Interested Article - Две догмы эмпиризма

Две догмы эмпиризма ( англ. Two Dogmas of Empiricism ) — одна из основополагающих работ аналитической философии, написанная Уиллардом Куайном в 1951 , содержавшей критику ряда основополагающих неопозитивистских идей, усилило в США интерес к новым тенденциям в аналитической философии , привнесло в последнюю элементы прагматизма .

  • Первая догма эмпиризма — это разграничение двух видов истин аналитических , то есть исходящих из содержания понятий, и синтетических , основывающихся на фактах. Помимо Канта, которого нельзя отнести к эмпиризму, эти истины различал Альфред Айер .
  • Вторая догма эмпиризма — это редукционизм ( англ. reductionism ), согласно которому каждое осмысленное предложение эквивалентно некоторой конструкции из терминов, указывающих на непосредственный чувственный опыт субъекта.

Источник этих «догм» Куайн видел в ошибочной установке рассматривать изолированные предложения, отвлекаясь от их роли в контексте языковой системы или теории. Куайн ссылается на пример Фреге с Вечерней и Утренней Звездой, которые имеют один предмет ( thing ), но разные обозначения ( term ) и значения ( meaning ). При этом отождествление Утренней и Вечерней Звезды исключительно синтетическое, результат астрономических наблюдений.

Вещи имели сущности для Аристотеля, но только лингвистические формы имеют значения. Значение есть то, чем становится сущность , когда её разводят с объектом и сочетают со словом

По Куайну, проверке в науке подлежит система взаимосвязанных предложений теории (то, что Кун позже назовет парадигмой ), а не отдельные предложения, гипотезы. И эти всеобъемлющие научные теории являются человеческими конструктами ( man-made fabric ), опосредованно взаимодействующими с опытом. Однако переоценка ( re-evaluation ) одних эмпирических высказываний вызывает коррекцию всей теории. Этим объясняются устойчивость теории как таковой при столкновении её с опытом, её способность к самокоррекции на основе соглашений ученых. Поэтому теоретические (аналитические) истины существуют в тесной и неразрывной взаимосвязи с практическими (синтетическими). Куайн не видел принципиальной разницы между богами Гомера ( Homer’s gods ) и физическими объектами ( physical objects ) с точки зрения эпистемологии, но обнаруживал разницу с точки зрения прагматики.

Цитаты

  • Наши высказывания ( statements ) о внешнем мире ( external world ) сталкиваются с трибуналом чувственного опыта (sense experience) не поодиночке, но исключительно в виде связного целого ( corporate body ).
  • Ни одно высказывание не гарантировано от переосмысления ( no statement is immune to revision )
  • Миф о физических объектах эпистемологически превосходит большинство других мифов в том отношении, что он оказался более эффективным, чем другие мифы, в качестве устройства для выработки поддающейся управлению структуры потока ( flux ) опыта
  • Наука — это продолжение здравого смысла ( Science is a continuation of common sense )
  • Граница между энергией и материей является устаревшей ( obsolete )

Примечания

  1. Quine W.V. From a Logical Point of View. N. Y., 1963, p. 22 — Цит. по от 1 июля 2012 на Wayback Machine

Ссылки

  • Перевод выполнен Т. А. Дмитриевым по изданию: Quine W. V. From a Logical Point of View. New York: Harper, 1963, pp. 20—46.
  • И.Т. Касавин. Две догмы эмпиризма // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . — 2009. ( Энциклопедия эпистемологии и философии науки )
  • (недоступная ссылка с 13-05-2013 [3902 дня] — )
  • от 13 ноября 2017 на Wayback Machine
Источник —

Same as Две догмы эмпиризма