Interested Article - Явленный образ Симеона Богоприимца
- 2020-02-05
- 1
Явленный Образ Симеона Богоприимца — икона Богомладенца Христа на руках святого праведного Симеона Богоприимца .
Обретена чудесным образом на выезде из Красного Села крестьянином Василием Кисляковым 11 (24) мая 1800 года . Почитается с 1800 года как местночтимая и чудотворная икона .
Празднование иконе совершается 11 (24) мая 1800 года .
Сокрытие святыни от поругания, до времени
Недалеко от будущего Красного Села в XV—XVII вв. находился Дудоровский погост Водской пятины Новгородской республики . По преданию, в 1467 году во время свирепствовавшего мора , архиепископ Иона , во время моления, услышал глас, повелевавший идти на скудельницу в Покровском Зверином монастыре где он обретёт икону св.прав. Симеона Богоприимца . На праздник Покрова Пресвятой Богородицы, новгородцы придя крестным ходом и обрели образ. Списки с этого чудотворного образа во множестве разошлись по новгородской земле. В одном из домов Дудоровского погоста, видимо и находился в XVI веке список с образа Покровского монастыря. При разорении же этих мест шведами в 1611 году, икона, вероятно, оказалась выброшенной шведами или утеряна при поспешном бегстве жителей. Либо, была сокрыта местными жителями от поругания, и с надеждой возвращения. Дудорово на шведский манер стало произноситься как Дудергоф , река Лига стала Дудергофкой , а места эти более чем на 90 лет отошли к Швеции . До обретения сокрытого в земле Образа оставалось почти 190 лет. Возможно, Образ пропал и при случайной утере кем-то из новгородских переселенцев или военных (из гвардейских полков проводивших здесь свои манёвры) уже в XVIII веке, после основания Петром I поселения Красное Село .
Явление иконы святого праведного Симеона Богоприимца в Красном Селе
В 1800 году, Красное Село обрело свою святыню — чудотворную икону с изображением Богомладенца Иисуса Христа, на руках святого праведного старца Симеона Богоприимца .
На выезде из Павловской слободы, с правой стороны от дороги по направлению из Красного Села к Санкт-Петербургу 11 мая 1800 года (по старому стилю) или 24 мая по новому, крестьянин Василий Кисляков, работая на своей пашне, увидел, как неожиданно, у края небольшого холма земля, поднявшись на сажень, разметалась весьма большими глыбами по сторонам. Образовалась промоина с водяным ключом посередине. В ней местные жители и обнаружили не повреждённую плавающую икону. Народ, увидев в воде образ, принял это за особое к ним от Бога милосердие и об этом дал знать местному приходскому духовенству, которое без спроса и ведома Епархиального Начальства, отслужив молебен, взяло образ и с торжественным крестным ходом, при многочисленном стечении народа, водворило в церковь.
Чудесное явление иконы — редкое событие. А для новопостроенного Петербурга явилось таковым первым. Радость красносёлов, обнаруживших её в водоёме, внезапно образовавшемся на месте обретения была так велика, что захватила и местных священнослужителей во главе с настоятелем протопопом Стефаном Фёдоровым, священником Николаем Яковлевым и дьяконом Яковом Ивановым. В таком составе они (все трое) служили в красносельской Троицкой церкви в 1798—1801 годах. Те, оглушённые необыкновенным чудом, забыли даже и доложить об обретении по инстанции, что могло роковым образом отразиться на судьбе иконы. Узнав о таком самовольном действии как не получивший благословение архиерея крестный ход , епархиальное начальство высказало своё недовольство с последующим разбирательством. Неизвестно, чем могло бы всё закончиться, если бы не заступничество об иконе императора Павла I , который понял чувства верующих, совершенно забывшихся в своём ликовании, простил их и приказал оставить икону в Красном Селе. Вероятно, решение было принято под влиянием императрицы Марии Фёдоровны , которая любила посещать Свято-Троицкую церковь . И имела о ней особое попечение. Об этом разбирательстве сохранилась историческая переписка.
В журнале «Русская старина» 1882 года (том 33, январь) опубликованы некоторые повеления и указы императора Павла I; один из них — от 15 мая 1800 года. В тот день из Павловска к военному губернатору Петербурга П. А. Палену был направлен приказ от Государя. Написанный на немецком языке, он в переводе на русский язык имел такое содержание:
Господин генерал от кавалерии фон-дер-Пален. Из донесения одного чиновника императрице я узнал о следующем происшествии в Красном Селе. В одном месте там провалилась земля и вскоре образовавшееся отверстие наполнилось водою; это привлекло множество народу, не только живущаго в этой местности, но также из Гатчино и С.-Петербурга; который вечером разошелся, а на следующий день снова собрался, при этом на воде оказался плавающий образ, который и был отнесен народом в церковь в Красном Селе. Обо всем этом приказываю вам собрать подробныя сведения, и не теряя времени с умом принять соответственныя меры и обо всем мне донести. К вам благосклонный
Павел .
