Interested Article - Бердник, Олесь Павлович

Алекса́ндр (Оле́сь) Па́влович Бе́рдник ( укр. Олександр Павлович (Олесь) Бердник ; 27 ноября 1926 , Вавилово , Николаевская область 18 марта 2003 , Гребени , Киевская область ) — советский и украинский писатель- фантаст , участник правозащитного движения , один из основателей Украинской Хельсинкской группы .

Книги Бердника были переведены на русский, английский, французский, немецкий, болгарский, польский, чешский, словацкий, венгерский, японский языки. В 2002 году Бердник получил премию «Философский камень» Международного фестиваля фантастики « Звёздный мост » за заслуги перед фантастикой .

Биография

Родился в селе Вавилово Херсонской области (ныне Николаевская ) . Отец Бердника добрался по заснеженным дорогам до соседнего села, где находился сельсовет, только через месяц после рождения сына. Секретарь сельсовета, в свою очередь, сделал сразу две ошибки: датой рождения указал текущую, а годом — тот, который ещё не наступил. Это привело к сохранившейся по сей день путанице с датой рождения писателя.

В детстве Олесь Бердник пережил голодомор 1932—1933 годов , подростком — фашистскую оккупацию. В 1944 добровольцем ушёл воевать , был рядовым. Получил ранение.

Окончил экстерном 7 классов средней школы, в 1949 г. — студию при театре им. И. Франко ( Киев ). Работал журналистом в городе Галиче .

В 1949 году, во время кампании по борьбе с космополитизмом , выступил на открытом партийном собрании театра против того, что актёры оговаривают своих коллег, а пьесы классиков перекраиваются по указанию «сверху». Был арестован, в 1950 осуждён по статье 54-10 УК УССР на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал в Печорском , Воркутинском и Карагандинском лагерях. В 1953 году, после смерти Сталина пытался бежать, но был пойман, вновь осуждён ещё на десять лет и заключён в тюрьму закрытого типа. Помилован в 1955 году.

Начал печататься в 1957 году : в этом году вышла первая книга, сборник повестей «Вне времени и пространства» . Писал главным образом в жанре фантастики, до 1972 года вышло около 20 его фантастических романов и повестей. Соавтор сценария известного фантастического фильма « Мечте навстречу ». Член Союза писателей Украины и СП СССР с 1958 года .

В 1960-е годы творчество Бердника обретает большу́ю популярность, причём не только в среде любителей фантастики. Популярен он становится и за рубежом. Но именно в это время начались доносы на писателя в «органы». В « Литературной газете », « Литературной Украине », « Журналисте » стали публиковаться разгромные рецензии, в которых Бердника обвиняли в «ненаучных инсинуациях», «пропаганде оккультизма», «мессианстве», «православном гуманизме» .

Роман «Звёздный Корсар», вышедший в 1971 году, стал культовым для молодёжи того времени. По данным на 2007 год, его издали в 26 странах мира. Однако этот роман явился поводом для новых обвинений: в «звёздном мистицизме», «хохломании в космосе», «космическом национализме» .

В апреле 1972 года во время обыска на квартире Николая Руденко , где жил Бердник, сотрудники КГБ изъяли рукопись работы Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация?» и две пишущие машинки. 28 апреля Бердник объявил голодовку с требованием вернуть изъятое, которая продолжалось 16 суток. Писатель добился встречи с первым секретарём ЦК КПУ П. Шелестом , который извинился, но заявил, что «партийные органы не могут вмешиваться в деятельность КГБ ». 14 мая Берднику вернули печатные машинки, но рекламу его выступлений ликвидировали, его произведения перестали публиковать. В 1973 исключили из Союза писателей . С 1974 года Бердник добивался разрешения выехать из СССР.

В 1974 разрабатывает идею Духовных Наций. В том же году проект «Альтернативная Эволюция» Бердника был отослан в ООН и зарегистрирован там как рабочий документ .

13 августа 1976 вышел приказ об изъятии книг Бердника из библиотек и книготорговой сети СССР. Тогда же [ источник не указан 143 дня ] он был исключен из СПУ. Работал декоратором- витражистом в объединении «Художник».

Осенью 1976 года участвовал вместе с Н. Руденко, О. Мешко , Л. Лукьяненко в создании « Украинской Хельсинкской группы ».

6 марта 1979 года арестован «за антисоветскую агитацию и пропаганду », на следствии признал свои «ошибки». 17—21 декабря на выездном заседании Киевского областного суда признан особо опасным рецидивистом, осуждён на 6 лет лишения свободы и 3 года ссылки. На суде идеи, лёгшие в основу проекта «Альтернативная Эволюция», и деятельность Хельсинкской группы были расценены как «особо опасное государственное преступление» и «призыв к свержению существующего строя» . С 16 мая 1980 года Бердник содержался в колонии строгого режима, известном как Пермь-36 . С 7 сентября 1981 до 13 января 1982 года находился в СИЗО КГБ в Киеве на «профилактике». В феврале отказался выступить свидетелем по делу М. Горыня . 7 сентября 1982 года вновь отправлен в зону строгого режима.

