Фонд защиты прав человека
- 1 year ago
- 0
- 0
Инициативная группа защиты прав инвалидов (ИГЗПИ) — группа советских диссидентов-правозащитников. Была основана в 1978 году при Московской группе содействия выполнению Хельсинкских соглашений ( МХГ ).
Тема положения людей с инвалидностью в СССР актуализировалась после окончания Второй мировой войны. К этому времени в стране существовало только два специализированных объединения, занимавшихся поддержкой инвалидов: Всесоюзное общество глухих (ВОГ) и Всесоюзное общество слепых (ВОС) . Ответственность за людей со всеми остальными видами инвалидности была распределена между несколькими министерствами, среди которых — Министерство здравоохранения , , .
Политика СССР в этой сфере была амбивалентной. С одной стороны, в массовой культуре распространялись образы «инвалидов-героев»: писателя Николая Островского и лётчика Алексея Маресьева . С другой, государство не обеспечивало многих условий, необходимых для полноценного включения людей с инвалидностью в общество. Советская городская архитектура с характерной для неё монументальностью не была адаптирована для маломобильных граждан, качество советских мотоколясок было очень низким (а бензин для них — слишком дорогим относительно назначаемой по инвалидности пенсии), система пенсионных выплат долгие годы не распространялась на людей без трудового стажа , а психиатрия нередко применялась в карательных целях . Более того, в воспоминаниях некоторых диссидентов и жителей Севера России упоминаются специальные лагеря для инвалидов , куда массово ссылались нетрудоспособные граждане и где они, как правило, скоропостижно умирали от принуждения к труду и отсутствия должного ухода . Тем не менее, эти свидетельства пока не нашли подкрепления в авторитетных источниках и являются предметом спора историков.
Необходимым шагом на пути решения своих проблем многие инвалиды видели создание Всесоюзного общества инвалидов труда, детства, случая и общего заболевания. Первые из известных попыток были предприняты ещё в конце 60-х годов (сначала Геннадием Гуськовым в Воронеже , затем Ириной Виноградовой в Иванове ), но все они были пресечены советской властью.
Самой успешной попыткой создания такого объединения стала Инициативная группа защиты прав инвалидов. Она была основана в мае 1978 года. В её состав вошли Юрий Киселёв, Валерий Фефёлов и Файзулла Хусаинов.
Родился в Москве, стал инвалидом в 16 лет, попав под трамвай.
Отучился в Строгановском училище на художника-декоратора.
На правозащитной сцене СССР Киселёв появился ещё в 50-х годах. Он был организатором демонстрации инвалидов войны на мотоколясках, прошедшей в 1955 году на Старой площади перед зданием ЦК КПСС . На ней люди с инвалидностью впервые публично озвучили советскому правительству свои экономические требования, а пятеро демонстрантов были допущены внутрь здания для подачи петиции .
Затем, в начале 1970-х, он вступил в Инициативную группу по защите прав человека в СССР — первую советскую открыто действующую гражданскую организацию. Во время работы в ИГЗПЧ, а затем в ИГЗПИ он активно сотрудничал с западными СМИ: Голосом Америки и Радио «Свобода» .
Гражданская активность Киселёва ожидаемо привлекла к нему внимание советских властей. Уже с 70-х годов он начал подвергаться репрессиям, а в 1981 году неизвестные сожгли его недостроенный дом в Коктебеле (Крым). Киселёв сам обустраивал этот дом и вносил в его архитектуру необходимые для передвижения на коляске изменения .
Родился в Юрьеве-Польском Владимирской области. Работал электриком. Стал инвалидом в 17 лет, по вине администрации предприятия упав с опоры ЛЭП .
Участвовал в работе ИГЗПИ вместе со своей женой Ольгой Зайцевой.
В мае 1982 года против Фефёлова было возбуждено уголовное дело по статье «Сопротивление властям», к нему на квартиру не раз приходили сотрудников КГБ с предложением выехать из СССР и с угрозами в противном случае предать Фефёлова суду. В октябре того же года он вместе с женой эмигрировал во Франкфурт-на-Майне , где прожил всю оставшуюся жизнь, продолжая заниматься защитой прав людей с инвалидностью.
Родился в городе Чистополь Татарской АССР. В 1969 году получил травму позвоночника, работая на часовом заводе. К правозащитной деятельности примкнул после нескольких неудачных попыток получить разрешение городской администрации переехать с третьего этажа своего дома на первый . Чтобы решить эту проблему, несколько раз при помощи общественного транспорта добирался в Москву. Эти поездки он в подробностях описал в своих письмах Фефёлову и Киселёву.
По словам Елены Санниковой, из-за расстояния, разделявшего Хусаинова и остальных членов группы, в составлении многих документов он участвовал лишь номинально .
