Interested Article - Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря
- 2020-03-13
- 2
Це́рковь Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери — православный храм в Московском районе Санкт-Петербурга на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря .
История
Первый храм
Первым храмом во всём Новодевичьем монастыре была деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, заложенная 1 (13) сентября 1848 года . Здание строилось по проекту Н. Е. Ефимова . В том же году, 10 (22) октября , церковь была освящена епископом Ревельским Нафанаилом . Через 20 лет, в 1869 году , под храм был подведён каменный фундамент с устроенными в нём склепами. Сама церковь была отремонтирована. Каждое захоронение в склепе отмечалось надгробной плитой, иногда с решёткой, в полу самого храма.
Современная церковь
Поскольку деревянная церковь стала тесной и была неудобно расположена между монастырской больницей и хозяйственным двором, то в 1906 году было решено заменить её на большую, каменную. Новая кирпичная церковь была заложена митрополитом Антонием 8 (21) июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова на средства, выделенные монастырём и купцами Пантелеевым и Кашинцевым. В 1912 году было окончено возведение храма, и началась роспись интерьера, которой руководил художник с помощниками. Однако недостаток средств в период войны , а также творческий спор между заказчиком и исполнителем стали причиной остановки работ летом 1915 года . В итоге, освящение нового храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» произошло уже после 1917 года . В 1920-е годы богослужения проводились как в старом, так и в новом храмах.
Попытки закрыть храм предпринимались ещё в 1923 году , в период, когда в монастыре служили обновленцы . Окончательно церковь закрыли в июле 1927 года . Некоторое время здание не использовалось. В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под механический цех ВНИИ электромашиностроения, расположившегося в бывшем монастыре . В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене подготовлены шурфы , однако, в связи с техническими трудностями, это намерение осуществлено не было.
С декабря 1990 года по октябрь 1994 года в крипте храма располагался приход во имя святых Новомучеников и исповедников Российских Русской православной церкви заграницей . Одновременно, в самой церкви с 1992 года находилась община Московского Патриархата. 15 марта того же года был освящён придел во имя Державной иконы Божией Матери . Начата реставрация. В 1995 году церковь была передана восстанавливаемому монастырю. Сам храм был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. В 2002 по 2004 годах в храме была произведена полная реставрация.
Архитектура, убранство
Кирпичный пятиупольный двухэтажный храм выстроен в неовизантийском стиле , что сближает его с архитектурой Софийского собора в Константинополе . Церковь расположена внутри монастырского каре на одной оси с Воскресенским собором и главным входом на кладбище . Здание имеет гранитный цоколь и облицовано светлым кирпичом, привезённым сюда из Германии .
Купола храма расположены на низких барабанах , опоясанных аркадами , создающими урезы на куполе, и украшенными орнаментами и майоликой . Своды и вторые своды (вместо купольных стропил ) железобетонные. Первоначально купола были покрыты особой черепицей , наподобие греческих храмов . В каждой арке устроен оконный проём.
С трёх сторон храма устроены входы с порталами , образованными массивными пилонами со сводами, декорированными бетонной скульптурой, имитирующей резьбу по камню, и украшенными мозаичными вставками. Среди декоративных изображений: растительный орнамент с виноградной лозой и пальмовыми ветвями, символы евангелистов , птицы, кресты, монограмма Христа , Альфа и Омега . Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада тоже имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды , одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.
Казанский храм имеет три придела : главный — Казанской иконы Божией Матери , северный — Державной иконы Божией Матери и южный — преподобного Серафима Саровского . Круглый в плане храм разделён на три нефа . Центральный неф устроен в виде ротонды . Он окружён колоннадой из железобетонных колонн, облицованных искусственным красным мрамором с позолоченными капителями . За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа. Над ними устроены двухъярусные галереи. Первоначально стены внутри храма были облицованы тёмно-зелёным искусственным мрамором , из мрамора был сделан также иконостас . Современные иконостасы деревянные резные, покрыты позолотой. Центральный иконостас — двухъярусный, боковые — в один ярус. Иконы для иконостаса были написаны преподавателями Санкт-Петербургской духовной академии В. Т. Ждановой и И. Н. Кусовым.
Ко времени возвращения храма православной церкви росписи в русском стиле, выполненные в 1910 — 1915 годах , частично сохранились. Её восстановлением и воссозданием занимались иконописцы из Санкт-Петербургской духовной академии и иконописной школы Московской епархии (город Дубна ).
Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей священномученика Илариона (Верейского) .
Фундамент храма бетонный. В подвальной части были устроены двухъярусные склепы , позволившие устроить захоронения около 350 человек . Изначально снаружи храма, вдоль цоколя , предполагалось также устроить склепы. В настоящее время перед западным фасадом находятся захоронения, среди которых могилы архитектора Василия Косякова, архимандрита Кирилла (Начиса) .
Комментарии
- Остатки исторического черепичного покрытия ликвидированы во время реставрации 2000-х годов и заменены медным листом.
- При условии установки тонких железобетонных простенков между склепами, по проекту, предполагалось устроить более 500 мест.
Примечания
- Старый деревянный храм закрыли в 1929 году и снесли.
- Постоянная вибрация работавших станков нанесла существенный вред конструкции здания.
Литература
- // Зодчий. — 1911. — Вып. 27 . — С. 295 .
- Антонов В. В., Кобак А. В. . — СПб. : Лики России, 2003. — ISBN 5-87417-114-2 .
Ссылки
- 2020-03-13
- 2