Interested Article - Пока (Грузия)
- 2020-05-10
- 2
По́ка ( груз. ფოკა , западноарм. Փոկա, Poga) — село в Ниноцминдском муниципалитете края Самцхе-Джавахети в Грузии , на берегу озера Паравани . Рядом с селом проходит железнодорожная линия Тбилиси — Ахалкалаки , имеется железнодорожная станция Покани.
Около деревни Пока находится село Гандзани . При товарообмене используется грузинский лари (иногда армянский драм ).
Населённые пункты рядом с деревней: Сагамо , Гандзани (Гандза), , , Тамбовка .
Деревня Пока также богата пшеницей, кукурузой, подсолнухом и другими сельскохозяйственными культурами.
До распада СССР население посёлка было намного больше, чем сейчас, это связано с тем, что многие жители уехали на заработки в Россию . Некоторая часть осталось там жить, а некоторые вернулись обратно, некоторые жители переехали в Муниципальный город, некоторые уехали в столицы: Тбилиси и Ереван . Сейчас же посёлок развивается быстрыми темпами, во многом это благодаря туристам, которые приезжают из других стран в селение, из-за этого многие жители обогащаются за счёт своих магазинов, заправок, сто и т. д. Из-за большого потока туристов, государство, в 2020 году выделила деньги для реставрации дорог в посёлке, постройки платины, отеля, автостоянок, и много другого, как для туристов, так и для жителей посёлка.
Село находится на побережье озера Паравани (груз., западноарм. Парвана), поэтому
в селе очень развито рыболовство, фактически для многих жителей посёлка оно является основным способом дохода. Ловятся в основным такие рыбы как: ряпушка, карась, карп, сазан, храмули, голавль.
История жителей
Предки жителей села пришли сюда из регионов: Ардаган , Эрзурум, Чилдыр . В основном все пришли из деревни, которая находилась рядом с Ардаганом или же с окрестностей Чилдыр . Их предки стали беженцами из Османской империи, из-за массовых побои армянского мирного населения, пришли они в эти земли примерно в 1828—40-х годах, первые переселенцы пришли сюда в 1828 году, были они Аракелянами.
Диалект жителей села выделяется среди всех диалектов Ниноцминдского муниципалитета, так как является западноармянским Чилдырским(Ардаганскии) диалектом. Так же этот диалект встречается в селе Баралети (Ахалкалакский Муниципалитет), потому что армяне, которые там живут, являются соотечественниками армян Поки, тоисть они жили в одной то жей деревне(регионе), что и армяне Поки. Имеется также предположение, что между армянами Баралети и армянами Поки могут быть дальние родственные связи.
Монастырь Святой Нины в Пока.
Женский монастырь Святой Нины в селе Пока (ფოკას წმიდა ნინოს მონასტერი) — небольшой, человек на 7, монастырь около озера Паравани между Ниноцминдой и Цалкой, знаменитый храмом XI века и производством сыра (и шоколадок). Сюда обычно заезжают на пути из Вардзии в Тбилиси, или в дополнение к посещению мегалитов около озера Паравани .
Армянская Церковь в Пока.
Армянами-переселенцами, которые пришли сюда из окрестностей Ардагана, основали на этих землях армянскую церковь, а привёл их сюда их же священник Тер-Еса, который пришел сюда со своим сыном Тер-Мкртичем, и его потомками. Они и построили первую армянскую церковь в этой деревни, а управляли и следили за ней их потомки. Также этот священник, отдал свою землю, или же усадьбу, односельчанам, чтобы те имели землю под кладбище. Эта церковь до сих пор находится в неплохом состояние, но из-за советских властей, которые в свое время сделали рядом с ней, и даже на её территории сельхоз, она перестала функционировать как церковь. Но за зданием следят, чтобы здание было в нормальном состоянии, к слову, она до сих пор находится на земле одних из потомков священника, у Мкртчянов, и именно они и следят за ней. Рядом с церковью находится одно из самых первых кладбищ армян-переселенцев, если не самое первое. На этом же кладбище похоронены священники Мкртчяны: Тер-Мкртич, Тер-Степан и Тер-Мелкон. Также есть могилы священников Косян. В 2023 году, был представлен проект, по реставрации церкви.
Монастырь
Около села есть одноимённый мужской монастырь.
Монастырь находится в селе Пока, который был известен с весьма древних эпох. Под именем Пагас это село нарисовано на карте IV века (вариант — I века), которая, впрочем, известна нам по копии XIII (так наз. Tabula Peutingeriana). Вероятно от того Пагаса произошло армянское «Пога» и грузинское «Пока» (или «Фока»). Считается, что тут в античности действительно было какое-то поселение и Святая Нина, войдя в пределы Иберии в июне 320 года, сначала пришла сюда. И даже жила тут какое-то время. С этого момента это место стало знаменито как первая остановка Нины на её пути в Мцхету . Хотя может быть, что слава пришла к селу около Х века, в эпоху распространения популярности Святой Нины.