15 Мая 1800 года .
Павловск .
По действующим законоположениям и по резолюции Архиепископа Амвросия, священники должны были бы быть лишены мест и запрещены в священнослужении, а церковь и приход поручены другим; но так как эти священники находились в имении ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ , то Консистория от 16 Мая 1800 года за № 1285, предлагала на обсуждение ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ чрез Павловское Городовое Правление
«где по сему делу попы следованны и судимы быть должны и о принятии мер к прекращению злоупотребления и разглашения об образе» .
На это, правление тогда же уведомило Консисторию, что требование оной всеподданнейше доложено было ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ и по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению образ приказано оставить в Красносельской церкви, а о прочем ответствие Консистория получит от г. Генерал-Прокурора .
20 мая 1800 года генерал-прокурор П. Х. Обольянинов отправил петербургскому архиепископу (которого диакон П. Дмитриев неверно назвал «митрополитом») «ответствие». Сохранился его черновик со множеством исправлений (зачёркнутых слов). Вот текст этого черновика:
Павловское городовое правление уведомило меня, что консистория вашего преосвя Сп: бургская дошло до сведения моего сообщила ему, что по случаю найденнаго павловскими крестьянами близ слободы образа сретения Господня , ваше Преосвященство изволите положить на Церковно-служителей Софийскаго уезда церкви живоначальныя Тройцы, что в селе красном, запрещение в служении зато, что они образ сей вынув из источника, с освя тилищ ением воды оный и отнесли в церковь молебны, требует уведомления, где судимы они быть должны. Я быв известен о самых обстоятельствах где произшествия сего, долгом моим поставляю сообщить вашему преосвященству, что оно уже сделалось сведомым Ея величеству Государыне Императрице и от Ея величества донесено и Государю Императору, соизволившему принять сие с благоволением; а потому засим кажется и не могут церковно служители подвергнуты быть ни суду ни запрещению , но в протчем все сие тем более что по учиненному на месте следствию ни умысла предоставляю благоусмотрению ваш преосв с их стороны, ни необыкновенных церемоний при взятии образа, кроме водоосвящения не было. Что ж касается до того где по делу сему быть следованы и быть кому оные могут подсудимы , то должны в. в. известно, что насие отзываюсь тем, что по делам духовным все духовенство в росии церковным, безъ посредственно подлежит ведается в Синоде и консисториях они суду Епархиальной консистории , а по светским подвержены отче -ту городскаго Правления мирским и земским в гражданских правительствах. В красном же селе ведомы они по сей части Павловскому городовому правлению в непосредственном управлении Ея И. величества состоящему .
Павловск .
Маия 20 1800
Его высокопр. Архиепископу Амвросию .
Следовательно, утверждение диакона П. Дмитриева о том, что «священники лишены были мест и запрещены в священнослужении, а церковь и приход поручены другим» , является неверным. Архиепископ Амвросий лишь предполагал так поступить, но не сделал этого, а обратился с запросом к императрице Марии Фёдоровне. Павловская слобода, возле которой был найден Образ, входила в состав Красного Села , принадлежавшего императрице и находившегося в ведении правления города Павловска . Поэтому, запрос был послан через Павловское городовое правление. Мария Фёдоровна сообщила о случившемся Павлу I, а тот велел Палену провести расследование. Узнав результаты расследования, император «принял с благоволением» помещение Образа в церковь.
Государь Павел был глубоко верующим человеком. Так, за два года до события в Красном Селе, 9 июня 1798 года, Императорская фамилия, прибывшая к этому дню в Тихвин , участвовала в перенесении знаменитой чудотворной иконы Божьей Матери из одного храма в другой. Тихвинскую икону несли Павел Петрович и его старший сын Александр Павлович . Рядом с ними шли Мария Фёдоровна и Константин Павлович .
