Бабушкин, Иван Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Васильевич Чещарин ( 7 июля 1924 — 30 апреля 2000 ) — Герой Советского Союза , сержант , командир отделения взвода инженерной разведки 665-го отдельного саперного батальона 385-й стрелковой дивизии 50-й армии 2-го Белорусского фронта , участник Великой Отечественной войны .
Родился 7 июля 1924 года в деревне Шилово , ныне Волоколамского района Московской области , в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов сельской школы.
Осенью 1941 году был мобилизован на строительство оборонительных сооружений. С группой земляков копал противотанковые рвы у города Клин, в ноябре 1941 года оказался на оккупированной территории. Пока ребята копали рвы и окопы, гитлеровцы заняли город. Был направлен в лагерь военнопленных в Белоруссию, а затем, как не воевавшего против гитлеровцев, его направили на хозяйственные работы: возил на лошади разные грузы, работал на рубке леса. В начале 1943 года вместе с другими бежал к партизанам, через несколько месяцев был переправлен на освобожденную территорию. В лагере в городе Рославль Смоленской области прошел проверку.
В сентябре 1943 года Рославльским райвоенкоматом был мобилизован в Красную Армию. С декабря того же года участвовал в боях с захватчиками, весь боевой путь прошел в составе 665-го отдельного саперного батальона 385-й стрелковой дивизии , сначала рядовым сапером, потом командиром отделения. Саперное дело осваивал в боевых условиях.
За несколько месяцев боев был награждён двумя боевыми орденами и медалью «За отвагу». Был дважды ранен и контужен, но всегда возвращался в свою часть. Особо отличился в боях за освобождение Белоруссии в первые дни операции «Багратион». Ещё при подготовке к операции 21 июня 1944 года сделал проходы в проволочных заграждениях и обеспечил захват контрольного пленного, был представлен к награждению орденом Славы 2-й степени , награждён орденом Отечественной войны 2-й степени .
25 июня 1944 года у деревни Головенчицы (Чаусский район Могилёвской области) отделение сержанта Чещарина проделало 2 прохода в проволочных заграждениях и минных полях противника, чем обеспечило прорыв переднего края обороны противника.
27 июня, обеспечивая форсирование реки Днепр стрелковым батальоном 1270-го стрелкового полка у деревни Дашковка в Могилевской области , сапёры сержанта Чещарина захватили 5 надувных лодок противника и переправили на них пулеметные расчёты. Лично проделав проход в проволочных заграждениях, с двумя бойцами первым ворвался во вражескую траншею, уничтожил пулеметный расчет и захватил пулемет. Был представлен к присвоению Героя Советского Союза . В дальнейшем участвовал в освобождении Польши, дошел до границы с Восточной Пруссией. В одной из боевых операций в сентябре 1944 года при проведении инженерной разведки под городом Ломжа (Подляское воеводство, Польша) был тяжело ранен очередью из автомата в ногу. Сутки пролежал на нейтральной территории, был эвакуирован в тыл. В госпиталях в городах Рославль и Бухара провел восемь месяцев, был комиссован по инвалидности. Ещё в госпитале узнал о последней боевой награде — ордене Отечественной войны 2-й степени, а уже вернувшись домой, прочитал Указ о присвоении звания Героя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство сержанту Чещарину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7301).
Воспоминания М. Сорокина, председателя совета ветеранов 385-й Краснознамённой, ордена Суворова II степени, Кричёвской стрелковой дивизии:
— Мне не довелось дойти до Днепра, за форсирование которого девять кричевцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Но их имена мне никогда не забыть: Михаил Павлович Докучаев, Маркел Егорович Шаров, Михаил Ермолаевич Волков, узбек Шада Шаимов. Многие ещё живы сегодня. Среди них Иван Васильевич Чещавин, он живёт ныне в Моршанске. Тогда это был восемнадцатилетний парнишка, комсомолец, молчаливый и отчаянно смелый, из тех, кому страх, казалось, неведом. Он пришёл к нам с оккупированной территории, и память о жутких зверствах фашистов, издевавшихся над беззащитными людьми, неудержимо звала его в бой, к мщению. Какое бы задание ни требовалось выполнить, он всегда первым говорил: «Давайте я сделаю». И делал. Мой взвод ходил в разведку — расчищал солдатам заминированный путь. Перед очередной вылазкой называю фамилии тех, кто пойдёт со мной, а он выйдет вперёд, уставится на меня большими глазами и ждёт. Последний раз на войне я видел Ивана в Белоруссии на реке Ресте. Он пошёл на заминированный мост первым, я — за ним. Иван успел обезвредить мины, обрезал провода, но немцы нас увидели и из дальнобойного орудия ударили по мосту. Прямое попадание, и пролёт, под которым мы укрылись, целиком взлетел на воздух. Я, раненый в голову, очнулся уже в госпитале. Прошло тридцать лет. Я нашёл Ивана Чещарина, мы встретились. «Знаешь, — сказал он мне, — а ведь я тебя тогда из реки вытащил».
—
В 1945 году вернулся домой, в родное Шилово , там и узнал, что его отец погиб в 1943 году. Затем уехал к родственникам в Закарпатье, где прожил четыре года. Но так как климат не подходил для здоровья, пришлось переехать в Молдавию. В 1952 году переехал в город Моршанск Тамбовской области, женился, построил дом, у них с супругой родился сын, здесь он жил и работал многие годы.
Скончался 30 апреля 2000 года , похоронен на Моршанском городском кладбище.