Фридрихс, Курт Отто
- 1 year ago
- 0
- 0
Курт Магнус А́ттерберг ( швед. Kurt Magnus Atterberg ; 12 декабря 1887 , Гётеборг — 15 февраля 1974 , Стокгольм ) — шведский композитор, дирижёр и музыкальный критик.
Начал учиться музыке с освоения виолончели , однако систематическое образование получил как инженер и после окончания Королевского технологического института на протяжении большей части жизни (1912—1968) работал в Шведском управлении патентов и регистрации (с 1936 года — в должности начальника отдела). В 1908 году Аттерберг опубликовал своё первое сочинение, Рапсодию для фортепиано с оркестром, и лишь после этого в 1910—1911 гг. прошёл формальный курс композиции в Стокгольмской консерватории у Андреаса Халлена .
Тем не менее, творчество Аттерберга достаточно рано встретило признание. В 1919 году его скрипичный концерт был впервые исполнен Альмой Муди с Берлинским филармоническим оркестром под руководством Макса фон Шиллингса , а в 1922 в Германии состоялись премьеры его Третьей и Четвёртой симфоний. В 1924 году он стал одним из соучредителей Шведского общества композиторов, в 1926 был избран членом Шведской академии музыки (в 1940—1953 гг. он занимал пост её секретаря). В 1928 году Аттерберг добился наибольшего международного успеха: звукозаписывающая фирма Columbia к 100-летию смерти Франца Шуберта объявила конкурс на лучшую симфонию, вдохновлённую « Неоконченной симфонией » Шуберта, и Аттерберг стал его победителем со своей Шестой симфонией, выиграв денежный приз в 10 000 долларов (за симфонией закрепилось несколько ироническое прозвание «Долларовая симфония» ( швед. Dollarsymfonin ), а музыковед Иван Соллертинский , в рамках антибуржуазного обличения текущего состояния западной музыки, охарактеризовал её как эпигонскую ).
Аттербергу принадлежат пять опер , три балета , (в том числе к таким пьесам, как « », « Антоний и Клеопатра », « Буря »), девять симфоний, девять оркестровых сюит и многое другое.
Как дирижёр Аттерберг в 1916—1922 гг. возглавлял оркестр Королевского драматического театра в Стокгольме, в дальнейшем же дирижировал преимущественно собственными сочинениями. В 1919—1957 гг. он активно выступал как музыкальный критик в газете . В 1938—1943 гг. был активным деятелем Шведско-немецкого общества.
Подобно Шуберту , Бетховену , Брукнеру , Дворжаку и Малеру , Аттерберг как симфонист не смог преодолеть « заколдованный рубеж девятой симфонии ». Его девять симфоний вошли в золотой фонд . Главной особенностью музыкального языка шведского композитора является его мелодичность, свойственная русским композиторам, на музыкальные традиции которых он во многом опирался. Определяя свои творческие ориентиры, Аттерберг говорил:
В духе романтизма второй половины XIX века написаны Симфония № 1 (1910) и Симфония № 2 (1913). В Симфонии № 3 (1916), которая носит название «Картины западного побережья», Аттерберг, мастерски используя изобразительные возможности оркестра, рисует прекрасные ландшафты и пейзажи родины. Виртуозные партии флейты можно услышать в Симфонии № 4 «Piccola» (1918). Симфония № 5 (1922) полна драматического накала и трагизма. Симфония № 6 (1925) и Симфония № 7 «Романтическая» (1942) наиболее полно отражают мироощущение автора и являют собой пример авторского кредо композитора, для которого романтизм на протяжении всей жизни оставался творческим принципом. Симфония № 8 (1945) вновь полна трагизма и экспрессии и по духу близка Симфонии № 5. Авторским завещанием является Симфония № 9 — «Sinfonia visionaria», написанная для солистов , хора и оркестра .