Явление нового чудотворного образа в имении его супруги глубоко взволновало Павла. Но, сначала он велел «собрать подробныя сведения» и ему «обо всем донести». Оценить же законность действий священников надлежало генерал-прокурору. П. Х. Обольянинов счёл, что «кажется и не могут церковно служители подвергнуты быть ни суду ни запрещению», о чем и уведомил Амвросия . На следующий день, 21 мая, Амвросий послал Обольянинову ответное письмо:
Высокопревосходительный Господин!
Милостивый государь мой!
На отношение вашего высокопревосходительства от 20го числа сего маия, последовавшее по поводу сообщения от Санктпетербургской Консистории в Павловское Городовое правление, имею честь уведомить, что священники Села Краснаго по случаю зделанной ими церемонии с найденным близ онаго образом по силе законов подлежали суду и запрещению, есть ли б при следствии оказались виновными в умысле ложно очудотворить оный; но когда уже ваше высокопревосходительство, быв известны о самых обстоятельствах произшествия сего, уведомляете меня, что оно уже зделалось сведомым ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ и от ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА донесено ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ соизволившему принять сие с благоволением; потому те с-щенники, как еще суду и запрещению яко необследованные подвергнуты не были, так яко уже по учиненному на месте следствию в умысле с их стороны виновными непризнанные, более ничем судимы не будут. О чем известя ваше высокопревосходительство с совершенным высокопочитанием честь имею быть :
вашего высокопревосходительства
Милостиваго Государя моего
Всепокорный слуга
Амвросий Архиепкп С.пбургский
№ 119й.
Маия 21го дня
1800 года
Его высокопревосхву Гну Генералу
Прокурору и кавалеру Обольянинову .
В этом письме архиепископ Амвросий сообщает о том, что «те священники… еще суду и запрещению… подвергнуты не были… судимы не будут» . Таким образом, их не наказали и оставили служить в красносельской Троицкой церкви . Перенесение иконы от места её явления с крестным ходом в церковь не стало считаться самовольным поступком и нарушением церковных правил.
Старший священник Стефан Феодоров, младший священник Николай Яковлев и дьякон Яков Иванов в таком составе служили в красносельской Троицкой церкви в 1798—1801 годах. В 1801 году о всех троих была сделана такая запись:
По формулярной за 1800й год ведомости показаны: сщенники Стефан Федоров 78и, Николай Яковлев 37и, диакон Яков Иванов 37и лет, в чтении искусны, к чтению поучений способны, катихизис таинства и обязательства знают, по ноте петь умеют, состояния добраго. Учились в семинарии Стефан риторике, Николай философии, а дьякон поезии природою. Священник Стефан сщеннической сын находился при церкви Села Краснаго дьячком и дьяконом, а в 1759 м году по выбору прихожан произведен во сщенника. Священник Николай священнической же сын находился диаконом в Воцком погосте в селе Александрове и города Софии в Софийском соборе, в 1794 м посщен во сщенника в Воцкой погост, а из онаго в село Красное переведен он Яковлев в 798 м году Июля 3 дня по Высочайшему Ея Императорскаго Величества на представление покойнаго преосщеннаго митрополита [Гавриила] соизволению. Диакон Яков диаконской сын находился в Боровицком Духове мнтре псаломщиком, в 1786 м посщен в город что ныне село Рожествено во диакона, а в 790 м году определен в село Красное. В семействе имеют как по исповедной за 1800й год росписи показано: сщенник Стефан жену, священник Николай жену и детей Симеона 4х Татьяну 5ти Веру 2х лет Марью 1го года, диакон жену дочерей Марью 4х Параскеву 2х лет .
Иконография Образа
По Евангелию от Луки , младенец Иисус Христос в сороковой день после рождения был принесён родителями в Храм . Туда по вдохновению пришёл и старец Симеон , которому «было предсказано Духом Святым , что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Симеон взял младенца Иисуса на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое…». Встреча (Сретение) Симеона с Христом — Сретение Господне — один из двунадесятых праздников , приходящийся на 2 февраля (15-е по новому стилю). Согласно канону христианской живописи, в образах Сретения обычно изображаются Симеон с Иисусом, родители Иисуса и Анна Пророчица («она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о нем всем»). Симеона показывают склонившимся в левую от зрителя сторону и опустившим лицо к Младенцу, лежащему на его протянутых руках. Красносельский же Образ необычен и не отвечает традиционному канону. Здесь изображены только Симеон с Иисусом , причём Симеон показан не во весь рост, а по пояс. Он не склонился, а несколько наклонил голову и не в левую, а в правую от зрителя сторону. Младенца Симеон держит перед грудью, правой рукой поддерживая его снизу, а левой — сбоку. Младенец не лежит, а сидит со свитком ученья в руках. Данная композиция является точным повторением древней явленной иконы из Новгородского Зверина монастыря . По всей видимости автор не являлся иконописцем , работавшим при крупном иконописном центре, а, скорее всего, был провинциальным сельским живописцем. Исполненный без высокого профессионализма, но трогательный в своей простоте, и вызывающий чувство благоговения, Образ написан в архаичном, допетровском стиле — вполне возможно, не в XVIII веке, а ранее. Икона очень потемнела от времени, невелика по размеру — высотой около 19 см.
