DJ Дэн
- 1 year ago
- 0
- 0
Дэн Дьюриа ( англ. Dan Duryea ; 23 января 1907 — 7 июня 1968 ) — американский характерный актёр, известный своими, главным образом, отрицательными ролями в кино, театре и на телевидении в 1940-60-е годы.
«Многогранный характерный актёр на протяжении 20 лет, Дэн Дьюриа доказал, что по крайней мере в кинобизнесе, плохие парни иногда оказывались первыми… Дьюриа был тем редким экранным подлецом, который мог очаровать аудиторию, даже несмотря на преступность своих действий» . Дьюриа был тем человеком, «на которого шли в кино и любили его ненавидеть. Его насмешливая, намеренно дразнящая манера вести себя и рычащее низкие, гнусавые интонации выделяли актёра среди аналогичных подонков 1940-50-х годов» .
Начиная со своего первого фильма « » (1941), высокий и худой Дьюриа стал пробуждать у зрителя злорадное наслаждение, особенно, в фильмах-нуар , мелодрамах и вестернах . Дьюриа был одним из «самых известных и наиболее впечатляющих кинозлодеев в первые послевоенные годы, специализируясь на действительно неприятных личностях без малейшей доли моральных приличий в таких популярных фильмах, как „ С огоньком “ (1941), „ “ (1945), „ Винчестер ‘73 “ (1950) и классических нуарах» , таких как « Женщина в окне » (1944), « Улица греха » (1945) и « Крест-накрест » (1949). На протяжении десятилетия он вдохнул жизнь в серию крупных и малых персонажей, что в конце 1940-х и начале 1950-х годов продвинуло его из характерных в ведущие актёры . В конце 1950-х годов Дьюриа вернулся к характерным ролям, «сыграв более уравновешенных, но всё ещё глубоко травмированных персонажей в фильмах „ Взломщик “ (1957) и „ Полёт Феникса “ (1965) Роберта Олдрича , который снял Дьюриа в нескольких своих работах» .
Дэн Дьюриа родился 23 января 1907 года в городе Уайт-Плейнс , штат Нью-Йорк , в семье торговца текстилем . С раннего возраста проявляя интерес к актёрской игре, он стал членом школьного драматического кружка в родном городе и собирался избрать актёрскую карьеру . Он был достаточно красив, чтобы получать главные роли в школьных постановках .
Поступив в Корнеллский университет , Дьюриа решил специализироваться на английском языке. Продолжая занятия театром, он стал президентом университетского Драматического общества, сменив на этом посту Франшо Тоуна .
После окончания университета в 1928 году, Дьюриа уступил желанию родителей и избрал более стабильную карьеру, поступив на работу в рекламное агентство, где отработал шесть лет . Однако неистовый темп в такой конкурентной области, как рекламный бизнес неожиданно привёл Дьюриа к небольшому сердечному приступу, когда ему было под 30 лет . Врачи посоветовали ему избрать менее напряжённую сферу деятельности, чем рекламный бизнес, и он решил вернуться к актёрской игре .
В 1934 году, отыграв сезон в летнем театре, Дьюриа стал искать театральные роли на Бродвее . В 1935 году он связался со своим бывшим одноклассником, драматургом Сидни Кингсли , который дебютировал на Бродвее с пьесой « ». Дьюриа удалось получить эпизодическую роль в этой постановке, а затем добиться и более значимой роли в этой пьесе на весь сезон
После этого он энергично взялся «за своего первого подонка из вестерна», «грязного маленького труса», который застрелил Джессе Джеймса, в недолговременной бродвейской постановке « » (1938) . Гнусный, но каким-то образом симпатичный в своём вероломстве персонаж Дьюриа обратил на себя внимание . Продюсер и режиссёр Херман Шамлин был покорён способностью Дьюриа делать даже самую противную роль увлекательной, и дал ему роль слабовольного хнычущего Лео Хаббрада в постановке « » (1939) по пьесе Лилиан Хеллман . Отыграв эту роль на протяжении полного бродвейского сезона, Дьюриа отправился с ней на общенациональные гастроли .
