Капеллан дьявола
- 1 year ago
- 0
- 0
Андрей Капеллан ( лат. Andreas Capellanus ) — автор средневекового латинского трактата о куртуазной любви.
О жизни этого человека почти ничего не известно, кроме того, что в конце трактата он называет себя «Андреем, капелланом короля французского» ( Людовика VII или Филиппа Августа ). Предполагается, что он имел отношение ко двору Алиеноры Аквитанской , её дочери Марии Шампанской или их родственниц, Адели Шампанской и Елизаветы де Вермандуа .
Около 1184—1186 им был написан трактат «О любви в трех книгах» ( De amore libri tres ), также известный под названием «О науке куртуазной любви» ( De arte honeste amandi ); примерная датировка устанавливается по упоминанию планируемого брака венгерского короля Белы III и Маргариты Французской .
Трактат адресован некоему Готье, названному в тексте племянником короля Франции. Возможно, это , великий камергер Франции .
Сочинение пользовалось широкой известностью, так как является единственным систематическим изложением концепции и этики куртуазной любви .
Композиционно Андрей Капеллан отталкивается от популярных поэм Овидия Наука любви и , подводя, по выражению М. Л. Гаспарова , своеобразный итог «овидианскому возрождению» XII века .
Первые две книги посвящены тому как завоевать и удержать любовь, третья — тому, как избежать любви, при этом первая и вторая книги значительно превосходят третью по объему.
Первая книга, помимо теории, содержит восемь длинных диалогов, представляющих образцы любовного объяснения между различными категориями рыцарей и дам (по степени знатности), и пользовалась в средние века большим успехом в качестве руководства .
Во второй книге приведены различные решения куртуазного суда любви, якобы разрешавшего спорные любовные случаи. Высказывавшееся ранее мнение о реальном существовании таких судов, ныне признано маловероятным . Автор приводит 21 решение: семь от имени графини Марии Шампанской, пять от имени виконтессы Эрменгарды Нарбонской , по три от Алиеноры Аквитанской и Адели Шампанской, два от Елизаветы де Вермандуа, одно от имени собрания гасконских дам .
Затем приводится список из 31 правила благородной любви, введенный Царем Любви для рыцарей короля Артура .
Куртуазная любовь, воспеваемая Андреем, это любовь внебрачная, ибо только в ней может проявиться рыцарское вежество; любовь супружеская и любовь чувственная, доступные всем, независимо от сословия и культуры, в трактате не рассматриваются .
Третья книга являет прямую противоположность первым двум, и от восхваления дамы автор переходит к перечислению пороков женщины, заслуживающей, в силу своей природы, всяческого презрения.
Он утверждает, что женщина не может любить так же как мужчина, поскольку она прежде всего ищет обогащения. Женщина наделяется в трактате самыми разнообразными пороками — она скупа, завистлива, ревнива, злоязычна, болтлива, прожорлива, лжива, склонна к стяжательству, неверна, непослушна, суетна, тщеславна, горда, распутна, открыта всякому злу. Все эти грехи достались ей в наследство от Евы, заранее запрограммировав женскую природу.
— Топорова А. В. Ранняя итальянская лирика, с. 114—115
В этой части своего сочинения Андрей Капеллан примыкает к богатой раннехристианской и средневековой антифеминистской литературной традиции.
Явное противоречие между идеалом куртуазной любви и христианской моралью Андрей пытается преодолеть с помощью утверждения, что поскольку благородная любовь ( fin'amor ) приводит людей к благу, она не может быть неугодна Богу .
Относительно допустимости любви для клириков, он, в соответствии с правилами утверждает: «не дозволена клирику любовь», но затем дает вполне утилитарный совет.
Но как едва ли кому надо прожить без плотского греха, и как клирики житьем их продолжительным во праздности и в изобильной пище предо всеми прочими людьми естественно предрасположены к искушению телесному, то если какой клирик возжелает подвергнуться под испытания любовные, то да будет он в речах таков, как то сословие и состояние, которому принадлежал он по истоку крови своей и о которых посословно выше сказано достаточно; так да прилежит и он к любовному воинству.
— Андрей Капеллан . О любви. I. 7. О любви клириков
По мнению исследователей, «историко-культурная ценность трактата Андрея огромна» . Он надолго стал кодексом европейской куртуазности . Трактат "De amore" не только сформулировал положения куртуазной этики, но стал отправной точкой для размышлений о природе любовного чувства в наследовавших трубадурам и труверам итальянских поэтических школах . Поэты- сицилийцы , тосканцы и стильновисты в своих поисках исходили из принципа, предложенного в трактате:
Любовь есть некоторая врожденная страсть, проистекающая из созерцания и неумеренного помышления о красоте чужого пола, под действием каковой страсти человек превыше всего ищет достичь объятий другого человека и в тех объятиях по обоюдному желанию совершить все, установленное любовью.
— Андрей Капеллан . О любви. I. 1. Что есть любовь
Из-за явного несоответствия принципам христианской морали трактат был 7 марта 1277 осужден парижским епископом .