой рост до минимально необходимого — 157,5 см. Принимал участие в русско-японской войне . В 1907 году покинул армию.
В 1915 году на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такэде — мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники айкидо. Последующие 5 лет он учился у этого мастера и получил степень Кёдзю Дайри . Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.
В 1919 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году он переезжает в Аябе , центр нового религиозного учения Оомото-кё . Там он знакомится с создателем религии Оомото-кё Онисабуро Дэгути .
Морихэя Уэсибу покорило учение Онисабуро Дэгути , который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряжённые физические тренировки Морихэя Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации . В том же году он открывает своё первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё . Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо .
В 1921 году у Уэсибы рождается сын , который впоследствии станет вторым досю ( хранителем пути ).
В 1922 году в Аябе приезжает учитель Уэсибы
Сокаку Такэда
. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат
[
источник не указан 4751 день
]
.
В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу «Айки-Будо» (
合気武道
)
.
В 1924 году Уэсиба принял участие в авантюре Онисабуро Дэгути — «великий поход» на Запад в поисках Шамбалы . Один из создателей секты-религии Омото-кё вдруг почувствовал в себе аватар будды Мироку , собрал группу добровольцев вместе с Уэсибой и Онисабуро, сев на белого коня, повёл группу во Внутреннюю Монголию . Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами, и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу .
В этом путешествии у Морихэя Уэсибы впервые проявляются паранормальные способности — сиддхи . Кроме известного уворачивания от пуль и меча (до нанесения удара противником видел огненную черту, где пройдет лезвие меча), Уэсиба обладал способностью предсказывать будущее .
По возвращении из бесславного похода Морихэй стал усиленно тренироваться в боевых и духовных практиках, надолго уходя в горы Кумано . Он часто принимал обряд — очищение тела и духа под холодным горным водопадом, падающим прямо на макушку. Некоторые последователи утверждали, что в горах Кумано Уэсиба тренировался под руководством свирепого духа — воронообразного чёрта тэнгу . В результате столь строгой тренировки весной 1925 года Уэсиба достиг просветления сатори .
В 1932 году под патронажем и покровительством Омото -кё Уэсиба открывает и возглавляет Общество продвижения и поддержки боевых искусств Японии — Дайнихон Будосэнъёкай. Основными учениками были члены Народной милиции Омото-кё .
Примерно в эти же годы Уэсиба задумывается о преемнике. Уэсиба стал решать вопрос преемника в стиле учения Омото -кё, то есть преемником становится муж дочери, при этом зять усыновляется. (В Омото-кё сосоздательница Нао Дэгути усыновила Кисабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, с переименованием его в Онисабуро Дэгути . С тех пор главой Омото становятся мужья дочерей по женской линии, идущей от Нао Дэгути). Так и Уэсиба для своей дочери Мацуко нашёл жениха среди учеников, мастера кэндо .
В Уэсибой была даже основана школа кэндо, преподавателем в которой и был зять Накакура. Его Морихэй усыновил и дал свою фамилию Уэсиба. Однако через несколько лет произошёл развод и покинул Уэсибу, став однако большим мастером кэндо и иайдо (9 дан ) .
В 1936 Уэсиба открывает собственную школу в Токио с поддержкой Онисабуро Дэгути [ источник не указан 4751 день ] .
В 1942 году «айки-будо» было переименовано Уэсибой в « айкидо » ( 合気道 ) . Вторая мировая война и гонения милитаристского правительства Японии на Омото-кё повлияли на выбор Морихэя . Уэсиба видел айкидо, содержащее гармонию и любовь, как средство для объединения всех людей в мире, как ему и проповедовали в Омото-кё, духовные постулаты которого и легли в основу философии айкидо — пути гармонии и любви.
В 1942 году Уэсиба переезжает в город префектуры Ибараки . Там он строит додзё и Храм Айки (в рамках религии Омото-кё). Один из биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных. Возможно, это также было связано с преследованием религиозного движения Омото -кё — японской военной полицией Кэмпэйтай , аналога гестапо . Онисабуро Дэгути и множество других были арестованы, храмы Омото-кё в Аябэ и Камэоке разрушены ( 1935 год ). От ареста Уэсибу спасло заступничество высокопоставленных учеников .
После войны Уэсиба возвращается в Токио и открывает додзё в районе Вакаяма.
В 1950 году Уэсиба путешествует по Японии и преподает айкидо .
Умер Уэсиба в 1969 году в возрасте 85 лет.
Наследие
Ученики помнят Уэсибу как мастера боевых искусств, чья практика айкидо вывела его на новый уровень — от мастера, обладающего совершенной техникой, к моральному и философскому познанию айкидо как пути к мировой гармонии перед лицом окружающей агрессии.
Уэсиба обучил большое число учеников. Многие из них сами стали учителями, создав собственные школы айкидо. Ниже приведён далеко не полный список учеников, обучавшихся у Уэсибы в разные годы.