Указом от 14 марта 1984 года был помилован. 17 апреля в газете «Литературная Украина» появилась покаянная статья Бердника «Возвращение домой», где сказано, что «Хельсинкское движение создано ЦРУ », а Руденко и Лукьяненко, «обладай они настоящим мужеством, давно сошли бы с пути антипатриотизма и добровольной самоизоляции». [ источник не указан 143 дня ]

Выступление Олеся Бердника на Всесоюзной конференции Клубов любителей фантастики, март 1988, Киев

Одним из первых публичных выступлений после амнистии стало выступление на проходившей в марте 1988 года в Киеве Первой Всесоюзной конференции Клубов любителей фантастики .

В 1988 году был опубликован роман «Огнесмех», написанный Бердником в тюрьме. В том же году его снова приняли в Союз писателей .

В 1989 году Бердником создана общественная организация «Украинская Духовная Республика» в целях реализации созданной им идеи Духовных Наций .

В 1989 1993 годах путешествовал в Индию и Тибет , ездил с лекциями в Канаду и США .

В конце жизни выступал с философскими произведениями, продолжающими традиции В. И. Вернадского . С 1990 по 1996 год занимался активной общественной деятельностью . Выдвигал свою кандидатуру на Президентских выборах 1991 года на Украине , получил последнее место из 20 кандидатов.

Последняя публичная встреча Бердника с читателями состоялась 1 декабря 1996 года. В марте 1997 года писатель перенёс второй инсульт , в результате которого лишился речи и до конца жизни был прикован к постели. Являлся почётным президентом конвента «Киевкона», на котором посмертно в 2003 году был отмечен призом «Чаша Вечности» — за выдающиеся заслуги перед фантастикой, за вклад в развитие жанра, за гуманные идеи и исторический оптимизм .

Похоронен, согласно завещанию, во дворе собственного сельского дома.

Семья

Осталась вдова Валентина Бердник-Сокоринская .

У Олеся Бердника две дочери от разных браков — и , а также сын Радан.

Особенности творчества

Стиль, в котором работал Бердник, можно назвать « футурологическим романтизмом ». К главным проблемам, интересовавшим писателя, относятся соотношение тела и духа, человек в развивающемся мире, значение человека во Вселенной , космос человеческой сущности. В творчестве Бердника человек является существом космическим, живой моделью Вселенной — это основной лейтмотив научно-фантастических и футурологических произведений писателя .

Бердник — одновременно поэт и философ . В каждом его произведении присутствует символическая глубина. В то же время его книги оптимистичны, что нередко удивляет читателей Бердника, знакомящихся с его биографией: возникает впечатление, что автором таких книг может быть лишь человек, проживший радостную, счастливую и гармоничную жизнь .

Романы Бердника демонстрируют разные грани его таланта, но уже в ранних произведениях присутствует общая идея: предназначение Человека. Герои Бердника — по сути проекция Абсолютного Идеального Человека, и здесь очевидна связь с оптимизмом писателя. В романах Бердника за духовной трансформацией отдельного человека следует духовная трансформация всего человечества, планеты, Вселенной в целом .

Первые произведения писателя публикуются в 1950—1960-е годы, когда литературное направление космической фантастики было очень актуально, и Бердник — едва ли не самый плодовитый из украинских писателей, творивших в этом направлении. Однако рассудительную логику научной фантастики Бердник сочетал с мечтательностью романтической литературы и с особенностями старинного жанра легенды .

Первый период творчества Бердника кончается написанием и изданием романа «Дети Беспредельности» (1964) — своеобразного итога этого периода и его вершины. В отличие от более ранних романов писателя (например, «Пути титанов», «Стрела времени»), «Дети Беспредельности» — уже не НФ, а «роман-феерия» (по формулировке автора), что может означать сочетание признаков литературной фантастики и старинной сказки .

Второй период творчества — от «Детей Беспредельности» до «Звёздного корсара» — характеризуется сочетанием жанров и универсальным восприятием вещей. В этот период творчество Бердника в значительной мере основывается на мире сказки, мифа , легенды . Персонажи его романов — это исторические личности ( Пифагор , Гипатия ) и герои старинных преданий, нередко в романах упоминаются волшебные предметы, получающие научно-фантастическое объяснение, а «путь в Шамбалу » совершают наши современники. Бердник прибегает к жанрам романа- фэнтези , философского романа- притчи , обращается к славянской мифологии , жанру литературной сказки .

В 1970-е годы наступил новый период творчества Бердника: публицистические эссе , футурологические прогнозы развития общества, поэзия (стихотворения, драматические произведения, поэмы). В дальнейшем, после пребывания в лагерях и тюрьме и после амнистии, писатель возвращается к художественной прозе; вопреки всему, его творчество продолжает быть оптимистичным, Бердник по-прежнему видит человека в перспективе гармонии и преображения. Так, книгой оптимизма, своеобразной энциклопедией радости является роман «Огнесмех». В этот период Бердник пишет эзотерический дневник «Песнь Надземная»; автобиографический роман «Тайна Христа»; роман «Камертон Дажбога», представляющий собой продолжение «Звёздного Корсара», и др.