Когда голливудский продюсер Сэмюэл Голдвин решил поставить фильм « » (1941) с Бетт Дейвис в главной роли, для съёмок в нём были приглашены многие актёры из бродвейского спектакля, большинство из которых, включая Дьюриа, были дебютантами в Голливуде . Фильм был высоко оценён критикой и хорошо принят публикой, а Дьюри удачно сыграл «гнусного и алчного племянника, который легко продаст за копейки собственную мать» . Эта роль положила начало длительной и успешной кинокарьере Дьюриа .
Бродвей остался для Дьюриа в прошлом, и в 1940-е годы он окончательно перешёл в кино . Почти мгновенно Дьюриа стал мастером ролей злодеев второго плана в вестернах и криминальных картинах. «Высокий и тонкий, он обладал зловещим блеском в глазах и наглостью, которая часто приобретала форму насмешки, прежде чем дать выход фальшивому гоготу — иными словами, идеальным психологическим гримом для исполнения ролей воров, бандитов, сутенёров, дешёвых преступников и прочих несимпатичных личностей, которые наслаждаются непродолжительной удачей, прежде чем прийти к своему во многом заслуженному, часто жестокому концу» . «Он редко ступал на территорию „приятного парня“, а публика наслаждалась его постоянной низостью и нетерпеливым ожиданием того, как его персонаж получит своё заслуженное наказание к концу плёнки, либо пистолетным выстрелом, ядом или на электрическом стуле» .
В первое десятилетие своей кинокарьеры Дьюриа играл главным образом роли второго плана, в частности, в трёх фильмах с участием Гэри Купера : бандита — в эксцентрической комедии « С огоньком » (1941), ехидного журналиста — в спортивно-биографической драме « Гордость янки » (1941) и «вооружённого бандита, который палит в его сторону» — в вестерне « » (1945) .
В 1943 году Дьюриа сыграл героическую роль члена экипажа танка под командованием Хамфри Богарта в военной приключенческой драме « Сахара » . В 1944 году вновь сыграл с Гэри Купером в тяжёлой психологической драме Клиффорда Одетса « », принесшей её создателям несколько номинаций на Оскар.
В фильме нуар Фритца Ланга « Министерство страха » (1943) Дьюриа сыграл действующего в Лондоне вражеского шпиона. Затем Дьюриа исполнил значимые роли злодеев ещё в двух в «мрачных восхитительных фильмах нуар» Ланга с Эдвардом Робинсоном и Джоан Беннетт — « Женщина в окне » (1944) и « Улица греха » (1945). В первом из них он сыграл шантажиста, а во втором — мелкого бандита и сутенёра .
В мелодраме с участием Грегори Пека « » (1945) Дьюриа сыграл прямолинейного и недальновидного наследника сталелитейного завода в Питтсбурге в конце 19 века. В криминальной драме « » (1945) он был карманником, обворовывающим возвращающихся с фронта солдат, в фильме-нуар « Великий Фламарион » (1945) — пьющим ассистентом циркового снайпера, а в фильме-нуар « » (1945) — членом богатого преступного семейства, ведущим слежку за героиней Дины Дурбин .
К 1946 году Дьюриа уже прочно утвердился как один из самых популярных характерных актёров кино, свидетельством чего стало включение его в список десяти самых многообещающих звёзд дня по опросу профессионального издания «Моушен Пикчер Хералд», заняв в нём восьмое место, и опередив, в частности, Роберта Митчема . В конце 1940-х годов Дьюриа подписал выгодный контракт со студией « Юнивёрсал », который обеспечил ему не только финансовую стабильность, но также и право параллельно работать на других студиях , однако этот период характеризовался и спадом качества фильмов, в которых играл Дьюриа .
Дьюриа стал играть главные роли, порой положительных героев, в частности, дворецкого в легковесной комедии « » (1946) , «где его, однако, затмили Элла Рейнс и Уильям Бендикс » .
В добротном фильме нуар « Чёрный ангел » (1946) он сыграл главную роль симпатичного композитора-алкоголика с глубоко скрытыми пороками, а в вестерне « » (1948) — реальную историческую фигуру , знаменитого бандита с Дикого Запада . Довольно второсортным вестерном был и « » (1948) , в котором Дьюриа сыграл напористого предпринимателя, а его партнёршей по фильму была Ивонн де Карло .
