Ассириология
- 1 year ago
- 0
- 0
Сириоло́гия (сироло́гия) — востоковедческая научная дисциплина , изучающая сирийские язык , литературу и христианскую традицию .
Исследованиями сирийского языка и литературы занимались британские, французские и немецкие учёные XVIII и XIX веков. В Европе научные исследования сироязычных источников начались фактически с 1719 года, когда маронит Иосиф Симон Ассемани опубликовал «Восточную библиотеку» ( лат. „Bibliotheca Orientalis“ ) — сборник сирийских литературных произведений . Одной из наиболее значимых работ в области сирологии XIX века стало составление в 1870 году британским востоковедом Уильямом Райтом каталога сирийских рукописей Британского музея . Весомый вклад в изучение сирийской христианской традиции в конце XIX — начале XX века внесли католические сирологи Жан-Батист Шабо и Поль Беджан , изучавшие литературное наследие Исаака Сирина . Существенный вклад в изучение христианской восточно-сирийской традиции внёс французский учёный Жером Лабур , автор хрестоматийного исследования о сирийском христианстве в Иране — «Le christianisme dans l’empire Perse» (1904) .
В 1922 году немецкий ориенталист-сиролог Карл Антон Баумштарк выпустил монографию о сирийской литературе, на основе большого числа сироязычных рукописей из собраний в Европе и на Ближнем Востоке . В XX веке некоторые предстоятели церквей сирийской традиции внесли вклад в развитие сирологической науки. К примеру, патриарх Халдейской католической церкви Мар Рафаэль I Бидавид (1989—2003), занимался научными исследованиями в области сирологии и средневековой истории восточно-сирийской церкви . 6 января 2015 года патриарх Сирийской яковитской церкви Мар Игнатий Ефрем II официально учредил Департамент сирийских исследований, курирующий сирийские рукописи в Патриаршей библиотеке, научные конференции и печатные издания .
Крупнейшим специалистом в области сирологических исследований является британский профессор Оксфорда Себастьян Брок (автор более 20 монографий и 300 статей) , который в 1983 году обнаружил полную рукопись второго тома сочинений Исаака Сирина . В Германии сирология разделяется на Aramaistik (арамейские исследования) и Neuaramaistik (новоарамейские (сирийские) исследования). В западных университетах сирология в основном включена в более «общие» научные дисциплины. Например в Школе востоковедения и африканистики Лондонского университета и университете Дьюка сирийские исследования включены в дисциплину «Восточное христианство». В Оксфордском и Лейденском университетах сирология изучается в рамках направления . В Свободном университете Берлина сирология являются частью семитологических исследований .
В дореволюционной России с источниками на сирийском языке работали в Академии наук , Петербургском университете и Духовной академии . Востоковед Д. А. Хвольсон , освоив сирийский язык расшифровал Семиреченские сиро-тюркские надгробные надписи из Средней Азии . Ученик Д. А. Хвольсона П. К. Коковцов перевёл на русский язык «Краткую историю сирийской литературы» британского востоковеда Уильяма Райта , а также в рамках Урмийской миссии занимался переводом православного богослужения на сирийский язык . Помимо светских учёных, работой с сироязычными источниками занимались и русские церковные учёные. На основе сироязычных источников, публиковали исследования о периоде христологических споров (реконструкция биографии и взглядов Феодора и Нестория ) П. В. Гурьев и В. В. Болотов . В своей монографии «Лекции по истории древней церкви» Болотов описывает основные источники по церковной истории на сирийском языке: хроники Маруты Майферкатского , Иешу Стилита , Псевдо-Захарии , Иоанна Эфесского , Псевдо-Дионисия Телльмахрского , Михаила Великого и других . Ученик Болотова А. П. Дьяконов автор труда «Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды» (1908) внёс большой вклад в изучение антихалкидонской сирийской историографии .
В СССР центром сирологии стал Институт востоковедения Академии наук . В советский период работу с сирийскими рукописями продолжили и Н. В. Пигулевская . Последние годы своей научной деятельности Пигулевская посвятила сирийской науке, рецепции греческой философии в сирийской культуре, истории и Нисибинской богословских школ. Эти изыскания были отражены в монографии «Культура сирийцев в средние века» (1979), изданной посмертно учениками Н. В. Пигулевской .
После распада СССР , в конце XX — начале XXI века, в России сириологические исследования продолжили Е. Н. Мещерская , А. В. Муравьёв , Н. Н. Селезнёв и другие востоковеды .
Крупными центрами сирологических исследований являются: Оксфордский и Лейденский университеты, Католический университет Америки , российский Институт востоковедения , , . Наиболее известными научными периодическими изданиями , посвящёнными сириологическим исследованиям являются: « » , «Hugoye: Journal of Syriac Studies» . Крупнейшим интернет-ресурсом по сирологии является .
В мировом сирологическом научном сообществе периодически проходят научные конференции. Наиболее известным мероприятием по сириологическим исследованиям является «Symposium Syriacum» . Впервые данное мероприятие проводилось в Риме с 26 по 31 октября 1972 года в Папском восточном институте . На первой конференции «Symposium Syriacum» , организованной католическим учёным, автором монографии «Сирийская патрология» И. Ортисом де Урбиной, присутствовали сирологи: , Себастьян Брок, Бутрос Жмайель, Жан Морис Фие и другие . Также научные конференции по сирологии организуются в Лёвенском католическом университете , МГУ , Каирском университете и других учебных заведениях .