Interested Article - Искусство видеть

Английское издание книги

«Искусство видеть» ( анг . Ways of Seeing ) — культурологический проект английского писателя Джона Бёрджера , посвящённый критическому рассмотрению искусства и его взаимоотношений с современным зрителем. Включает четырёхсерийный документальный телефильм и книгу, созданную по его мотивам.

Фильм, состоящий из четырёх получасовых эпизодов, впервые был показан в 1972 году на британском телеканале BBC Two , став классикой английской документалистики. «Искусство видеть», открыто критикующий западную эстетику и культурологию , назван The Guardian одной из ключевых работ современного искусствоведения .

Фильм

Четыре эпизода фильма «Искусство видеть» транслировались в Англии в январе 1972 года. Режиссёром выступил документалист Майкл Дибб. Сериал должен был послужить ответом на работу Кеннета Кларка , демонстрирующего традиционные для западной культуры каноны восприятия искусства. Бёрджер, продолжая мысли Вальтера Беньямина , подвергает критике традиционный взгляд на классическое искусство , выявляя его ангажированность в пользу доминирующего социального класса и пола .

Каждая из четырёх серий поднимает одну из проблем современного осмысления искусства.

« Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи — один из примеров проявления художественной ценности через массовое воспроизводство и всеобщую атмосферу почитания

Репродукция образов

Ключевой вопрос проекта — как современный зритель смотрит на картины в период их репродукции — отсылает к эссе Беньямина « Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости ». Появление новых средств коммуникации, фото- и телесъёмки, вывело предметы искусства из сакрального пространства в статус информации . Новые технологические решения не только позволяют изучать художественные полотна в динамике (показывать отдельно взятые детали, накладывать в трансляцию изображения фоновую музыку), но и нивелируют их труднодоступность для зрителя. Одной из характеристик искусства становится «мобильность образа», переход искусства из ранга элитарной культуры в массовое потребление.

Массовость продукта приводит к тому, что искусство излишне мифологизируется экспертами, из-за чего теряются некоторые изначальные смыслы и приобретаются новые.

Обнажённость

Рассматривается феномен обнажённой женской натуры в европейской живописи, Бёрджер разделяет в искусстве понятия «обнажённости» (униформа, облачение в кожу) и « наготы » (отсутствия одежды, обретение личной свободы). Нагота в живописи Возрождения становится одним из центральных элементов. Женский обнажённый образ канонизируется в живописи как пассивный, наполненный стыдом , в чем проявляется доминация мужского пола над женским, мужской нарциссизм и объективация .

Представления о частной собственности

Для европейской живописи характерна демонстрация вещей — определённых предметов, обладающих физическими зримыми границами. Владение картиной автоматически обозначает также владение и тем, что на картине изображается. Музей стоит рассматривать не только как хранилище искусства, но и как банк — как место хранения и демонстрации чьей-то собственности .

Изображение вещественного в живописи Бёрджер сравнивает с открытием Нового света , расцветом естественных наук и работорговлей, с окончательным установлением правящего класса. Живопись восславляет и легитимизирует способность правящего класса возвыситься над прочим миром. Главные жанры правящего класса: портрет и натюрморт .

Возникновение новой традиции порождает также контртрадицию — Бёрджер называет контртрадиционными художниками Рубенса и Вермеера . Однако, живопись, выразившая в себе саму идею частной собственности, вскоре обращает контртрадицию в такой же товар потребления для правящего класса .

Реклама

В современном мире реклама приходит на смену живописи. Как живопись репрезентировала человеческое богатство через призму правящего класса, так реклама действует на более широкие массы, создавая утопический мир консьюмеризма .

Цветная рекламная фотография приходит на смену живописи в основополагающем принципе владения, однако различие фотографии и живописи принципиально: реклама, в отличие от предмета картины, не демонстрирует владение, а только призывает к нему, обещая утопическое будущее. Будущее владения предметом находится в противостоянии с реальностью. Из этого Бёрджер делает вывод, что реклама представляет собой эксплуатацию мечты о переменах в будущем, которые обещают тому, кто приобретёт товар. Из желания приобретения и зависти по отношению к тому, кто уже владеет товаром, возникает гламур .

Наблюдаемый Берджером дуализм мира рекламы и мира реального приводит к главному выводу «Искусства видеть» — потере современной культурой разумного в пользу массового потребления .

Книга

Переработанные и дополненные эссе, послужившие основой документального цикла, позже были опубликованы одноимённой книгой. «Искусство видеть» была издана в 1972 году издательством Penguin . В 2008 году состоялось переиздание.

Впервые на русском языке «Искусство видеть» было издано в 2012 году.

Примечания

  1. Sandhu, Sukhdev (2012-09-07). . The Guardian (англ.) . из оригинала 16 мая 2017 . Дата обращения: 6 января 2018 .
  2. . The Independent (англ.) . 2017-01-09. из оригинала 22 января 2018 . Дата обращения: 6 января 2018 .
  3. tw19751. (8 октября 2012). Дата обращения: 6 января 2018. 11 января 2018 года.
  4. tw19751. (8 октября 2012). Дата обращения: 6 января 2018. 17 апреля 2018 года.
  5. tw19751. (9 октября 2012). Дата обращения: 6 января 2018. 26 февраля 2018 года.
  6. tw19751. (9 октября 2012). Дата обращения: 6 января 2018. 26 февраля 2018 года.

Литература

  • Fuery, Patrick; Fuery, Kelli. Visual Cultures and Critical Theory (неопр.) . — London: Hodder Arnold Publications, 2003. — ISBN 978-0-340-80748-4 .
  • Bruck, Jan; Docker, John. (англ.) // Continuum: The Australian Journal of Media & Culture : journal. — 1989. — Vol. 2 , no. 2 . — P. 77—95 .
  • Chandler, Daniel . Aberystwyth: University of Wales (30 июня 1998). Дата обращения: 22 апреля 2016.
  • Dillon, George . Seattle: University of Washington (октябрь 2013). Дата обращения: 22 апреля 2016.
  • . Flagstaff: Northern Arizona University. Дата обращения: 22 апреля 2016.
Источник —

Same as Искусство видеть