Труверы
- 1 year ago
- 0
- 0
Труве́ры ( фр. trouvères , от глагола trover , trouver — находить, изображать, сочинять) — французские поэты и музыканты, главным образом, второй половины XII и XIII веков, слагавшие свою поэзию на старофранцузском языке . Сохранилось около 1400 нотированных сочинений труверов, ещё больше стихов сохранилось в виде «чистого» текста (без музыки).
В творческой истории труверов принято выделять три периода. В первый, докуртуазный период — до середины XII века — творчество труверов анонимно. Его содержание как по форме, так и по сюжетам приближается к народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы). Основные жанры — романсы или «ткацкие песни» ( chansons d’histoire , chansons de toile ), трогательно повествовавшие о любви, песни плясовые и весенние ( rondel, reverdie, retroenge и т. п.), песни — жалобы на женскую долю ( chansons de mal mariée ), пасторали и т. п. Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая непосредственность.
Во второй период — приблизительно в 1150—1240 гг. — поэзия труверов становится более сложной и обретает собственный личный и куртуазный характер. Содержание определяется новым светско- рыцарским мировоззрением с его "культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный «культ дамы». Появившаяся в тех же общих условиях, что и поэзия трубадуров на юге Франции, лирика труверов обнаруживает черты сходства с ней по своей тематике и стилистике. Труверы испытали прямое и довольно сильное влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному литературному обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в. Труверы путешествовали по Франции, провансальские литературные вкусы и нравы всячески распространялись двумя дочерьми «первого трубадура» Гильома IX Трубадура , одна из которых стала французской королевой, другая — графиней Шампанской ). Эта «провансализирующая», наиболее аристократическая линия в лирике труверов характеризуется сложной, условной фразеологией и очень приподнятой концепцией любви. Однако в ней не встречается нарочитая установка на «темный стиль» ( trobar clus ) некоторых трубадуров. Образцом такой вычурной поэзии может служить лирика Кретьена де Труа .
Другие видные труверы периода — Блондель де Нель , Конон Бетюнский , Тибо Шампанский (король Наварры ), Готье де Куэнси (автор первого «нелатинского» собрания паралитургических песен , посвящённых Богородице), (Gautier de Dargies). Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюле и особенно (Colin Muset), в творчестве которого вновь оживают мотивы и формы народных песен. В этот период разрабатывались жанры песни ( chanson ), прения ( débat и разновидность его — jeu parti ), альбы ( alba ), сирвенты ( serventois — полемического или агитационного характера), ле и ле- дескорта , куртуазной пасторали и др.
Третий период, связанный с появлением городского сословия, характеризуется в лирике труверов выраженным перерождением рыцарских жанров и стиля. Новые городские труверы, объединявшиеся в крупных торговых и промышленных центрах Франции (особенно на севере — Артуа ) в особые организации (puys) наподобие поэтических цехов , сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в неё новые элементы рационализма, натурализма, субъективизма , моральную дидактику и религиозную тематику (культ Божией Матери и т. п.). Это движение, начавшись ещё в самом конце XII в., переживало свой расцвет в середине XIII века.
Наиболее ярким представителем поэзии труверов этого периода являлся Рютбёф , наполнивший свою поэзию злободневным и публицистическим содержанием. Другие видные труверы — Жан Бодель (хронологически принадлежащий еще к предыдущему периоду, но уже дающий все элементы нового стиля), , Адам де ла Аль , Жанно де Лекюрель . «Последним трувером» по традиции называют Гильома де Машо , творчество которого принадлежит уже эпохе Арс нова .
Творческое наследие труверов дошло до наших дней преимущественно через средневековые песенники , причём (как и в случае с трубадурами) число сохранившихся труверских стихов значительно превышает число труверских музыкальных сочинений. Поскольку во времена труверов музыкальная нотация именно во Франции переживала подъём (в области профессионального церковного многоголосия), многие мелодии труверов были, к счастью, нотированы (как правило, post factum) и дошли до наших дней. Всего сохранилось около 1400 нотированных песен труверов, в том числе 7 композиций Конона де Бетюна , 11 — , 17 — , свыше 20 — Готье де Куэнси , 19 – Готье де Даржи, 11 — Гильома Амьенского, 32 — Жанно де Лекюреля , 36 — Адама де ла Аля , около 50 — Тибо Шампанского и около 50 — Гаса Брюле . Многие сохранившиеся сочинения анонимны. Наиболее значителен вклад в историю музыки «последнего трувера» — Гильома де Машо .
Наиболее полное издание труверской музыки (преимущественно XIII века) с научными комментариями выпустил (в 15 томах) Ганс Тишлер: Trouvère lyrics with melodies. Complete comparative edition, ed. H. Tischler // . 1997