Критика

Положительные оценки

В предисловии к изданию «Звёздного Корсара» 2005 года Геннадий Прашкевич отметил:

Наверное, справедливо относиться к книгам Олеся Бердника прежде всего как к книгам крупного и необычного мыслителя .

Негативные оценки

Один из «миров воображаемого будущего», куда попадает главный герой сказки « Понедельник начинается в субботу » Саша Привалов, — мир романа Олеся Бердника «Пути титанов», который Стругацкие описывают с нескрываемой иронией.

Дмитрий Биленкин в очерке «Фантастика и подделка» раскритиковал Бердника за патетично-выспренный и в то же время «уныло-трафаретный» литературный стиль, красивость и пустословие, консервативность идеалов, оглупление врагов, бедность и примитивность сюжетов, литературную беспомощность .

Основные произведения

Романы

  • Пути титанов / Шляхи титанів (1959)
  • Стрела Времени / Стріла Часу (1960)
  • Кто ты? / Хто ти? (1963)
  • Дети Беспредельности / Діти Безмежжя (1964)
  • Подвиг Вайвасваты / Подвиг Вайвасвати (1967)
  • Чаша Амриты / Чаша Амріти (1968)
  • Звёздный корсар / Зоряний корсар (1971)
  • Лабиринт Минотавра / Лабіринт Мінотавра (1972)
  • Огнесмех / Вогнесміх (1988)
  • Тьма костёр не разжигает… / Пітьма вогнища не розпалює… (1993)
  • Камертон Дажбога / Камертон Дажбога (1996)

Повести

  • Вне времени и пространства / Поза часом і простором (1957)
  • Законсервированная планета / Законсервована планета (1957)
  • Человек без сердца / Людина без серця (1957, в соавторстве с Ю. Бедзиком )
  • За волшебным цветком / За чарівною квіткою (1958)
  • Призрак идёт по Земле / Привид іде по Землі (1959)
  • Сердце Вселенной / Серце Всесвіту (1961)
  • Катастрофа / Катастрофа (1962)
  • Путешествие в антимир / Подорож в антисвіт (1962)
  • Сыны Световида / Сини Світовида (1962)
  • Радостью перейдём бездны / Радістю перейдемо безодні (1964)
  • Огненный всадник / Вогняний вершник (1967)
  • Мать / Мати (1967)
  • Разбиваю громы / Розбиваю громи (1967)
  • Дикое поле / Дике поле (1968)
  • Покрывало Изиды / Покривало Ізіди (1968)
  • Кто отважится — огненным наречётся / Хто зважиться — вогняним наречеться (1969)
  • На огне святом сожжём разлуку / На вогні святому спалимо розлуку (1990)

Рассказы

  • Поединок на астероиде / Поєдинок на астероїді (1957)
  • Психологический двойник / Психологічний двійник (1957)
  • 10 минут в будущем / 10 хвилин у майбутньому (1959)
  • Марсианские зайцы / Марсіанські «зайці» (1960)
  • Встречи над пропастью / Зустрічі над прірвою (1963)
  • Подвиг в пространстве / Подвиг у просторі (1964)
  • Любимая из будущего / Кохана з майбутнього (1965)
  • Последняя битва / Остання битва (1965)
  • Потопленные годы / Потоплені роки (1965)
  • Хор элементов / Хор елементів (1965)
  • Две бездны / Дві безодні (1967)
  • Космическая сказка / Космічна казка (1970)
  • Созвездие Зелёных Рыб / Сузір’я Зелених Риб (1975)

Примечания

  1. Бердник Г. Бердник Олесь // Фантасты современной Украины: Энциклопедический справочник / Под ред. И. В. Чёрного. — Харьков: Издательский дом «Инвестор», 2007. — С. 59—67. — 640 с. — («Звездный мост»). — ISBN 978-966-8371-18-9 .
  2. Ларионов В. Писатель.ru (21 апреля 2003).
  3. Биленкин Д. Фантастика и подделка // Фантастика-1965, выпуск 2. С. 332—347.

Литература

  • Гречаник І.П. Бердник Олесь Павлович / І.П. Гречаник // Історія української літератури ХХ століття : Навчальний посібник / За ред. Т. С. Пінчук. — Луганськ: Глобус, 2011. — С. 182—225.
  • Гречаник І.П., Пінчук Т.С. Українська фантастика: витоки, розвиток, становлення жанрів/ І.П.Гречаник, Т.С.Пінчук. — Луганськ: Глобус, 2010.
  • Гречаник І.П. Бердник Олесь Павлович / Історія української літератури ХХ століття: Навчальний посібник: Частина ІІ / За ред. Т.Пінчук. — Луганськ: Глобус, 2012. — 472 с.

Ссылки

  • (укр.)
Источник —

Same as Бердник, Олесь Павлович