Сокол и Зимний солдат
- 1 year ago
- 0
- 0
Сретенская церковь ( Малая церковь Зимнего дворца ) — домо́вая императорская церковь Зимнего дворца в Санкт-Петербурге . Построена Бартоломео Растрелли в 1768 году, утрачена в пожаре 1837 года , воссоздана архитектором Василием Стасовым .
После Февральской революции 1917 года не действует, иконостас демонтирован в 1929 году.
Первый храм Сретения Господня появился в Зимнем дворце ещё при Екатерине I . Церковь по проекту Франческо Бартоломео Растрелли была построена на месте одноимённого храма, существовавшего при дворце Анны Иоановны . Её декоративным убранством занимался мастер И. Джани . Изображений интерьера церкви не сохранилось и сведения о её изначальной отделке скудны .
Храм был освящён 10 ( 21 ) января 1768 года. Обладая удобным расположением близ жилой половины дворца на втором этаже северо-западного ризалита , он использовался для частных богослужений императорской семьи .
При Николае I Сретенская церковь получила статус собора и в ней ежегодно 14 декабря совершались службы в воспоминание трагических событий восхождения Николая на престол .
Церковь была уничтожена пожаром 1837 года , в котором пострадал весь дворец. Её восстановление, наряду с другими помещениями, было поручено В. П. Стасову . Архитектор хотел отказаться от попытки воссоздать допожарный вид церкви и сделать её двусветной — однако это не было одобрено императором, указавшим в задании «стараться с возможной точностью возобновить всё в прежнем виде» . Проект восстановления, составленный при активном участии Николая I, был утверждён в апреле 1838 года и в целом послепожарное декоративное убранство воспроизводило первоначальный вид Сретенской церкви .
Малая церковь стала первым помещением Зимнего дворца, восстановленным после пожара . Её освящение состоялось накануне её храмового праздника , дня Сретения Господня , 1 ( 13 ) февраля 1839 года — на полтора месяца раньше, чем Большая церковь Зимнего дворца . Чин освящения совершил митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) .
После Февральской революции Временное правительство национализировало Зимний дворец, включая обе размещённые в нём домовые церкви. В ноябре 1917 года на базе Зимнего дворца был открыт Государственный Эрмитаж. 29 мая 1918 года Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал Братству приходских советов в использовании помещения бывшей домовой церкви, находящейся на территории музея. Право использования помещений церкви было передано Музею революции, и в 1929 году при устройстве лектория музея иконостас был демонтирован. В 1939 году при устройстве служебного помещения для Эрмитажа стены были закрыты щитами с холстом, плафон забелён, а декоративные элементы демонтированы. В дальнейшем в помещении домовой церкви разместились реставрационные мастерские Эрмитажа.
В 1990-е годы проведена реставрация сохранившегося декоративного убранства помещения церкви, в ходе которой был найден и расчищен живописный плафон «Сошествие Святого Духа» Николая Майкова. В дальнейшем реставрационные работы продолжались : головки херувимов из папье-маше нашлись в фондах и вернулись на место, отреставрирован паркет. Иконостас решили не реконструировать (из 16 исторических икон, находившихся здесь, сохранилось только 2 в коллекции Русского музея) .
5 мая 2021 года церковный зал был открыт для посещения публики, в нём развёрнута экспозиция «Православные церковные облачения XVII — начала XX века в собрании Эрмитажа» .
Декоративное убранство Сретенской церкви воссоздавалось В. П. Стасовым в 1838—1839 годах. Для воспроизведения первоначального, допожарного, облика были использованы сведения о её ремонтах в конце XVIII — первой третьи XIX века, рассказы о том, как выглядел её интерьер.
Церковь получила сложное золочёное барочное убранство — некоторые элементы декора были позолочены по цветному грунту-подложке, при этом объёмные изображения головок ангелов и рокайльные орнаменты были сделаны из папье-маше . Стены были расчленены пилястрами и окрашены в светло-голубой цвет.
Поскольку над церковью находилась Бриллиантовая комната , то помещение не имело сводов; плоский потолок был украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа работы Н. А. Майкова по рисунку Т. А. Неффа .
В церкви был установлен двухъярусный иконостас работы В. Бобкова:
Алтарь отделён от храма деревянным двухъярусным столярной работы с позолотою иконостасом. Царские врата - сквозные резные, а северные и южные глухие. Образа в Царских вратах: Благовещения и евангелистов . По иконостасу с правовой стороны Царских врат — образ Сретения Господня, с левой - путешествие Божией Матери с Предвечным Младенцем и Иосифом в Египет .
В иконостасе находилось 16 икон, часть из которых — это спасённые при пожаре старые образа, написанные на холсте во второй трети XVIII века предположительно И. И. Бельским и И. Я. Вишняковым (документы, указывающие на авторство и более точное время написания икон отсутствуют). На стены были помещены новые образа с изображений святителей , написанные Т. А. Неффом . Выбор сюжетов был осуществлён в соответствии с памятными датами истории императорского дома.
На кровле дворца над Малой церковью был устроена звонница с барочным луковичным куполом.
Лестница дворца, ведущая к Сретенской церкви, получила название Церковная .
В ризнице церкви с конца XIX века хранился золочёный серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа , который был привезён из монастыря Пантократор ( Афон ) .