В начале XX века Образ, по описанию диакона Петра Дмитриева в «Очерке истории Красносельской Троицкой церкви и ее прихода ко дню 175-летнего юбилея» (СПб., 1908), имел такой вид:
"Высотой сия икона 10, а шириной 8 вершков, в серебряной вызолоченной ризы 84 пробы. Сделанный на изображение Святого венец обложен в два ряда крупным жемчугом, в середине которого вделан, пожалованный Государыней императрицей Марией Фёдоровной (26 августа 1802) драгоценный перстень с зеленым яхонтом в середине, весом в 4 карата и обложенный кругом бриллиантами и розами. Венец Спасителя обложен мелкими бриллиантами и розами, а на нем бриллиантовый крестик на золотой цепочке, пожертвованный Фрейлиной Ее Величества Графиней Литке…
П.Дмитриев приводит и номер акта: «пожалованный <…> МАРИЕЙ ФЕОДОРОВНОЙ (препровожденный в означенную церковь чрез Управляющего Конторой, при отношении за № 386 от 26 Августа 1802 года) драгоценный перстень…»
По словам диакона П.Дмитриева (1908 г.), «к иконе этой в течение 108 лет нахождения ея в Красносельской церкви, не охладело благоговейное усердие и не оскудело число притекающих христиан с верою и надеждою получить от нея какое либо исцеление и утешение. Образ сей, как видно, украсился и украшается приношениями… верующих».
Почитание Явленного Образа святого праведного Симеона Богоприимца в Красном Селе
7 августа 1813 года вдовствующая императрица с детьми — Николаем , Михаилом и Анной — и со свитой
«благоволила прибыть…. в карете в Красное Село к церкви, где ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО и Их Высочеств встретили при колокольном звоне два священника со святым и животворящим крестом, а по Высочайшем вшествии в церковь, отправлялся в оной по соизволению ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА молебен явленной иконе Святого Симеона Богоприимца…, по окончании же сего ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО с Их Высочествами и всеми особами обоего пола, приложась ко кресту и святой иконе той, отсутствовала потом из церкви…»
16 октября следующего, 1814 г. Государыня с теми же тремя детьми и со свитой вновь прибыла в Красное Село . Там она изволила
«выезд иметь в карете в церковь, пред которою на паперти ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО и Их Высочеств встретили в облачении со святым и животворящим крестом тамошние оба священника, а приложась ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО и Их Высочества ко кресту, изволили войти в церковь и прикладываться ж к иконе святого Симеона Богоприимца, которому и отправлен был по соизволению ЕЯ Величества молебен, а по окончании сего и по провозглашении ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и ИМПЕРАТОРСКОЙ всей Фамилии долголетия, ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО и Их Императорские Высочества, возвратясь из церкви, благоволили от оной из Красного Села отсутствовать…»
В последующие годы своей жизни Мария Феодоровна ещё несколько раз приезжала в Красное Село , где посещала и Троицкую церковь . Вероятно, при каждом посещении этой церкви она молилась и у Явленного Образа, но только один раз это отражено в придворном журнале — в записи от 18 июня 1819 года. В тот день
«в начале 1 часа пополудни Ея Величество с фрейлиной графинею Самойловой соизволила выезд иметь в карете в тамошнюю приходскую церковь, в которой и приложась к явленной Святого Симеона иконе соблаговолила после сего возвратится от церкви…» .
Таковы документальные данные о пребываннии Государыни у Явленного Образа сохранившиеся в придворных записях. Свидетельство почитания имеются и в вышеназванной книге дьякона Петра Дмитриева «Очерк истории Красносельской Троицкой церкви и ее прихода ко дню 175-летнего юбилея» (СПб., 1908):
«Есть сказание из достоверных источников, что блаженной памяти государь Александр II, посетив со своей супругой красносельскую церковь 1859 года 20 июня, изволил высказать, что всегда при приезде Государя в Красное Село и по отъезде из него, будучи еще маленьким, [будущий] ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II с СВОЕЙ БАБУШКОЙ [Марией Феодоровной] приходил в церковь к этому образу Св. Симеона Богоприимца молиться и весьма престарелый священник всегда брал Государя на руки для того, чтобы приложиться к этому образу. Всё это было сказано в присутствии находившегося в то время Священника Иоанна Знаменскаго, который счёл своим нравственным долгом посвятить всех, а также и своих домашних, завещав им всем помнить столь знаменательные слова» .
