Баптистское вероисповедание 1689 года
(
англ.
Confession of Faith
;
Второе Лондонское
) — изложение основ вероучения "частных баптистов", то есть разделяющих принципы
кальвинизма
и отвергающих
арминианство
.
О
Священном Писании
как норме спасительного знания. Оно состоит из 39 книг Ветхого и 27 книг Нового Завет. Хотя изначальным языком Писания был иврит и греческий, переводы на современные языки являются необходимыми и полезными.
О Триедином Боге.
О предопределении или "Божьем постановлении": некоторые люди или ангелы "предопределены, или предназначены" (
predestinated, or foreordained
), для вечной жизни, причем их число не может быть ни увеличено, ни уменьшено.
О творении мира за 6 дней.
О Божественном
провидении
, которое действует как прямо, так и посредством "вторичных причин" (
second causes
). Греховные деяния происходят не от попустительства Бога, но вписаны в его план (5:4).
О грехе как о причине испорченности природы человека и его полной осквернения, из-за чего люди от рождения являются "чадами гнева" (
children of wrath
, 6:3). Даже возрожденные люди несут в себе "испорченность натуры" (
сorruption of nature
, 6:5).
О Божьем Завете (
covenant
), который есть Благая Весть явленная еще Адаму (7:3).
Об Иисусе-Посреднике, который есть Пророк, Священник и Царь, истинный Бог и истинный Человек. В нем две природы (божественная и человеческая) соединились в одной личности (8:2).
О свободе воли, которой хотя человек и обладал изначально, однако по причине греха он не способен сам обратиться к добру (9:3).
О действенном призвании (
effectual calling
). Бог спасает людей исключительно по благодати.
Об оправдании (
justification
). Бог искупил грехи лишь избранных, которые уже не могут лишиться своего избранничества.
Об усыновлении (
adoption
). Те, кого Бог избрал, являются истинными сынами Божьими, на которых распространяется Его благоволение.
Об освящении (
sanctification
). Святыми являются те, кто "духовно возрожден", однако и они не лишены внутренней борьбы.
О спасающей вере, которая является работой Святого Духа. В истинно верующих она может ослабевать, хотя она всегда ведет к спасению. Однако есть и "временно верующие" (
temporary believers
, 14:3).
О покаянии в жизнь и спасение. Покаяние (
repentance
) необходимо, так как даже "лучшие люди" могут впадать в грех.
О добрых делах, которые являются плодом живой веры. Однако необходимо "возгревать благодать" (
stirring up the grace
, 16:3).
О стойкости святых. Хотя избранные не могут "окончательно отпасть от благодати", однако они могут временно впадать "в тяжкие грехи" и навлекать на себя гнев Божий.
Об уверенности в благодати и спасении. "Временные верующие" обманывают себя ложными надеждами, а истинно верующие имеют "несомненную уверенность", которая может быть временно "поколеблена, ослаблена или утрачена" (18:4).
О божественном законе: нравственном, обрядовом и судебном.
(
moral law
) был записан в сердце человека и официально передан Богом на горе Синай в 10 заповедях. Обрядовый (
ceremonial laws
) и судебный (
judicial laws
) даны исключительно иудеям и отменены вместе с пришествием Христа.
О Евангелии, в котором дано обетование о Христа для призвания избранных, но при этом оно как благая весть существует в "великом многообразии" (20:3)
О христианской свободе от вины греха и обрядового закона "еврейской церкви" (
Jewish church
). При этом христианская свобода не есть свобода греха.
О религиозном поклонении, которое должно быть основано исключительно на Писании. Таким образом, поклонение включает в себя чтение Библии, пение псалмов и духовных песен, а также восхваление Бога, практика Крещения и Вечери Господней. Поклонение ангелам и святым отвергается.
О законных клятвах и их позволительности.
О почитании гражданских властей, которые призваны защищать, поощрять делающих добро и наказывать делающих зло.
О браке как союзе мужчины и женщины. Запрет на многоженство, кровосмешение и брак с иноверцами.
О церкви невидимой (
catholic or universal church
) и о церквях поместных, которые состоят из людей, исповедующих "веру евангельскую" (26:2). Отрицание авторитета римского папы, который есть "человек греха и сын погибели" (26:4)
Об общении святых, которое не отрицает права собственности (27:2)
О двух "постановлениях верховного суверенного постановления" (
ordinances of positive and sovereign institution
):
О крещении по вере через полное погружение
О Вечере Господней как о воспоминании Тайной Вечери (отрицание пресуществления).
О посмертном существовании души до всеобщего воскресения мертвых.
О последнем Суде, за которым последует "вечное спасение" праведников и "вечное осуждение" нечестивцев