Interested Article - Шоле, Лидия
- 2021-03-27
- 1
Ли́дия Э́зровна Карака́ш-Шоле́ ( польск. Lidia Karakasz-Szole ; 2 декабря 1896 , Троки — март 1943 , Варшава ) — польская художница и декоратор , автор герба польско-литовских караимов .
Биография
Родилась в Троках в зажиточной караимской семье. Отец — Эзра Самойлович Шоле (? — 1908, Санкт-Петербург), владелец основанной в 1884 году в Санкт-Петербурге гильзовой фабрики «Э. Шоле и К о », происходил из бахчисарайских мещан . Мать — трокская мещанка Эмилия (Камиля) Иосифовна Лобанос (1873 — ?), дочь габбая и бургомистра Трок Иосифа Ильича Лобаноса (1830—1904) . Дядя — Иосиф Иосифович Лобанос (1880—1947), газзан в Вильно и Луцке , в юности работавший на гильзовой фабрике Эзры Шоле . Бабушка — Эмилия-Ахува Ананьевна Лобанос (1847—1927), дочь младшего газзана трокской кенассы Анании Абковича . Вскоре после рождения дочери семья Шоле переехала в Санкт-Петербург. 9 сентября 1900 года у Лидии родилась младшая сестра Наталья. Овдовев, их мать вышла замуж за воспитателя своих детей Илью Юткевича, выпускника юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
В 1914 году окончила частную гимназию княгини Оболенской . После 1918 года семья перебралась в Вильно , где Лидия поступила в Университет Стефана Батория на факультет изящных искусств. В середине 1920-х годов отправилась в Париж , где продолжила изучать живопись в Академии изящных искусств . В 1926 году выступила на собрании парижских караимов-эмигрантов с докладом о караимских центрах в Вильно и Троках. Вернувшись домой, продолжила свою общественную деятельность. В январе 1923 года была избрана членом правления Виленского караимского общества. Участвовала в жизни караимского любительского театра. Принимала активное участие в деятельности основанного в 1932 году в Вильно Общества любителей караимской истории и литературы, на первых порах была его секретарём . Как художник она присоединилась к Ассоциации независимых художников. Вместе с группой из дюжины других художников приняла участие в первой выставке этого объединения, которая состоялась 20 сентября 1931 года в выставочном здании Бернардинского сада в Вильно . Также Лидия Шоле увлекалась танцами и игрой на фортепиано. В 1933 году в Вильно был открыт клуб «Сморгония», который посещали местные писатели, художники и музыканты. Шоле была одной из тех, кто придумывал и создавал художественное оформление для каждой встречи в клубе, проводимые в среднем каждые две недели.
В середине 1930-х годов по финансовым обстоятельствам Лидия Шоле уехала в Варшаву , где жила в районе Жолибож . Об этом периоде её жизни известно очень мало. Скорее всего она стала декоратором театра кукол «Урвис», основанном в Варшаве в 1935 году. После начала войны Лидия не решилась вернуться в Вильно и продолжила участвовать в деятельности кукольного театра, поддерживаемого отделом образования Польского подпольного государства . В марте 1943 года была задержана нацистами на улице возле своего дома во время облавы и там же расстреляна . Её тело выдано не было, а место захоронения неизвестно . По неподтверждённой версии Лидия Шоле могла быть связной Движения Сопротивления Польши .
Творческое наследие
Оставила серию картин маслом и акварелью, в том числе вид трокской кенассы , в 2015 году помещённый на обложку книги У. Врублевской «Культурно-просветительская деятельность караимов во Второй Польской республике» ( польск. Działalność kulturalno-oświatowa Karaimów w Drugiej Rzeczypospolitej ) . Вероятно, Лидия Шоле была и автором эмблемы караимского гахана , созданной примерно в 1929 году. Несколько рисунков этой эмблемы, выполненных Шоле, хранятся в архиве Серайи Шапшала в Вильнюсе. Со временем эта эмблема стала гербом польско-литовских караимов . По мнению Михаила Кизилова, автором идеи появления символики эмблемы выступил сам Серайя Шапшал .
Адрес в Санкт-Петербурге
- ул. Мытнинская , 17 .
Примечания
- ↑ , s. 105.
- Шоле, Эзра Самуйлович // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов . — СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1913. — Т. 4 (С—Фита). — С. 568. — 748 с.
- Еврейское кладбище . Еврейская религиозная община Санкт-Петербурга. Дата обращения: 17 июня 2019.
- ↑ Mariusz Pawelec. (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2011. — Marzec ( nr 1 (30) ). — S. 12—14 . — ISSN . 20 января 2021 года.
- Байрашаускайте Т. Татарская и караимская общины в XIX веке: демографический аспект. — Ориент в общественной традиции Великого княжества Литовского: татары и караимы. — Вильнюс, 2008. — С. 51. — ISBN 978-9955-33-346-3 . — ISSN .
- ↑ Anna Sulimowicz. (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2017. — Wrzesień ( t. 28 , nr 3 (56) ). — S. 8 . — ISSN . 26 февраля 2021 года.
- Anna Sulimowicz. (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2017. — Wrzesień ( t. 28 , nr 3 (56) ). — S. 9—11 . — ISSN . 23 мая 2021 года.
- , s. 129.
- Ananiasz Zajączkowski . (польск.) // Myśl Karaimska . — Wilno, 1945-1946. — T. 23 , nr 1 . — S. 140 . 23 мая 2021 года.
- , p. 302.
- , s. 4.
- , p. 276.
- . Дата обращения: 18 июня 2019. 31 октября 2020 года.
Комментарии
- По другим данным родилась 25 февраля 1896 года в Санкт-Петербурге
Литература
- Kizilov, Mikhail. (англ.) . — Warsaw, Berlin: De Gruyter Open , 2015. — 546 p. — ISBN 978-3-11-042526-0 .
- Wróblewska, Urszula. (польск.) . — Białystok: Trans Humana, 2015. — 256 p. — ISBN 978-83-64817-12-0 .
- 2021-03-27
- 1