Interested Article - Бус, Жак

Жак Бус ( фр. Jacques Buus , Якоб Бюс нидерл. Jakob Buus ; около 1500 , Гент — август 1565, Вена ) — франко-фламандский органист и композитор позднего Возрождения , представитель нидерландской полифонической школы, был среди основоположников венецианской школы . Является одним из первых композиторов, создававших ричеркары — предшественники фуги , и известным автором шансон .

Биография

Предполагается, что Жак Бус вероятнее всего родился во фламандском Генте около 1500 года, хотя сведений про его ранние годы недостаточно, как и обо всех композиторах того времени . Считается, что он мог получить образование или начать свою карьеру во Франции , с которой поддерживал связи на протяжении всей жизни. В 1538 году опубликовал свой первый шансон в Лионе в типографии нотного издателя Жака Модерна .

Три года спустя отправился в Венецию , где принял участие в конкурсе на должность второго органиста Собора Святого Марка ; получив её, работал с первым органистом, монахом Джованни Армона. В этот период управление музыкальной капеллой осуществлял Адриан Вилларт , известный представитель франко-фламандской (нидерландской) полифонической школы и основоположник венецианской школы . Он превратил музыкальный коллектив собора в одну из самых знаменитых капелл в Европе: она уступала только Папской капелле в Риме. Бус находился в Италии до 1550 года, когда переехал во Францию, возможно из-за того, что не мог рассчитаться с долгами. Предполагается, что одной из главных причин переезда мог быть его переход в протестантизм .

В 1543 году посвятил сборник шансон герцогини Феррары ( кальвинистке по вероисповеданию), а в 1550 году преподнёс в дар протестанту эрцгерцогу Австрии Фердинанду II книгу протестантских духовных шансон ( фр. chansons spirituelles ), послав её в Вену . В конце 1550 года переехал в столицу Священной Римской империи и занял должность при дворе Габсбургов , где оставался до конца своей жизни, игнорируя многочисленные приглашения, поступавшие из Венеции. Умер в августе 1565 года в Вене .

Музыка

Бус сыграл значительную роль в развитии инструментального ричеркара . Он написал наиболее длинную пьесу из когда-либо созданных в этом жанре многоголосной инструментальной музыки, имеющую не менее 98 имитационных пунктов . Его ричеркары были разработаны контрапунктически с использованием всех техник фламандской полифонии, а именно аугментации , диминуции , инверсии и т. д.

Писал также вокальную сакральную музыку — мотеты и chansons spirituelles . Его мотеты напоминали аналогичные произведения Николя Гомбера : с плотной фактурой, проникающими имитациями и свободным обращением с темой.

Примечания

  1. Honegger, Marc. Dictionnaire de la musique (фр.) . — Paris: Bordas, 1979. — Т. 1, Les Hommes et leurs œuvres. A-K. — С. 162. — 1232 с. — ISBN 2-0401-0721-5 .
  2. (англ.) . Grove Music Online. Дата обращения: 5 апреля 2020. 2 июня 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Бус, Жак