В дореволюционное время почитали как сам образ, так и место его явления. Оно обозначено на подробном Плане окрестностей Петербурга составленного в 1817 г. генерал-майором Фёдором Шубертом, и более поздних, с надписью «Явленный Образ». Совмещение старых карт с современными показывает, что явление произошло у перекрёстка нынешних пр. Ленина (бывшего Нарвского тракта) и ул. Семёновской. Это место было отмечено возведением здесь, до революции, часовен. А с 2016 года и одноимённого храма, в честь святого праведного Симеона Богоприимца.
«Самое место, где найден образ, огорожено срубом, над которым устроена деревянная часовня; но впоследствии устроена перед этой часовней другая, каменная — больших размеров, на средства местного обывателя Бородулина. К этим часовням ежегодно 11 Мая бывает совершаем из Красносельской церкви крестный ход с иконой Св. Симеона Богоприимца» .
«Крестные ходы бывают: 4 февраля, в день Симеона и Анны, в часовню, за Павловскую слободу; 11 мая, в память Кирилла и Мефодия, и 15 августа, на болотное место, за Красным селом, в память пожара 1792 г., едва не испепелившего все селение (Красное Село). Из часовен особенно уважается та, которая за Павловской слободой. Она каменная, осмигранная, построенная в 1865 году почётным гражданином Арсением Николаевичем Бородулиным»
Приведённая А.Румянцевым дата «1792», по видимому, не верна. Пожар имел место не ранее 1800 года. О нём сообщает Т.Максинков:
«В начале прошлого столетия [XIX столетия — прим.] страшный пожар угрожал Красному Селу, вокруг которого горели леса и болота. <…> 15 августа был совершен крестный ход с иконою Симеона Богоприимца на горевшее болото <….>. После этого пожар стал мало-помалу утихать, и Красноселье избавилось от угрожавшей ему опасности».
С мая 1800 года Явленный Образ Симеона Богоприимца находился в Троицком храме в киоте, «у правого крылоса» специально созданного придела святых Симеона и Анны, и был украшен серебряной ризой с бриллиантами и драгоценными камнями. На месте обретения, как уже писалось, была построена каменная часовня , и ежегодно 11/24 мая из Троицкой церкви к ней совершался величественный Крестный ход. Часовня построена в 1865 году на средства почётного гражданина Арсения Николаевича Бородулина , находилась рядом с первой деревянной часовней, устроенной вскоре после обретения чудотворного образа.
Икона прославилась многими чудесами и исцелениями, и стала главной святыней всего Красного Села. Множество людей приезжало в Свято-Троицкую церковь из Петербурга и его пригородов для молитвы перед этой иконой, и по вере получая просимое.
Особо почитали икону Императрица Мария Феодоровна , и Император Александр II (который так же приезжал в Красное Село для молитвы пред образом перед принятием важных государственных решений).
Как правило, посещение членами императорской семьи Романовых Свято-Троицкого храма происходило во время знаменитых Красносельских военных манёвров Российской Императорской Гвардии . Ведшиеся до 1920-х годов записи чудесной помощи, чрез Образ святого Симеона Богоприимца, записываемых клиром Троицкой церкви в течение столетия, были уничтожены вместе с остальными архивами и убранством храма при его закрытии в 1932 году.
Все убранство иконы было утрачено во время компании по изъятию церковных ценностей в начале двадцатых годов прошлого века. Не смотря на утрату драгоценной ризы, икона была спасена верующими людьми после закрытия Свято-Троицкой церкви Красного Села в 1932 году. А после Великой Отечественной войны была передана ими в единственную открытую в Красном Селе Александро-Невскую церковь . В 2016 году на историческом местом обретения иконы был построен новый храм в честь святого праведного Симеона Богоприимца . Так как после возрождения Свято-Троицкой церкви Красного Села началась дискуссия по дальнейшему месту пребывания Образа, то на Приходском Собрании храма Александра Невского (Протокол № 21, от 20 ноября 2015 года) было принято решение, и получено благословение Владыки Варсонофия , с целью пресечения дальнейших споров, на перенесение Образа в храм, на место её обретения. При совершении первой Божественной Литургии 24 мая 2016 года оригинал иконы и был перенесён из храма святого Александро-Невского в этот новопостроенный храм, а в самом храме Александра-Невского , а также в Свято-Троицкой церкви Красного Села размещены списки — размер в размер — на тех исторических местах, где икона пребывала с 1800 по 1932 год и с 1946 по 2016 годы.
