Николя Гомбе́рт
, также
Гомбер
(
нидерл.
Nicolas Gombert
; ок. 1495, Ля Горг, близ
Лилля
? — ок. 1560,
Турне
) — франко-фламандский
композитор
, представитель
нидерландской школы
полифонистов
.
Биография
Сведения о жизни Гомберта скудны. Учился
композиции
, возможно, у
Жоскена Депре
(свидетельство
Генриха Финка
). С
1526 года
—
певчий
в придворной
капелле
Карла V
, которая в 1526—1533 годах (вслед за Карлом) перемещалась по разным городам Испании, Германии, Нидерландов.
С
1529 года
капельмейстер
в той же капелле (официально — magister puerorum), в связи с чем занимался музыкальным образованием и христианским воспитанием отроков, а также обеспечивал их хозяйственные повседневные нужды. Последнее упоминание о деятельности Гомберта в капелле Карла относится к
1538 году
. Далее, по свидетельству
Джероламо Кардано
, Гомберт был обвинён в растлении «первого мальчика» (хориста капеллы) (pueri principalis) и был послан на
галеры
, где в
кандалах
продолжал сочинять «лебединые песни» (cygneas cantiones) в надежде смягчить своего покровителя
. Наконец, он удостоился прощения императора (дата освобождения неизвестна), но в служении при дворе отныне ему было отказано. Остаток дней Гомберт провёл безбедно, живя на средства дарованной ему императором пенсии (
пребенды
) в качестве
каноника
одной из церквей Турне (canonicus Tornacensis). Поскольку он с тех пор не упоминается в исторических церковных документах, предполагают, что Карл лишил его и права отправлять богослужение. Единственный документ, сохранившийся после осуждения Гомберта,— письмо
1547 года
к итальянскому герцогу
Гонзаге
, содержание которого не добавляет никаких деталей к биографии композитора.
Творческое наследие
Один из ведущих композиторов «
постжоскеновского
» поколения, Гомберт работал преимущественно в области церковной вокальной музыки. Главная особенность его техники
полифонической
композиции — последовательное и активное применение сквозной
имитации
. Гомберту принадлежат 10
месс
, большинство из которых представляют собой примеры
мессы-пародии
. Кроме того, Гомберт — автор около 160
мотетов
(в основном на 4-5 голосов), из которых известны политекстовый «
Salve Regina
» (с подзаголовком «Diversi diversa orant»
), «O musae Jovis» (памяти Жоскена), «Tribulatio et angustia», «Media vita». Также его перу принадлежат 8
магнификатов
на каждый из
церковных тонов
, написанные в
alternatim
-технике. Из его французских
шансон
(всего около 70) известны «Je prens congié», «Resveillez vous» (изобретательно имитирующая <наподобие «Пробуждения птиц»
К. Жанекена
, но более интересная
гармонически
> пение птиц),
«Mille regretz»
(на одноимённую шансон Жоскена). Сохранилась также одна пятиголосная испанская песня (кансьон)
и один шестиголосный итальянский
мадригал
.
Полное собрание сочинений Гомберта в 12 томах опубликовано в
CMM
VI.
Сочинения
Примечание
. Если не указано иное, в скобках дана дата первой публикации.
Мессы
-
Quam pulchra es, 6v. (1532, на мотет Болдвейна <Bauldeweyn>);
-
Da pacem, 4v. (1532, на
cantus planus
);
-
Sancta Maria succurre miseris, 4v. (1540, на мотет
Ф. Вердело
);
-
Media vita, 5v. (1542, на собственный мотет);
-
Sur tous regretz, 5v. (на шансон
; возможно, написана по случаю коронации Карла V 24 февраля 1530);
-
Philomena praevia, 5v. (1542, на мотет Я. Ришафора);
-
Dulcis amica (1556);
-
Je suis desheritée, 4v. (1557, на шансон Люпуса <Lupus> или Кадеака <Cadéac>);
-
Beati omnes, 4v. (на собственный мотет);
-
Tempore paschali, 6v. (раннее сочинение; на
cantus planus
);
Другая церковная музыка
-
Credo, 8v.
-
Магнификат первого
тона
(рукопись 1552 г.);
-
Магнификат второго тона (рукопись 1552 г.);
-
Магнификат третьего и восьмого тонов (рукопись 1552 г.);
-
Магнификат четвёртого тона (рукопись 1552 г.);
-
Магнификат пятого тона (рукопись 1552 г.);
-
Магнификат шестого и первого тонов (рукопись 1552 г.);
-
Магнификат седьмого тона (рукопись 1552 г.);
-
Магнификат восьмого тона (рукопись 1552 г.).
