Interested Article - Алыптыг нымах

Алыптыг нымах ( хак. богатырское сказание ) — жанр героического эпоса у хакасов .

Может содержать до 30 тысяч стихотворных строк. В алыптыг нымахе редко повествуется об одном-двух героях, а большей частью о трех поколениях богатырей, защищающих свою семью, род , народ и скот собственного владения и страдавших от врагов -завоевателей народов и стран. Сначала часто рисуется мирная счастливая жизнь семьи хана -богатыря, обладателя богатств в виде многочисленного подвластного народа и скота. Мир внезапно нарушается из-за нашествия врага. Традиционно война изображается как поединки противников, облаченных в Воинские доспехи . Бьются воины и по нескольку пар. Дружина светлых сил борется с дружиной темных. Схватки и борьба длятся 6-12 дней и от 12 лет до 30-40. Поединки ведутся физической силой рук, с традиционных богатырских, воинских . Богатыри также владеют и при необходимости пользуются стрелами , мечами , саблями , копьями . Войско может быть представлено как фон («как лес стоят копья»).

Многие алыптыг нымахи сложны по композиции. Одноплановость в одних сменяется многоплановостью, в других, разрозненность сюжетов и образов переходит в отчетливую циклизацию . Этим выделяются « », « » и др., в которых ханам служат профессиональные воины-богатыри, защищающие и частное владение, и весь подсолнечный мир.

Алыптыг нымах имеет зачин и концовку, то есть пространственно-временное обрамление рамкой. Вначале действовал герой - дед , в конце — герой- внук . Порушенная при жизни деда жизнь владения-«чурта» восстановлена в своей мощи внуком (внучкой). Такое обрамление утверждает идею: добро всегда побеждает зло , герои-алыпы сильнее захватчиков-грабителей. Алыптыг нымахи исполнялись сказителями ( хайджи ) в длинные зимние ночи в кругу собравшихся в доме слушателей. Исполнялись в тайге на отдыхе охотников у костра, у мельницы, где люди ночевали, ожидая помола зерна, а также в семьях, где готовились к похоронам усопшего и в поминальные ночи. В народе большим уважением и почитанием славились сказители Матвей Балахчин, , Семен Кадышев , Макар Добров , Павел Тоданов, Константин Бастаев и мн.др.

Классической формой импровизационного повествования — исполнения сказания является хай (горловое пение) под аккомпанемент хомыса или чатхана в сочетании с речитативной декламацией. Сказительское искусство считалось занятием сугубо мужским. Женщинам запрещалось петь хай’ем, поэтому они исполняли только речитативной декламацией, что называли — сказывать «пешим» образом (чазағ нымах).

Эпическое повествование — декламация появилась значительно раньше, чем хай и инструментально-музыкальный аккомпанемент. У разных народов, в том числе у тюркских , до сих пор эпос исполняется без инструментального сопровождения (« Манас » у киргизов , олонхо у якутов ). У хакасов эпос без музыкального сопровождения исполнялся среди охотников, такие сказания являются наиболее древними.

См. также

Литература

  • Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. — Абакан, 1972.
  • Алтын-Арыг: Хакасский героический эпос / Запись и подготовка текста, статья, перевод и комментарии В. Е. Майногашевой. — М.: Наука, 1988.
  • Стоянов А. К. Искусство хакасских хайджи // Там же. С. 577—590.
  • Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин». Сказитель П. В. Курбижеков / Вступ. ст., зап. и подгот. текста, перевод, примечания и комментарии, приложения В. Е. Майногашевой. — Новосибирск: Наука, 1997.
Источник —

Same as Алыптыг нымах