В XI веке здесь появился храм. Это случилось в правление Баграта IV при католикосе Окропире (1033—1049). Это был преемник того самого католикоса Мелхеседека, что построил Светицховели и Самтависи. Это значит, что он появился в самый что ни есть «золотой век» грузинской архитектуры, хотя визуально ничего об этом не говорит. Храм выглядит весьма аскетично и несколько «армянско» по стилистике.
В XVI веке тут прошлись набегами персы и места обезлюдели. В конце века регион перешёл к Турции . Потом окрестности озера заселили армяне и похоже, что храм стал армянским — около него появились надгробия с армянскими надписями. Они в основном поздние, XX века.
Ну и в неведомые эпохи кто-то поставил там каменного барана.
Сейчас монастырь — это хорошо заметный в селе красновато-коричневый храм и несколько хозяйственных пристроек по соседству. Основной вход ведёт к юго-восточному углу храма со стороны старого кладбища. За храмом — магазин монастырских товаров.
Храм — это очень простая зальная церковь. То есть, просто четыре стены и двускатная крыша без всяких столбов. Проще не бывает. Он действующий, но двери иногда бывают закрыты. Внутри никаких росписей, всё очень скромно.
Экстерьер храма интереснее его интерьера. Над южным входом сохранилась надпись шрифтом асомтаврули .
Сохранилось много резьбы по камню. На некоторых участках реставраторы поленились воспроизводить резьбу, и в итоге создали её условную имитацию. Это хорошо видно на восточном окне. Выглядит так:
Но в общем храм выглядит аскетично и грубовато — это брутальный архитектурный стиль в Южной Грузии и Армении . И, как в Армении , камень обработан очень качественно.
По своей грубоватости и математической точности линий он напоминает новодел. Как, собственно, и большинство армянских храмов. Но это XI век. Просто вот такая архитектурная школа в этом регионе.
Надгробные плиты в основном армянские. Одна из них прекрасна своей символикой. Была версия, что это поздняя плита и на ней нарисован асфальтовый каток. Скрытый намек на местных армян, которые некогда подрабатывали в Москве дорожными рабочими.
Монастырь быстро прославился своим сырным производством. С некоторых пор тут стали выпускать различные нетривиальные сорта сыра, которые часто можно видеть в элитных сырных магазинах в Тбилиси. Кроме сыра монастырь производит шоколад и конфеты "трюфель".
Про жителей села Мкртчян
С 1950-х до 1990-х годов более 25 % населения села являлись представителями фамилии Мкртчян . Но уже после распада СССР многие эмигрировали в Россию, Армению и в другие страны. А также из-за многих других факторов, численность представителей этой фамилии значительно уменьшилась. На сегодня представители этой фамилии не являются столь доминирующей по численности в селе, но также составляют значительную часть населения.
Великий человек
В Поке жил и родился советский герой,партизан и ветеран Великой отечественной войны Агасин Мкртчян. Биография ветерана весьма интересная и достаточно эпичная. Агасин воевал на Украине и когда его дивизию разбили и многих взяли плен,тот смог убежать. Он смог найти убежище в селе Староселье (Херсонская область) . Агасин помогал жителям этого села, он научил их прятать еду так, чтобы немцы не могли её найти, и тем самым жители не умерли от голода. Агасин пробыл в селе достаточно много времени, а жил он в подвале в одном из домов, чтобы немцы не могли его найти. До сих пор старшее поколение этого села помнит Агасина и его заслуги перед жителями села, а нём говорят как о добром и великодушном человеке. В селе Староселье даже стоит маленький памятник Агасину. Но к несчастью долго скрываться Агасину не получилось, его взяли в плен и увезли во Францию, там ему помогли французские партизаны, и после освобождения из плена Агасин начал вести партизанскую войну во Франции совместно с французскими партизанами. После окончания войны Агасин смог вернуться к себе домой, на Родину в Поку. Агасин удостоен многих наград, в том числе и героя советского союза.
Семьи:
Мкртчян, Зороглян, Мадоян, Агаян, Чапанян, Безоян, Тертерян, Есаян (От Мкртчян), Алванджян, Чахоян, Испирян, Ованнисян, Овсепян, Куюмчян, Куркчян, Акопян, Маркосян, Косян, Аракелян, Айрапетян, Карапетян, Бабаджанян, Саакян, Кюрегян, Тонаканян, Ахцхецян, Аветисян, Кунджулян, Папикян, Урфанян, Адамян, Каисчян, Клоян, Айвазян, Халачян, Чарбудахян, Торосян, Киларджян, Каракозян, Габоян, Бакарян, Антонян.
Известные уроженцы
Агасин Мкртчян - Герой советского союза, ветеран Великой отечественной войны, партизан-герой.
Топографические карты
- Лист карты K-38-88 Гандзани. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1982 год. Издание 1984 г.
Примечания
- . საქართველოს სტატისტიკის ეროვნული სამსახური (ნოემბერი 2014). Дата обращения: 26 ივლისი 2016. 27 марта 2019 года.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- 2020-05-10
- 2