Мотеты (выборка)
-
Aspice Domine quia facta est, 4v. (1539);
-
Ave regina caelorum, 4v. (1539);
-
Ave sanctissima Maria, 4v. (1539);
-
Dicite in magni, 4v. (1539);
-
Dignare me laudare te, 4v. (1539);
-
Domine pater et Deus vitae meae, 4v. (1539);
-
Domine situ es jube, 4v. (1539);
-
Duo rogavi te Domine, 4v. (1539);
-
Ecce nunc tempus acceptabile, 4v. (1539);
-
Fidelium Deus omnium conditor, 4v. (1539);
-
Fuit homo missus, 4v. (1539);
-
Inter natos mulierum, 4v. (1539);
-
Levavi oculos meos, 4v. (1539);
-
Miserere pie Jesu, 4v. (1539);
-
O gloriosa Dei genitrix, 4v. (1539);
-
O gloriosa domina Dei genitrix, 4v. (1539);
-
Quae est ista, quae processit, 4v. (1539);
-
Quam pulchra es et quam decora, 4v. (1539);
-
Saluto te sancta virgo Maria, 4v. (1539);
-
Salvum me fac Domine, 4v. (1539);
-
Super flumina Babylonis, 4v. (1539);
-
Venite filii, audite me, 4v. (1539);
-
Adonai Domine Jesu Christe, 5v. (1539);
-
Anima mea liquefacta est, 5v. (1539);
-
Anima nostra sicut passer, 5v. (1539);
-
Audi filia et vide, 5v. (1539);
-
Ave Maria, 5v. (1539);
-
Ave mater matris Dei, 5v. (1539);
-
Ave sanctissima Maria, 5v. (1539);
-
Beati omnes qui timent Dominum, 5v. (1539);
-
Domine Deus omnipotens pater, 5v. (1539);
-
Ego flos campi, 5v. (1539);
-
Emendemus in melius, 5v. (1539);
-
Gaudeamus omnes et laetemur, 5v. (1539);
-
Haec dies quam fecit Dominus, 5v. (1539);
-
Hodie beata virgo Maria, 5v. (1539);
-
Inviolata integra et casta, 5v. (1539);
-
Judica me Deus, 5v. (1539);
-
Laus Deo, pax vivis, 5v. (1539);
-
O beata Maria, 5v. (1539);
-
O flos campi, 5v. (1539);
-
Pater noster, 5v. (1539);
-
Tota pulchra es, 5v. (1539);
-
Tribulatio et angustia, 5v. (1539);
-
Tu Deus noster, 5v. (1539);
-
Vias tuas Domine, 5v. (1539);
-
Averte oculos meos, 4v. (1541);
-
Beata Mater et innupta Virgo, 4v. (1541);
-
Cur quisquam corradat opes, 4v. (1541);
-
Domine non secundum peccata nostra, 4v. (1541);
-
Ergo ne vitae quod super est meae, 4v. (1541);
-
Fac tibi mortales, 4v. (1541);
-
Miserere nostri, Deus omnium, 4v. (1541);
-
O Domina mundi, 4v. (1541);
-
Quidquid appositum est, 4v. (1541);
-
Reminiscere miserationum tuarum, 4v. (1541);
-
Salve regina, 4v. (1541);
-
Salve regina / Ave regina / Inviolata, integra et casta es / Alma Redemptoris mater, 4v. (1541);
-
Sancta Maria mater Dei, 4v. (1541);
-
Sancte Alphonse, 4v. (1541);
-
Si ignoras te o pulchra, 4v. (1541);
-
Surge, Petre, 4v. (1541);
-
Vae, vae Babylon, 4v. (1541);
-
Vita, dulcedo, 4v. (1541);
-
Ad te levavi oculos meos, 5v. (1541);
-
Ave regina caelorum, 5v. (1541);
-
Caeciliam cantate pii, 5v. (1541);
-
Cantemus virgini canticum novum, 5v. (1541, авторство оспаривается);
-
Conceptio tua Dei genitrix, 5v. (1541);
-
Confitebimur tibi, Deus, 5v. (1541);
-
Da pacem Domine, 5v. (1541);
-
Hodie nata es virgo Maria, 5v. (1541);
-
Hodie nobis caelorum rex, 5v. (1541);
-
Hortus conclusus es Dei genitrix, 5v. (1541);
-
Ne reminiscaris Domine, 5v. (1541);
-
O adorandum sacramentum, 5v. (1541);
-
O felix Anna, 5v. (1541);
-
O magnum mysterium, 5v. (1541);
-
Patefactae sunt januae caeli, 5v. (1541);
-
Sit Trinitati sempiterna gloria, 5v. (1541);
-
Surge, Petre, 5v. (1541);
-
Veni dilecta mea, 5v. (1541);
-
Veni electa mea, 5v. (1541, написан по случаю бракосочетания Карла V с
Изабеллой Португальской
в 1526);
-
Venite ad me omnes, 5v. (1541).