Родилась в Москве. Начала свою правозащитную деятельность с работы вместе с ИГЗПИ: редактировала бюллетени и проводила анкетирование инвалидов на территориях Российской и Украинской ССР. В 1984 году за антисоветскую агитацию была приговорена к одному году тюрьмы и четырём годам ссылки. Вернулась в Москву в декабре 1987 года, после чего продолжила писать статьи и заниматься правозащитной деятельностью.
Сотрудница архива Мемориала .
О своём создании ИГЗПИ объявила 25 октября 1978 года на пресс-конференции для иностранных корреспондентов.
ИГЗПИ выделяла четыре основных направления своей работы :
Информация о повседневной жизни людей с инвалидностью поступала к членам ИГЗПИ со всего Союза — участники группы по почте рассылали анкеты-опросники и просили вернуть их заполненными максимально подробно. Нередко сами инвалиды инициировали контакт с группой, писали участникам письма, рассказывали о своей судьбе и просили о помощи . С каждым годом таких писем становилось всё больше .
На основе собранных данных ИГЗПИ издавала бюллетень с эпиграфом «В СССР инвалидов нет!». Происхождение этого название описал Валерий Фефёлов:
Вот небольшое объяснение: как известно, в 1980 г. в Москве проходили Олимпийские игры. На вопрос учредителя Международного Комитета по проведению Олимпийских игр для инвалидов советскому правительству о возможности проведения таких игр в Москве, последовал ответ: «Московские стадионы не приспособлены для инвалидов». Этому удивляться не стоит, потому что в СССР вообще ничего не приспособлено для инвалидов. А на вопрос устроителей спортивных игр в Сток-Мандевиле (Англия) смогут ли советские инвалиды принять участие в этих играх, советское правительство однажды ответило: «В СССР инвалидов нет». Впрочем, такой ответ был не единственный, его получили также организаторы Олимпийских игр для инвалидов в Торонто в 1976 году. Более полное объяснение отношения советских властей к инвалидному спорту выразил уже не раз упомянутый нами полковник УКГБ г. Владимира Шибаев: «Да вы представьте себе — инвалиды и спорт?! Устраивать гонки инвалидов на колясках или заставлять их бросать мячи — это негуманно по отношению к инвалидам и к зрителям…» — Валерий Фефёлов, «В СССР инвалидов нет!»
За пять лет работы вышло 13 номеров бюллетеня, 14-й был подготовлен, но все материалы были изъяты сотрудниками КГБ у Елены Санниковой при обыске .
В бюллетенях нередко появлялись новости из жизни диссидентского движения. В 1980 году в нескольких выпусках появились сообщения о ссылке академика Андрея Сахарова и его жены Елены Боннэр в Горький .
В 1982 году ИГЗПИ включается в ещё более широкий правозащитный контекст — под документами Инициативной группы начинают появляться подписи созданной в этом году пацифистской Группы за установление доверия между СССР и США . Сотрудничество Юрия Киселёва и «Группы доверия» продолжилось и после фактического роспуска ИГЗПИ, а к 1985 году он стал считаться её полноправным членом .
В 1983 году члены ИГЗПИ были вынуждены прекратить совместную работу в связи с эмиграцией Валерия Фефёлова и усилившимся давлением на Елену Санникову и Юрия Киселёва.
Несмотря на свою относительно недолгую историю, Инициативной группе удалось достичь заметных успехов в каждой из поставленных задач . Собранная участниками группы информация (большая часть которой хранится в не описанных до конца архивах Мемориала ) до сих пор представляет собой уникальные свидетельства о проблеме инвалидности в СССР .
В 1986 году в Лондоне вышла книга Валерия Фефёлова «В СССР инвалидов нет!» . Она до сих пор является наиболее полным (из опубликованных) источником, обобщающим многолетние наработки ИГЗПИ. Книга посвящена Юрию Киселёву.
Замысел написать исследование об инвалидах в СССР и о положении их в обществе был у меня давно. Еще находясь в Советском Союзе, я пытался вести дневник моих наблюдении и впечатлений об их жизни, чтобы в дальнейшем его использовать для более объемного повествования. Но постоянные обыски в моей квартире сотрудниками КГБ, во время которых изымались все материалы, имеющие хоть малейшее упоминание об инвалидах в СССР, вынудили меня от ведения дневника отказаться. Поэтому уже сейчас некоторые впечатления изгладились в памяти, многие фамилии и даты забылись. Здесь, на Западе, встречаясь с представителями организаций по делам инвалидов и их реабилитации, я понял, насколько важно рассказать им о судьбе инвалидов в Советском Союзе. Да и не только здесь, на Западе, даже в Советском Союзе люди почти ничего не знают об этом. Важно это и потому, что речь в данном случае идет не о сотнях или даже тысячах людей, а о миллионах людей, бесправных и униженных той системой, в которой они родились, выросли и существуют. Я не претендую на полноту своего исследования и надеюсь, что меня дополнят более талантливые наблюдатели и социологи, кому в той или иной степени известна структура советского общества. «В СССР инвалидов нет!», Предисловие.