Мумификация
- 1 year ago
- 0
- 0
Мумификация в Древнем Египте — искусство бальзамирования (предохранения трупов от разложения и гниения посредством пропитывания их противогнилостными веществами ), известное с древнейших времён . Так как ежегодное разлитие Нила держало в течение двух месяцев поверхность земли под водой, египтяне изобрели самые лучшие способы для предохранения тел умерших от гниения . У древних египтян все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию . Египетский метод был описан Диодором . Существовало много способов бальзамирования трупов.
Бальзамирование употреблялось, по верованиям египтян , с целью сохранить тело усопшего как последнее жилище души , после того как душа совершила многоразовые переселения из одного живого тела в другое. Лица, осуществлявшие бальзамирование, или врачи, считались священными и обитали в некрополях .
Самый совершенный метод состоял в опорожнении полости черепа с замещением мозга ароматическими веществами, в удалении всех внутренностей, пропитывании их ароматическими веществами и наполнении брюшной полости пахучими смолами или асфальтом (природным битумом ) . Затем производилось вымачивание всего трупа в растворах натриевых солей и, наконец, заворачивание его в непроницаемые для воздуха ароматизированные ткани . Процесс бальзамирования продолжался от 30 до 70 дней, а по свидетельству Священного Писания ( Быт. ) врачи употребляли для бальзамирования 40 дней .
Набальзамированное тело обычно помещали в гроб- саркофаг в виде человеческой фигуры из сикоморового дерева (библейская смоковница; инжир ) или из камня . На саркофаге очень часто изображалось лицо усопшего; он ставился вертикально у стены дома и в таком положении оставался в течение многих лет. Затем уже мумии переносились в подземелья или скалистые пещеры (гроты), где их часто находили по прошествии 2–3 тысяч лет в состоянии полной сохранности.
Бальзамирование, одевание и закутывание мёртвых находились под покровительством Анубиса , он охранял могилы и оберегал мумии, провожал души умерших в подземный мир Аменти и ходатайствовал о милостивом для них приговоре на посмертном судилище . Изображали этого бога в виде шакала либо человека с головой шакала; древние греки и римляне, смешивая шакала с собакой, называли Анубиса богом с собачьей или волчьей головой.
К началу XX века главными источниками сведений о принятом у египтян бальзамировании являлись Геродот (II, 85) и Диодор (I, 91) .
ЕЭБЕ приводит выдержку из одного папируса: «Царь приказал отвезти Пташферха в хорошее жилище (некрополь) до 16-го дня, украшать его до 35-го дня, бальзамировать до 70-го дня; затем его похоронили в склепе» .
Когда кто-нибудь умирал, родственники приносили его труп к бальзамировщикам, которые составляли особенный цех, имели пребывание в некрополе (левый берег Нила) и, как видно из других (греческих и коптских) источников, далеко не мирно уживались друг с другом. Они делились на три класса :
причём каждый из этих классов занимался своим делом на правах монополии. К ним присоединялись многочисленные ремесленники, напр. столяры, ткачи бинтов, каменотёсы и др., которые все жили в некрополях. Согласно Геродоту , бальзамировщики показывали родственникам три разные модели мумий из дерева, за изготовление которых они требовали различные цены. Когда модель была выбрана, а цена установлена, они приступали к работе.
Умершего обыкновенно вскрывали таким образом: острым крючком извлекали мозг из головы через ноздри, а внутренности чрева извлекали через отверстие в левом боку, сделанное кремнёвым ножом ; потом очищенную внутренность вымывали пальмовым вином , наполняли благовонными веществами ( миррой , касией и др.) и затем укладывали всё тело в селитру на 70 дней. По прошествии этого времени тело (иначе мумию) заворачивали в самые тонкие льняные ткани или в виссонные повязки, покрытые обычно аравийской камедью ; наконец тело помещалось в деревянную форму и устанавливалось в вертикальном положении в погребальнице. По Геродоту , это был самый дорогой способ бальзамирования, стоивший около таланта (~54 мины) серебра.
Внутренности знатных особ помещались в отдельный сосуд и бросались в реку или — в особом сосуде « канопа » — возлагались при трупе . Крышки четырёх каноп представляли собой головы гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна) .
Утверждение Геродота , что мозг извлекался из черепа острым крючком через нос, подтвердилось исследованием профессора Чершона, нашедшего в пражских мумиях решётчатую кость совершенно разрушенной. На животе всех мумий с левой стороны так называемой белой линии ясно виден след разреза, о котором повествует Диодор .
При другом способе, стоившем около 20 мин , внутренности из тела умершего не вынимались, но в желудок вводилось значительное количество кедрового масла , и тело на определённое время клалось в селитру (в ямчугу или емчугу — на языке XVI века ). К внутренностям присоединяли фигурки гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна). В мумии христианского времени вместо этих фигур вкладывали медико-магические амулеты с именами архангелов .
Самый дешёвый способ бальзамирования, употребляемый исключительно бедными, состоял в том, что внутренности вымывались в настое александрийского листа (лат. Folium Sennae ; кассия остролистная) и кассии (из коры коричника китайского ?) затем тело укладывали на некоторое время в селитру . Более чем 70 дней оставлять его там было запрещено . По данным Диодора , выщелачивание продолжалось только 30 дней .
По надписям на мумиях можно почти с точностью определить, к какому времени они относятся; заметно, что мумии древнеегипетского мемфисского царства до эпохи вторжения гиксосов сохранились далеко не так хорошо, как мумии эпохи 18-й фивской династии :
От эпохи владычества гиксосов ( XV династия ) в Египте мумий вовсе не сохранилось .
Библия рассказывает, что патриарх Иаков (Яков), равно как и его сын Иосиф , раньше чем быть погребёнными в Палестине , подверглись бальзамированию в Египте . И авторы БЭАН заключают: «Евреи заимствовали бальзамирование от египтян» :
Кроме этих двух случаев бальзамирования тел двух патриархов Иакова и Иосифа , из Священного Писания не видно, чтобы бальзамирование употреблялось у евреев когда-либо в том виде, как у египтян. Приготовляли умерших к погребению, употребляя благовония, искусственные масти ( 2Пар. ), обвиваяи тело пеленами и умащая его ароматами ( Иоан. ).
Авторы ЕЭБЕ уточняют: заимствовали ли евреи от египтян обычай бальзамировать покойников, прямых указаний в Библии не имеется. Известно лишь, что в I веке нашей эры у евреев был обычай окутывать знатных покойников длинными бинтами, пропитанными разными благовонными смолами ( Иоан. ). Известно также, что трупы особенно чтимых лиц евреи бальзамировали иногда таким образом, что клали их на продолжительное время в мёд .
Египетский метод бальзамирования был описан Диодором , но его описание во многих частях страдает неясностью изложения .
Что при египетском способе бальзамирования трупы не предохранялись от разложения — это доказывается простым осмотром мумий . Все мягкие части оказываются совершенно изменившимися в своем строении, и даже наружные формы их еле сохранены. В общем, египтяне достигали лишь превращение гниения в продолжительное изменение и распадение тканей, что производилось частью при помощи применения антисептических веществ, частью путем устранения доступа воздуха, частью, наконец, условиями, способствовавшими высыханию трупа.