Interested Article - Фрекульф
- 2021-02-01
- 1
Фрекульф из Лизьё (лат. Freculphus Lexoviensis ; † 8 октября 850 или 852 года), — франкский священник, дипломат и историк, выпускник « дворцовой школы» в Аахене во времена правления Карла Великого , епископ Лизьё примерно с 824 года и до своей смерти.
Известен прежде всего как автор универсальной хроники « История в двенадцати книгах» ( Historiarum libri XII ), остающейся важным источником по истории средневековой Галлии и народа франков . Универсальные хроники, подобные хронике Фрекульфа, излагают историю «от Сотворения мира» и до современного автору момента, при этом, с приближением к текущему моменту, изложение становится всё более подробным и узко локализованным . Объёмный труд Фрекульфа в жанре универсальной хроники специалисты называют также «логическим завершением средневековой традиции, идущей от Евсевия и Августина » .
Ранний период жизни
Происхождение Фрекульфа неизвестно; известно, что он был учеником канцлера Людовика Благочестивого , Элизахара , и выпускником, а затем и членом, привилегированной дворцовой Академии в Аахене , основанной по указу Карла Великого в интересах императорской семьи.
В 816—819 годах по инициативе нового императора, Людовика Благочестивого, с целью реформы монастырских уставов по бенедиктинскому образцу , в Аахене созывались церковные совещания; во время этих совещаний выпускник одной из лучших местных церковных школ того времени и личный протеже канцлера имел удобный случай выдвинуться.
Фрекульф стал епископом в 823 или 825 году (что тоже указывает на его высокое происхождение), и оставался им до своей смерти 8 октября 850 или 852 года . Став епископом, Фрекульф занимался различными церковными и политическими вопросами того времени: был посланником императора в Рим, участвовал в подготовке и проведении « » (синода) в Париже в 825 году. Его называли «человеком деловым и со связями» .
Посольство к папе римскому и Парижский собор
Император Восточной Римской империи Михаил II , вступивший на трон в 820 году в результате переворота, был терпим к тем, кто поклонялся изображениям (см. Иконоборчество ). Однако в силу внутриполитических причин, патриархом при нём был избран убеждённый иконоборец, и на международном уровне, в борьбе за влияние византийской и римской церкве́й, Михаилу пришлось возобновить иконоборческую риторику своего свергнутого предшественника. Франки же, в духе постановлений национального Франкфуртского собора 794 года , допускали использование изображений, но не их почитание , что делало их возможными союзниками восточного императора в его спорах с Римом по этому вопросу.
В письме, которое шло к адресату около двух лет, император Михаил попросил Людовика Благочестивого убедить папу Евгения II запретить поклонение иконам. Людовик согласился, и одним из двух посланников, которых он в 824 году отправил с этой миссией в Рим, был новопоставленный епископ из Лизьё Фрекульф.
Переубедить Евгения II посольству не удалось , однако удалось взять благословение на проведение поместного собора западных епархов по вопросу иконопочитания .
Собор прошёл в следующем, 825 году, в Париже. В пространном капитулярии из 71 главы, составленном по образцу постановлений соборов вселенских, франкские священники, «подданные императора», ещё раз подтвердили свою приверженность постановлениям Франкфуртского собора, объявив иконопочитание и иконоборчество одинаковыми «крайностями» и «заблуждениями»; при этом Фрекульф упоминается среди лиц, проводивших «изыскания» для собора .
«Двенадцать книг по истории»
Важнейшим трудом Фрекульфа в дальнейшем стали его « Двенадцать книг по истории» в двух частях.
Первую часть, — историю до Рождества Христова в семи книгах, — Фрекульф посвятил жене своего государя, императрице Юдифи (намекая на Богородицу); вторую часть, — историю после Рождества Христова в пяти книгах, — Фрекульф в качестве подарка преподнёс уже сыну императрицы, Карлу — будущему императору Карлу Лысому .
В письме императрице Фрекульф писал, что её сын, Карл, подобен Карлу Великому : « его дедушка, кажется, не умер, а, скорее, временно скрылся в тумане сна, чтобы затем осветить мир заново своим бессмертным умом, изяществом и добродетелью, воссиявшими в его внуке вместе с его именем » . Фрекульф, далее, надеялся, что преподнесённая книга « позволит князьям принять меры предосторожности против неудобств для себя и своих подданных » .. Императрица поощряла сравнение своего сына с Карлом Великим, сравнение это пережило даже его правление . В посвящении Фрекульф также выразил надежду, что Карл будет « королем новой эпохи » . Позднее он преподнёс Карлу Лысому и копию военного трактата « De re militari» Вегетия .