Первое (перед войной) поколение
(1921—1935) |
Второе (во время войны) поколение
(1936—1945) |
Третье (после войны) поколение
(1946—1955) |
Четвёртое (и последнее) поколение
(1956—1969) |
|
|
|
|
Эзотерика Уэсибы
Немалое наследие Уэсиба оставил в эзотерической части айкидо . Кроме переосмысления нравственных принципов будо на основе ненасилия и отказа от соревновательности, внесения нового смысла в древнее японское понятие « Айки », он внес много эзотерического в айкидо: космология айкидо, учение И-КИ, магию первозвуков котодама . Благодаря этому ныне учение Морихэя Уэсибы причисляется к тантре , само айкидо причисляется к тантрическим .
Особо стоит отметить стихи О-сэнсэя — Дока (стихи Пути ).
Мемуары Мастера
Поскольку Ай (合 — гармония) едино с Ай (愛 — любовь), я решил назвать мое уникальное будо « айкидо », так как слово « Айки » достаточно древнее. Однако термин , который использовался воинами в прошлом, фундаментально отличается от того, что использую я.
Айки — это не техника, не способ бороться или нанести поражение врагу. Это путь установить мир и сделать человеческие существа единой семьёй.
Секрет айкидо в том, чтобы слиться в гармонии с движением Вселенной и привести себя в согласие с самой Вселенной.
В айкидо необходим разум, служащий умиротворению всех человеческих существ в мире, а не намерение кого-то, кто лишь желает быть сильным или практикуется только в бросках противника.
Я спокоен, где бы и когда бы я ни был атакован. Я не имею привязанности к жизни или смерти. Я оставляю все, что есть, Богу. Будь свободен от привязанностей к жизни и смерти и сохраняй свой разум, который оставляет все Ему, не только когда будешь атакован, но и в повседневной жизни.
Истинное будо — это работа любви. Это труд давать жизнь всем существам и не убивать, не бороться ни с кем. Любовь — хранитель божественности во всем. Ничто не может существовать без этого. Айкидо — это реализация любви.
«Следовать Пути » означает быть единым с волей Бога и практиковать её. Если мы даже слегка отступаем от этого, мы более не на Пути.
Можно сказать, что Айкидо есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего дыхания. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия Айкидо. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда Айкидо принесет плоды в этом мире.
Я хочу призвать людей прислушаться к голосу айкидо. Это не служит исправлению других, это ради исправления вашего собственного разума. Это айкидо .
Книги Морихэя Уэсибы
- На русском языке
- Уэсиба М. Будо рэнсю (Практика будо). — Добросвет, 2001. — 160 с. — ISBN 5-7913-0043-3 .
- Уэсиба М. Айкидо: искусство мира. — Киев: София, 1997.
- На английском языке
- Morihei Ueshiba. . — Kodansha International, 1996. — ISBN 978-4-7700-2070-3 .
- Morihei Ueshiba. . — Shambhala, 1992. — 126 с. — ISBN 978-0877738510 . от 11 марта 2012 на Wayback Machine
Примечания
- Bibliothèque nationale de France Morihei Ueshiba // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- Morihei Ueshiba // (фр.) — 2007.
- Джон Стивенс «Морихей Уесиба. Непобедимый воин.» Иллюстированная биография. стр. 89 ISBN 5-8183-0322-5
- , с. 64—76.
- , с. 80—87.
- , с. 78.
- , с. 93.
- журнал «AikiNews» (Япония) № 131\2002 стр.11,14,17 ISBN 4-900586-65-X
- , с. 111.
- , с. 109.
- , с. 96—98.
- «Сущность айкидо: духовное наследие Морихэя Уэсибы» «София» 2001 стр. 80-87 ISBN 5-220-00414-X
- Джон Стивенс «Секреты айкидо» «София» 2001 цит: «„эта книга исследует тантрический аспект айкидо, объединение мужского и женского“» ISBN 5-220-00431-X
Литература
- Стивенс Д. Морихей Уесиба. Непобедимый воин. Иллюстрированная биография основателя Айкидо. — М. : Гранд, 2001. — ISBN 5-8183-0322-5 .
- Pranin S. // Encyclopedia of Aikido. — 1996.
- , . — Kodansha USA, 2008. — 320 с. — ISBN 978-4770026170 .
- Stevens J. . — Shambhala, 1987. — 129 с. — ISBN 9780877733508 .
Ссылки
- Gaku Homma Sensei. (англ.) . Дата обращения: 24 октября 2012. 4 ноября 2012 года.
- (англ.) . Дата обращения: 24 октября 2012. 4 ноября 2012 года.
- (англ.) . Aikido Journal. Дата обращения: 7 февраля 2013. Архивировано из 10 апреля 2014 года.
- 2021-02-01
- 1