Почитание красносёлами Явленного Образа Богомладенца Христа на руках святого праведного Симеона Богоприимца сохранялось все годы с момента обретения. В сам день обретения вокруг храма святого Александра-Невского , вплоть до начала хрущёвских гонений, совершались крестные ходы вокруг храма. Об этом известно благодаря сохранившейся фотографии.
Патриарх Кирилл и Явленный Образ
С 5 июля 1960 по 27 мая 1970 настоятелем храма святого благоверного княза Александра-Невского являлся протоиерей Михаил Васильевич Гундяев (1907—1974), отец будущего патриарха Кирилла . Как и все предшествовавшие и последующие настоятели храма, он бережно хранил историю обретения Явленного Образа, служил молебны пред ним, и по вере получал просимое. С 14 лет помогал в Алтаре своему родителю и отрок Владимир (будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл) . Явленный Образ был расположен на почётном месте в храме и, будущий Патриарх, будучи алтарником , молился пред ним на молебнах, помогая отцу, вместе со всеми прихожанами храма . Поступление в Ленинградскую духовную семинарию , в Духовную Академию , пострижение в монашество , рукоположение в иеродиакона и иеромонаха , защита диссертации и получение степени кандидата Богословия Владимиром Гундяевым (будущим Патриархом Кириллом) совершились в период настоятельства отца Святейшего Патриарха на приходе храма святого благоверного князя Александра Невского . При пострижении в монашество Владимир получил имя Кирилла, чья память совершается 11/24 мая. Эта же дата является и днём обретения Явленного Образа. Таким образом день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (день тезоименитства Святейшего Патриарха ) не случайно совпал и с днём обретения Образа.
Примечания
- ↑ Дмитриев Петр диакон. Очерк Красносельской Троицкой церкви и ея прихода ко дню 175-летняго юбилея. СПб., 1908.
- Император Павел Петрович. 1800—1801. Высочайшия повеления и указы с.-петербургским военным губернаторам // Русская Старина. Т. XXXIII. 1882. Январь. С. 193.
- Дмитриев Петр диакон. Очерк Красносельской Троицкой церкви и ея прихода ко дню 175-летняго юбилея. СПб., 1908 С.13-14.
- ↑ Краснов Андрей Александрович, историк. Неизвестная история Красного Села и его окрестностей (маневры, достопримечательности, выдающиеся люди). Документальные сведения из придворных журналов (в том числе о молебне 23 августа 1802 г.) и иные архивные данные. Изд-во «Журнал Нева», СПб, 2019 г.
- Дмитриев Петр диакон. Очерк Красносельской Троицкой церкви и ея прихода ко дню 175-летняго юбилея. СПб., 1908. С.15-16
- от 11 декабря 2023 на Wayback Machine . Румянцев Александр, свящ. Троицкая церковь в Красном Селе//Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск осьмой. СПб., 1884. С417..
- Максинков Т. Красносельский Свято-Троицкий храм// Русский паломник. Т.XXIII.СПб,1908.№ 50.С.810..
- . Дата обращения: 13 декабря 2023. 13 декабря 2023 года.
Литература
- Публикация в журнале «Русская старина» 1882 года (том 33, январь) опубликованы некоторые повеления и указы императора Павла I. Один из них от 15 мая 1800 года.
- Румянцев Александр, свящ. Троицкая церковь в Красном Селе//Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск осьмой. СПб., 1884.
- Дмитриев Петр, диакон. Очерк Красносельской Троицкой церкви и ея прихода ко дню 175-летняго юбилея. СПб., 1908.
- Максинков Т. Красносельский Свято-Троицкий храм//Русский паломник. Т.XXIII.СПб,1908.№ 50.С.810.
- Краснов Андрей Александрович, историк. Неизвестная история Красного Села и его окрестностей (маневры, достопримечательности, выдающиеся люди). Документальные сведения из придворных журналов (в том числе о молебне 23 августа 1802 г.) и иные архивные данные. Изд-во «Журнал Нева», СПб, 2019 г.
Ссылки
- 2020-02-05
- 1