Хроника Фрекульфа, наряду с хроникой Адона Виеннского , до конца XII века оставалась единственным примером хроники, охватывающей всю мировую историю . Только в начале XIII века мировые хроники станут более многочисленными. Его хорошо сохранившаяся работа прекрасно иллюстрирует, насколько в эпоху каролингов соблюдалась традиция.
Первая часть книги рассказывает историю от сотворения мира до рождения Иисуса Христа . Вторая часть состоит из истории от воплощения Иисуса до 827 года нашей эры . Повествование сосредоточено главным образом на религиозных аспектах истории, таких как обращение вестготов в католичество, жизнь и деятельность выдающихся пап, «защитников веры», мучеников, перипетии вселенских соборов, борьбы с ересями и т. п. .
При этом в своей хронике Фрекульф не использовал привычные хронологические модели для организации материала . Вместо этого он проследил историю роста и падения царств и их культов через призму храмового богопочитания . Историк радикально переосмыслил концепцию веков-возрастов Евсевия — Иеронима (после Адама следующим «веком» был Потоп , затем Авраама, далее Исход , Первый и Второй Храм , — вплоть до Рождества Христова). Римскую империю и её историю он описывал как путь и условие для роста истинной веры, и первым, по-видимому. из средневековых писателей осознал, что пришедшие на смену римлянам и готам франки и лангобарды начали новый «век» в мировой истории .
« Двенадцать книг по истории » Фрекульфа стали образцом для нескольких следующих поколений хронистов и остаются ценным источником по истории культуры эпохи Каролингов и « Каролингского возрождения ».
Рукописи
Рукописи его летописи включают в себя:
- « — BM — ms. 0091». Origin ( Notre-Dame)
- « — BM — ms. 0160». Origin ( )
Литература
- Natumewicz, C. F. «Freculphus of Lisieux, His Chronicle and a Mont Saint-Michel Manuscript.» Horae Eruditae et Codices sancti Michaelis de periculo maris, 90-134. Steenbrugge: 1966. HS 90-1800 Multiple authors: MICHAUD-QUANTIN P., CORDOLIANI A., MATHIEU M., JEAUNEAU E., NATUNEWICZ Ch.-F., PREAUX J. & SCHNEYER J.B.
- Frechulfi Lexouiensis episcopi Opera omnia . Ed. Michael I. Allen. 2 vols. (1. Prolegomena — Indices; 2. Textus). Corpus Christianorum, Continuatio Mediaeualis 169-169A. Turnhout: Brepols, 2002
Примечания
- Contreni, John. The Carolingian renaissance: Education and literary culture // The Carolingian Renaissance: Education and Literary Culture Volume 2: c.700- c.900 (англ.) . — Cambridge University Press , 1995. — P. 709—757. — ISBN 9781139055710 . — doi : .
- , Michael I. Allen. Universal history 300–1000: origins and western developments, p. 39.
- ↑ Noble, Thomas. (англ.) . — University of Pennsylvania Press . — P. 352.
- Davis, Raymond. (англ.) . — Liverpool UP.
- Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" . из оригинала 28 апреля 2019 . Дата обращения: 28 апреля 2019 .
- Michael Edward Moore. . — CUA Press, 2011-11-07. — 449 с. — ISBN 9780813218779 .
- Freculf, (Circa 829). (англ.) . 6 ноября 2014 года. . Дата обращения: 28 апреля 2019. Архивировано 6 ноября 2014 года.
- Natalia; Lozovsky. (англ.) // Speculum : journal. — 2006. — Vol. 81 , no. 2 . — P. 325—364 . — doi : .
- Dutton, Paul. (англ.) . — . — P. 14.
- McKitterick, Rosamund. (англ.) . — Cambridge University Press . — P. 213.
- , Charles the Bald (Longman, 1992), p. 84.
- Saurette. . Academia.edu (2005–2006). Дата обращения: 21 октября 2013.
- No name (2001), Historiography in the Middle Ages , Leiden Brill, ISBN 978-90-04-11881-2
Литература
- Historiography in the Middle Ages / Edited by Deborah Mauskopf Deliyannis. — Leiden : Brill, 2003. — 464 p. — ISBN 9789004118812 .
Ссылки
- (англ.)
- 2021-02-01
- 1