Interested Article - Алан Лилльский

Алан Лилльский ( фр. Alain de Lille , лат. Alanus de Insulis , Alanus ab Insulis) (ок. 1120 , Лилль 1202 , Аббатство Сито ) — французский теолог, писатель и поэт. Монах- цистерцианец . Католический святой (день поминовения 30 января).

Очерк биографии

Учился, вероятно, в Шартре , Париже , Туре . Преподавал в университете Монпелье свободные искусства , позже теологию. Отличался энциклопедической образованностью, за что заслужил почётное прозвище doctor universalis . В 1179 участвовал в работе III Латеранского собора .

Очерк творчества и научной деятельности

Автор сборника крылатых изречений «Liber parabolarum» (319 дистихов ), а также нескольких теологических трудов о католической вере, о еретиках, о проповеди, а также алфавитного указателя к Библии «Словоразличия», приуроченного к толкованию в ней различных аллегорий (все на латинском языке).

Алан провозгласил все положения веры рационально доказуемыми. Используя аксиомы в логических конструкциях наподобие математических алгоритмов, в трактате «Правила богословия» построил дедуктивную систему теологии. Рассматривал взаимоотношения Бога и мира с позиций неоплатонического мистицизма , считал природу посредницей между творцом и материей.

Наиболее известное сочинение Алана Лилльского « Антиклавдиан » ( Anticlaudianus ; 1182—1183) в аллегорической стихотворной форме (написано гексаметрами ) представляет универсальный обзор тогдашнего знания. Формальным поводом поэмы Алана стало сочинение «In Rufinum» позднеантичного писателя Клавдия Клавдиана . В начале книги Клавдиана собираются воедино все грехи и пороки, чтобы сотворить чудище по имени Руфин (так звали враждебного Клавдиану чиновника). В «Антиклавдиане» воедино собираются все добродетели, чтобы сотворить идеального божественного человека (homo divinus). «Антиклавдиан» стал образцом аллегорической поэмы для всего позднего Средневековья.

В сочинении « Плач Природы » ( Liber de planctu naturae ), написанной прозиметром (явно по модели Боэциева «Утешения Философией»), Природа выступает наподобие платоновского демиурга. Она является Алану в сновидении и объявляет себя наместницей Бога в деле творения, сошедшей на землю для борьбы с грехами пьянства, чревоугодия, гордыни и другими. В окружении прибывающих (одного за другим) священнослужителей Природы в итоге объявляется отлучение от Природы и божественной Любви всех, кто погряз в смертных пороках. По оглашении этого декрета все Добродетели гасят лампады, и Алан пробуждается.

Литературный стиль Алана отличается изысканностью, вплоть до вычурности. Поэт использует весь огромный арсенал накопленных античностью литературных приёмов и риторических фигур — антитезы, параллелизмы, оксюмороны , катахрезы , перифрастические плеоназмы , этимологические фигуры (игру слов), многочисленные метафоры .

Алан Лилльский — автор ряда знаменитых поговорок, в том числе

  • У авторитета нос из воска (лат. Auctoritas cereum habet nasum ; из трактата «Ars catholicae fidei»), то есть высказывание авторитета можно трактовать в любом смысле, а поэтому следует подкреплять его разумными доводами;
  • Все дороги ведут в Рим (лат. Mille viae ducunt hominem per saecula Romam , из «Liber parabolarum»).

а также аксиомы, которую сделал знаменитой Паскаль :

  • Бог есть сфера мысленная, чей центр везде, а окружность нигде (из «Regulae coelestis iuris»).

Не следует путать Алана Лилльского с другим богословским писателем, (нид.) , который был в 1151—1167 гг. епископом Осерским и умер в 1185 г. в Клерво .

Сочинения (выборка)

  • De planctu naturae (между 1168 и 1172)
  • Anticlaudianus sive De officiis viri boni et perfecti (1182-83)
  • Proverbiae sive Liber parabolarum (авторство оспаривается)
  • Distinctiones dictorum theologicarum sive summa Quot modis
  • Omnis mundi creatura (стихотворение)
  • Summa Quoniam homines
  • Liber poenitentialis
  • Contra haereticos (1190-1200)
  • Regulae coelestis iuris (также под назв. «Regulae de sacra theologia», «Maximae theologicae, «Theologicae regulae», 1192-94)
  • De arte praedicandi
  • Ars catholicae fidei (приписывается также Николаю Амьенскому)

Библиография

  • Полное собрание сочинений Алана Лилльского — в т. 210 Латинской патрологии Ж.-П. Миня .
  • Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957
  • Алан Лилльский . Плач Природы. Перевод М.Л. Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. М., 1972 (фрагментарно)
  • Алан Лилльский . О бренном и непорочном естестве человека. Перевод М.Л. Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. М., 1972 (перевод стих. Omnis mundi creatura)
  • Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
  • Les paraboles Maistre Alain en françoys // Modern Humanities Research Association Critical Texts 2. London, 2005, ISBN 0-947623-64-7 .
  • Alain de Lille . Regeln der Theologie. Übersetzt und eingeleitet von Andreas Niederberger u. Miriam Pahlsmeier. Freiburg/Br., 2009.
  • Alanus ab insulis . Von der Klage der Natur - De planctu naturae // Cistercienser Chronik. 117. Jg., H. 2/3, 2010, SS.175-380.

Ссылки

  • (ок. 1400)
Источник —

Same as Алан Лилльский