Interested Article - Беншуа, Жиль

Жиль Беншуа́ (Binchois, Binchoys) (около 1400 , возможно в Монсе ( Эно ) — 20 сентября 1460 , Суаньи ) — франко-фламандский композитор, яркий представитель «бургундской» («первой нидерландской») школы .

Жизнь

Биографические сведения о Беншуа скудны и противоречивы. Музыкальное образование получил, возможно, в родном городе. В 1419—23 годах — церковный органист в Монсе. В 1423 году переехал в Лилль , где поступил на службу к Уильяму, графу Саффолку (это обстоятельство отмечено в мотете Окегема на смерть Беншуа ), который в это время находился в составе оккупировавших север Франции английских войск (см. Столетняя война ). По заказу графа Беншуа написал рондель «Ainsi que a la foiz m’y souvient». Во второй половине 1420-х годов (возможно, уже в 1427 году) Беншуа поступил на службу в придворную капеллу герцога Бургундского, с которой связан расцвет его музыкальной карьеры. В 1431 году, когда был написан мотет Беншуа «Nove cantum melodie», он был певчим этой капеллы (в тексте мотета перечислены все 19 певчих). Не будучи рукоположен в священники, Беншуа тем не менее получал бенефиции ( пребенды ) в разных областях Бургундии, которые обеспечивали его безбедное существование. В 1437 году получил пост почётного секретаря бургундского двора. Беншуа был знаком и вероятно часто встречался с Гийомом Дюфаи (документирована их встреча в 1449 году). С 1452 года до конца жизни — каноник в в валлонском городке Суаньи . Согласно историческим свидетельствам, даже в эти поздние годы Беншуа (помимо композиторской деятельности) продолжал петь в храме, причём делал это искусно.

Творчество

В области церковной музыки Беншуа оставил около 28 сочинений на тексты отдельных частей ординария мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei; полных месс не сохранилось), шесть магнификатов , мотеты на традиционные гимнографические тексты (как Ave regina caelorum , Ut queant laxis , Veni creator spiritus и Te Deum ) и на свободно сочинённые «новые» стихи (как «Nove cantum melodie», в технике изоритмии ).

Наиболее ценной частью наследия Беншуа считаются его шансон (всего около 60) преимущественно на три голоса. В них он показал себя как композитор, придерживающийся стилистических традиций прошлого. «Бургундская шансон» Беншуа — прямая наследница многоголосных светских баллад и рондо французской школы Ars nova на стереотипные тексты куртуазной тематики (похожие, например, на стихи Гильома де Машо ). Авторы текстов неизвестны, за исключением баллады Dueil angoisseus rage demeseurée , положенной на стихи Кристины Пизанской .

Подавляющее большинство песен написано в «консервативной» тернарной мензуре , несмотря на то, что в теории музыки бинарная мензура ещё со времён Ars nova была уравнена в правах с тернарной. Судя по частому отсутствию подтекстовки в иных голосах кроме дисканта, а также полному отсутствию текста в (некоторых) вводных разделах, Беншуа предполагал исполнение песен смешанным, вокально-инструментальным ансамблем. Среди наиболее известных песен Беншуа — рондо́ De plus en plus , Triste plaisir , Adieu m’amour .

В технике духовной и светской композиции Беншуа (как и его великий современник Гийом Дюфаи ) широко использовал фобурдон . Некоторые мотеты — контрафактура его же песен, или наоборот, например, песня Mort en merchy — контрафактура Магнификата шестого тона, мотет Virgo rosa venustatis — контрафактура песни C'est assez . Звуковысотная структура музыки Беншуа — типичный образец старомодальной гармонии с опорой на квинтоктаву (как в музыке Ars nova) и обилием готических каденций . Развёртывание лада совершается (по закону, присущему именно этому историческому типу гармонии) путём обхода ступеней , при этом «центральный тон» всей пьесы не выводится непосредственно из каденционного плана. По этой причине, ультима генеральной каденции (как в рондо De plus en plus ) кажется некоторым исследователям «неожиданным окончанием», а гармонический стиль Беншуа в целом характеризуется как «странный» .

В отношении ряда композиций авторство Беншуа оспаривается.

Портрет

  • По мнению Эрвина Панофски, Жиль Беншуа изображен на картине Яна ван Эйка « Тимофей ».

Примечания

  1. — 2018.
  2. Mort, tu as navré / Miserere (известен также как «Плач на смерть Беншуа»).
  3. Единственное исключение — рондо Seule esgaree de tout joieulx plaisir .
  4. «Odd approach to tonal centres». См.: Slavin D. The Binchois game: style and tonal coherence in some songs from the mid-fifteenth century. In: Binchois studies. Oxford, 2000, pp.163-180.

Литература

  • Коннов В. Нидерландские композиторы XV—XVI веков. — Ленинград: Музыка, 1984.
  • Binchois studies, ed. by A. Kirkman and D.Slavin. Oxford, 2000 (публикации докладов на международной конференции по Беншуа).

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Беншуа, Жиль