-
O Jesu Christe, 8v. (1568 = шансон «Que ne l’aymeroit»);
-
O musae Jovis, 6v. (1545, памяти Жоскена);
-
Regina caeli, 12v. (1534);
-
Sustinuimus pacem, 8v. (= шансон «Je prens congié»)
-
Tulerunt Dominum, 8v. (1552 = шансон «Je prens congié»);
Шансон (выборка)
-
A bien grand tort 4v. (1538)
-
Alleluya my fault chanter 4v. (ca. 1528)
-
Amours vous me faictes 4v. (1533)
-
Amys souffrez 5v. (1550)
-
A quoy tient-il 4v. (1531)
-
A traveil suis 6v. (1544)
-
Aultre que vous 4v. (1535)
-
Ayme qui vouldra 5v. (1544)
-
Celluy a qui mon cueur 4v. (1535)
-
Celluy qui est long 3v. (1560)
-
C’est à grand tort 4v. (1544)
-
Crainte et espoir 4v. (1552)
-
D’en prendre deux 4v. (1557)
-
D’estre amoureux 4v. (1552)
-
Dieu me fault il 5v. (1550, авторство оспаривается)
-
En attendant l’espoir 6v. (1545)
-
En aultre avoir 4v. (1534)
-
En douleur et tristesse 6v. (1550)
-
En l’ombre d’ung buissonet 6v. (1540)
-
Gris et tanne 4v. (1530)
-
Hors envieulx 4v. (1536)
-
Jamais je n’euz tant 4v. (1534, авторство оспаривается)
-
J’ay congé prins 4v. (1534)
-
J’ay eu congé 4v. (1544)
-
J’aymeray qui m’aymera 4v. (1533)
-
Je ne scay pas 5v. (1544)
-
Je prens congié, 8v. (= мотетам «Sustinuimus pacem», «Tulerunt Dominum»)
-
Je suis trop jeunette 5v. (1550)
-
Joyeulx vergier 4v. (1544)
-
Laine et travéil 6v. (?)
-
Le bergier et la bergiere 5v. (1544)
-
Mille regretz 6v. (1540, на одноимённую шансон Жоскена)
-
Mon coeur elist 4v. (1541)
-
Mon pensement ne gist 4v. (1550)
-
Mort et fortune 4v. (1538)
-
Nesse pas chose dure 5v. (1544)
-
O doulx regretz 4v. (1549)
-
O malheureuse journee 5v. (1550)
-
Or escoutez gentil veneurs 4v. (1545, сцена охоты на зайца)
-
Or suis-je prins 4v. (1544)
-
Par ung regard 3v. (1569)
-
Pleust a Dieu quil fust 3v. (1560)
-
Pleust a Dieu 6v. (1544)
-
Plus de Venus 4v. (1552)
-
Pour parvenir bon pied 4v (1543, авторство оспаривается)
-
Puis qu’ainsi est 4v. (I) (1544)
-
Puis qu’ainsi est 4v. (II) (1544)
-
Quant je suis au prez de mamye 5v. (1544)
-
Qui ne l’aymeroit (= мотету «O Jesu Christe») 8v. (1540)
-
Raison le veult 4v. (1549)
-
Raison me dict 4v. (1552)
-
Raison requirt amour 6v. (1550)
-
Regret enny traveil 5v. (авторство оспаривается)
-
Resveillez vous cueurs endormis 3v. (1545, с имитацией пения птиц)
-
Secourez moy madame 5v. (1544)
-
Se dire je losoye 5v. (1544, авторство оспаривается)
-
Se le partir m’est dueil 4v. (1544)
-
Si le secours 4v. (1544)
-
Souffrir me convient 5v. (1544)
-
Tant bien party 3v. (1569)
-
Tant de traveil 4v. (1541)
-
Tousiours souffrir 5v. (1550)
-
Tous les regretz 6v. (1544)
-
Triste depart m’avoit 5v. (1544, авторство оспаривается)
-
Trop endurer 5v. (1550)
-
Tu pers ton temps 4v. (1535)
-
Ung jour viendra 5v. (1443)
-
Vous estes trop jeune 4v. (1538)
Примечания
-
↑
Nicolas Gombert //
(бук.)
— 1978. — ISSN
-
↑
Nicolas Gombert //
(исп.)
: El portal de datos bibliográficos de la Biblioteca Nacional de España
— 2011.
-
(фр.)
—
, 2011.
-
"…damnatus ad triremes rursus Gombertus musicus stupro pueri principalis (De tranquillitate. In: Opera omnia, vol.II, p.299). В другом труде: «…non minus laudenda est virtus Nicolai Gomberthi, quam fortuna. Damnatus enim ad triremes, catenato pede cygneas illas cantiones meditatus est, quibus non solum libertatem a Caesare omnium inclytorum fautore, sed etiam pingue sacerdotium, quo reliquum vitae tranquille duxit, promeruit. Difficile hoc Gombertho non fuit, quoniam meritas poenas patiebatur….» (De utilitate ex adversis capienda // ib., vol.II, 214.)
-
лат. Разные <люди> молят о разном.
-
Dezilde al cavallero.
-
S’io veggio sotto l’un e l’altro ciglio.
Литература
-
Eppstein H.
Nicolas Gombert als Motettenkomponist. — Würzburg, 1935.
-
Schmidt-Görg J.
Nicolas Gombert. Kapellmeister Kaiser Karls V. Leben und Werk. — Tutzing: Hans Schneider, 1971.
-
Miller C.A.
Jerome Cardan on Gombert, Phinot, and Carpentras // The Musical Quarterly, Vol. 58, No. 3 (1972), pp. 412–419.
-
Nevel, Paul van.
Nicolas Gombert en het avontuur van de vlaamse polyfonie. — Libri Musicae, 1992.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|