Антуа́н Брюме́ль
(
фр.
Brumel
; ок. 1460—1512 или 1513) — французский композитор, видный представитель
франко-фламандской
школы.
Содержание
Биография
Место рождения точно не известно (в качестве возможного кандидата исследователи рассматривают Brunelles, расположенный к западу от
Шартра
). В 1483-86 — певчий в шартрском соборе Нотр-Дам, до 1492 пел в соборе св. Петра в
Женеве
, ок. 1497 в
Лане
. В 1498—1500 руководитель капеллы в Соборе парижской Богоматери, в 1506-10 — капельмейстер при дворе Альфонсо I
д'Эсте
в
Ферраре
(сменил на этом почётном посту
Якоба Обрехта
). О последних годах жизни достоверных сведений не сохранилось. После распада капеллы д’Эсте предположительно оставался в Италии, работая в церквах
Фаэнцы
и
Мантуи
. По
В. Галилею
, Брюмель в составе группы композиторов в 1513 году удостоился аудиенции у папы
Льва X
. По
Г. Глареану
, композитор был знаком с
Жоскеном Депре
(соревновался с ним в мастерстве) и дожил до «почтенного возраста».
Творчество
Наиболее значительная часть наследия — многоголосные
мессы
, в различных техниках: традиционной (на
cantus firmus
), как в мессе на популярную светскую песню
L’homme armé
, и авангардных, к которым относятся месса-парафраза (мелодическая фраза или мотив проводится через всё сочинение, аналогично позднейшему
лейтмотиву
), как месса
De beata virgine
, и
месса-пародия
(цитируется фрагмент многоголосной фактуры целиком), как
De dringhs
, пародия на собственную
шансон
. В мессе
Sine nomine
для каждой части ординария в качестве источника использован новый тематический материал. В заупокойной мессе (
реквиеме
)
впервые в качестве cantus firmus используется мелодия знаменитой секвенции
Dies irae
(композитор обработал только нечётные строфы; см.
Alternatim
). Все мессы Брюмеля четырёхголосны (что было в его время традиционно), за исключением
Et ecce terrae motus
, написанной на 12 голосов.
Мотеты
(около 30) и
шансон
Брюмеля отличаются стилистическим многообразием. Часть их написана в сложной
контрапунктической технике
, напоминающей сочинения
Окегема
, а часть—в гоморитмической (
старогомофонной
) фактуре на манер многоголосных итальянских песен (см.
Фроттола
,
Вилланелла
) XVI века. Для музыки «итальянского» периода характерна декламационная
силлабическая
скороговорка, которая (позднее) стала общим местом ренессансного
мадригала
. Среди сочинений, написанных для инструментального ансамбля,— обработка популярной фламандской песни «Tandernaken» (у Брюмеля — «Tandernac»)
.
Список сочинений
Мессы
De beata virgine (a4)
L’homme armé (a4)
De dringhs (a4)
Sine nomine (a4)
Berzerette savoyenne (a4)
Victimae paschali laudes (a4)
Missa pro defunctis (реквием, а4)
A l’ombre d’ung buissonet (a4)
Bon temps (a4)
Descendi in hortum (a4)
Dominicalis (a4)
Je nay deuel (a4)
Ut re mi fa sol la (a4)
Et ecce terrae motus (a12)
Мотеты и церковная музыка (выборка)
Ave stella matutina
Ave, virgo gloriosa
Da pacem, Domine
Exemplum octo modorum
Lamentationes: Heth. Cogitavit Dominus
Languente miseris
Mater patris et filia
Nativitas unde gaudia / Nativitas tua, Dei genitrix
Lloyd Jr Biggle
. The Masses of Antoine Brumel. University of Michigan, Ph.D., 1953.
Pierre Pidoux
. Antoine Brumel à Genève (1486—1492) // Revue de musicologie 50 (1964).
Senn W.
Brumel // Enciclopedia della musica. Vol. 1. Milano: Rizzoli Ricordi, 1972, p.406-407.
Wright C.
Antoine Brumel and patronage at Paris // Music in medieval and early modern Europe : patronage, sources, and texts. Ed. by Iain Fenlon. Cambridge, Mass., 1981.
Fallows D.
A catalogue of polyphonic songs, 1415—1480. Oxford, 1999.
Owain Sutton
. The mass music of Antoine Brumel. Manchester: University of Manchester, 2002.
Amy Herrboldt, Olga Dolskaya-Ackerly
. Humanistic influences on the career of Antoine Brumel. Thesis (M.M.). Kansas City, 2006.