Девиз Дьюриа звучал так: «Став негодяем, быть негодяем всегда» . Самые лучшие его роли по-прежнему оказывались ролями злодеев второго плана . Он вернул свой отвратительный образ качественным исполнением ролей Оскара Хаббарда в приквеле « », драме « За лесом » (1948), гангстера в фильмах нуар « Крест-накрест » (1949) с Бертом Ланкастером и Ивонн де Карло , а также отвратительного бандита в вестерне « » (1950) . В этот период он сыграл заметные роли в целой серии фильмов нуар: гангстера — в « Краже » (1948), мошенника со страховками — в « Слишком поздно для слёз » (1949), заключённого, который соглашается помочь полиции в борьбе с сетью наркоторговцев — в « Джонни-стукач » (1949), босса банды грабителей — в « Дороге с односторонним движением » (1950) и аморального газетного репортёра — в « Криминальной истории » (1950).
К 1950-м годам Дьюриа всё чаще стал играть роли героев в средних и низкобюджетных приключенческих картинах . Большинство фильмов Дьюриа этого периода оценивалось как средние. Наиболее симпатичные роли он сыграл отца-алкоголика в психологической драме « Звонок из Чикаго » (1951), боевого товарища Джеймса Стюарта , вместе с которым планирует заняться нефтедобычей в Мексиканском заливе , в драме « » (1953), сержанта на Корейской войне в драме « » (1957) и агента по связям с общественностью в комедии « » (1958) .
В 1952-54 годах он играл главную роль жуликоватого солдата удачи в телесериалах « » (26 серий) и « » (26 серий) , действие которых происходит в Сингапуре . Большая часть актёрского состава и творческой группы этого телесериала была затем задействована в фильме нуар Роберта Олдрича « » (1954), в котором Дьюриа сыграл частного детектива в Сингапуре , который ищет пропавшего учёного-ядерщика .
Во второй половине 1950-х годов Дьюриа работал главным образом на телевидении, замечательно сыграв в фильме «Мистер Дентон и конец света» (1959) фантастического телесериала « Сумеречная зона » и в семи фильмах вестерн-сериала « » (1957—1965) . В 1957 году он получил номинацию на « Эмми » за редкую для себя роль одного из «хороших парней» в фильме телесериала «Театр Дженерал Электрик» (1953) .
Он продолжал регулярно работать в большом кино, главным образом, в фильмах категории В. Некоторые из этих фильмов имели своих поклонников, особенно « Взломщик » (1957), поздний нуар, в котором он в роли профессионального и умного вора с принципами противостоит своим аморальным партнёрам .
Одной из последних достойных ролей актёра в крупнобюджетой картине стала положительная роль мягкого и скучного бухгалтера нефтяной компании, раскрывающего в себе внутренние резервы отваги, в приключенческой драме Роберта Олдрича « Полёт Феникса » (1965) .
В конце карьеры Дьюриа редко получал работу и даже отправился за рубеж, чтобы сыграть в европейских низкобюджетных фильмах, включая спагетти-вестерны . Он сыграл в ряде зарубежных картин, таких как итальянский вестерн « » (1966) и немецкий шпионский триллер « Пять золотых драконов » (1967) .
В 1960-е годы телевидение стало главным местом его работы . Он сыграл в эпизодах таких популярных телесериалов-вестернов, как « » (1959-61, 3 серии), « Сыромятная кожа » (1959-63, 3 серии) и « Бонанза » (1960-64, 2 серии), драме « » (1961-63, 2 серии). В 1967 году он появился в « » (1967), сделанном для телевидения римейке одноимённого популярного вестерна 1950 года . В 1967-68 годах он сыграл роль сомнительного проходимца в 59 сериях популярной вечерней мыльной оперы « Пейтон плейс » .
Последний раз Дьюриа появился на экране в фантастическом приключенческом триллере « Бамбуковая летающая тарелка » (1968) .
Кинематографическая репутация Дьюриа как мерзавца не имела ничего общего с его личной жизнью. Женившись в 1932 году, он прожил с женой всю жизнь, и считался семейным человеком, работал руководителем группы бойскаутов и участвовал в родительской деятельности в школе. У него было двое детей. Один из них, Питер, был актёром на протяжении 1960-х годов, сыграв вместе с отцом в двух вестернах, « Таггарт » (1964) и « » (1965). Его второй сын стал артистическим агентом .
Дьюриа умер скоропостижно от рака 7 июня 1968 года в возрасте 61 года, вскоре после операции по удалению опухоли .