Быстрорежущая сталь
- 1 year ago
- 0
- 0
Чиприа́но (Киприан) де Роре́ (Cipriano [Cyprianus] de Rore), правильней Ро́ре ( 1515 или 1516 , Ронсе , Фландрия — между 11 и 20 сентября 1565 , Парма ) — итальянский композитор фламандского происхождения. Родоначальник «второй практики» — нового эстетического направления в музыке позднего Возрождения и раннего барокко.
Роре был знаком с Адрианом Виллартом ; возможно, был его учеником. В 1546-59 служил капельмейстером при дворе герцога Эрколе II д'Эсте в Ферраре — одном из крупнейших культурных центров тогдашней Европы. После смерти герцога в 1559 отправился на родину, но, застав в Ронсе хаос и разруху (во Фландрии шла война за независимость), в ноябре 1560 вынужден был вернуться в Италию. Попытки Роре найти работу в престижных Венеции и Мантуе не увенчались успехом. С 1561 г. до конца дней служил капельмейстером при дворе герцога Оттавио Фарнезе в Парме, где также преподавал; среди вероятных учеников Роре — композиторы Жьяш де Верт и Марк Антонио Индженьери .
Центральная часть наследия де Роре — мадригалы для пяти и четырёх голосов, преимущественно на итальянские стихи Петрарки , Ариосто , менее известных и анонимных поэтов. В течение 1542 — 66 годов они были опубликованы в 8 сборниках (под разными названиями ), общим числом около 120. В ранних мадригалах Роре отмечается влияние Вилларта. В музыкальном языке и технике зрелых мадригалов совмещал изысканную франко-фламандскую полифонию (см. Нидерландская школа ) и характерные стилевые черты итальянского мадригала XVI века ( музыкальную риторику , звукоизобразительность, хроматику , технику note nere ). Один из наиболее известных «Calami sonum ferentes» (на латинские стихи ) — образец типичной для итальянского Ренессанса стилизации античности («антикизации»), которая в творчестве композиторов служила поводом для экспериментов в области гармонии , ритма, фактуры и др. средств музыкальной выразительности . Роре — автор 11-частного мадригального цикла «Дева прекрасная» («Vergine bella», из сборника « Канцоньере » Ф. Петрарки ), который представляет собой по существу один грандиозный гимн Богородице. Другие его известные мадригалы: «Anchor che col partire» (предположительно на стихи Альфонсо д’Авалоса ) , «Mia benigna fortuna» (1557; двухчастный; на стихи Петрарки), «Da le belle contrade d'Oriente» (1566; образец экспериментальной гармонии ), «O sonno» (1557; на стихи Джованни делла Казы ) и др.
Роре также написал более 50 мотетов (в том числе «Infelix ego» [«О, я несчастный!»], на текст знаменитого предсмертного «размышления» Савонаролы ), 5 месс , 2 магнификата , многоголосные обработки псалмов , духовные песни (на латинские тексты), несколько шансон .
Calami sonum ferentes Siculo levem numero
|
Легкие звуки свирели на манер сицилийской песни
|
(Giovanni Battista Pigna [1530—75]) | (Джованни Баттиста Пинья) |
Anchor che col partire
|
Опять, при расставаньи
|
В тексте этого мадригала некоторые исследователи усматривают эротическую аллегорию и соответственно показывают, каким образом Роре следует ей в музыке. Например, см. (недоступная ссылка) .