Interested Article - Лашелл, Джозеф

Джозеф Лашелл ( англ. Joseph LaShelle ; 9 июля 1900 , Лос-Анджелес , Калифорния 20 августа 1989 , Ла-Холья , Калифорния ) — американский кинооператор, известный своими работами 1940-60-х годов.

«Лашелл превосходно снимал фильмы нуар» , а позднее «отличался умением работать как в чёрно-белом, так и цветном кинематографе» .

«Большинство из своих лучших работ Лашелл сделал по контракту со студией „ Двадцатый век Фокс “ (1943—1954)» . В этот период оператор «делал выдающуюся работу» с такими режиссёрами как Отто Премингер и Генри Костер . К числу лучших картин Лашелла на студии «Двадцатый век Фокс» относятся фильмы в жанре "нуар" « Лора » (1944), « Площадь похмелья » (1945), « Придорожное заведение » (1948) и « Там, где кончается тротуар » (1950), а также романтическая комедия « Клуни Браун » (1946) .

После ухода со студии «Двадцатый век Фокс» Лашелл со середины 1950-х годов и в 1960-е годы «успешно работал с такими высококлассными режиссёрами как Делберт Манн , Мартин Ритт и особенно Билли Уайлдер » . В этот период лучшими работами оператора были мелодрама « Марти » (1955), драмы « Долгое жаркое лето » (1958) и « » (1961), романтические комедии « Квартира » (1960), « Нежная Ирма » (1963) и « Азарт удачи » (1966), а также криминальный триллер « Погоня » (1966) .

В 1945 году Лашелл завоевал « Оскар » за операторскую работу фильма «Лора» (1944) , кроме того ещё восемь раз он был номинирован на «Оскар» .

Ранние годы

Лашелл родился 9 июля 1900 года в Лос-Анджелесе , Калифорния .

Получив образование инженера-электрика, в 1920 году Лашелл пошёл работать на студию « Парамаунт » в качестве лаборанта, намереваясь заработать деньги на учёбу в Станфордском университете . Три года спустя, дослужившись до управляющего лабораторией печати, он решил остаться на студии .

К 1925 году под покровительством своего наставника, опытного оператора Лашелл приобрёл бесценный опыт работы за камерой .

В 1930-е годы Лашелл работал в составе операторской группы на студиях «Метрополитан», « Пате » и « Фокс », часто под руководством авторитетного оператора-постановщика , вместе с которым в период с 1932 по 1943 год участвовал в съёмках 18 картин . При Миллере, который выступал как оператор-постановщик, Лашелл был оператором таких признанных фильмов студии «Фокс», как « Как зелена была моя долина » (1941) и « Табачная дорога » (1941) Джона Форда и « » (1943) Генри Кинга .

Работа на студии «Двадцатый век Фокс» (1943—1954)

В 1943 году на студии «Фокс» Лашелл был повышен до оператора-постановщика , и «с этого момента стал наращивать свой авторитет как один из самых передовых стилистов Голливуда » . «Его главный талант заключался в умении использовать освещение, декорации, крупные планы и умные ракурсы для создания сурово-реалистичного, натурального визуального ряда, особенно важного для атмосферы фильмов нуар » .

Сотрудничество в Отто Премингером (1944—1954)

Особенно удачное сотрудничество у Лашелла сложилось с режиссёром и продюсером Отто Премингером . Первой и наиболее успешной их совместной работой стал фильм нуар « Лора » (1944) с Джин Тирни и Дэной Эндрюсом в главных ролях. При съёмках этого фильма Лашелл проявил ещё одно своё операторское достоинство — умение придавать фильму дорогой вид при сравнительно скромном бюджете. Практически все сцены фильма снимались в интерьерах, без натурных съёмок с добавлением лишь нескольких небольших эпизодов, снятых в студии. Несмотря на отсутствие динамичных сцен на улицах города Лашеллу удалось создать убедительную картину богатых кварталов Парк-авеню с элегантными апартаментами и шикарными ресторанами . Фильм принёс Лашеллу его единственный Оскар за операторскую работу, дав старт многолетней успешной работе в качестве оператора.

Вместе с Отто Премингером Лашелл работал ещё над тремя удачными фильмами нуар — « Падший ангел » (1945) с Эндрюсом и Линдой Дарнелл , « Там, где кончается тротуар » (1951) с Эндрюсом и Тирни и « Тринадцатое письмо » (1951) с Дарнелл и Шарлем Буайе . Другими совместными работами Премингера и Лашелла стали романтическая комедия по Оскару Уайлду « » (1949) с Джорджем Сэндерсом и Джинн Крейн , а также вестерн « Река, не текущая вспять » (1954) с Робертом Митчемом и Мерилин Монро .

Сотрудничество с Генри Костером (1948—1952)

В этот период Лашелл снял пять фильмов с режиссёром Генри Костером романтическую комедию « » (1948) с Тайроном Пауэром и Энн Бакстер , мелодраму « » (1949) о двух монахинях, решивших открыть детскую больницу (за эту картину Лашелл был удостоен номинации на Оскар ), две комедии с Клифтоном Уэббом — « » (1951) и « » (1951), а также лучшую их совместную работу, готическую мелодраму « Моя кузина Рэйчел » (1952) с Оливией де Хэвилленд и Ричардом Бартоном , которая принесла Лашеллу ещё одну номинацию на Оскар .

Другие фильмы 1945—1954 годов

На студии « Двадцатый век Фокс » Лашелл снял ещё два значимых фильма нуар — викторианский хоррор « Площадь похмелья » (1945) режиссёра Джона Брама с Лейрдом Крегаром , Дарнелл и Сэндерсом , а также « Придорожное заведение » (1948) Жана Негулеско с Айдой Лупино , Ричардом Уидмарком и Корнелом Уайлдом , а чуть позднее — нуар Джозефа Ньюмана « Опасный круиз » (1953) с Джинн Крейн .

Лашелл был также оператором нескольких памятных комедий: романтической комедии Эрнста Любича « Клуни Браун » (1946) с Шарлем Буайе и Дженнифер Джонс и двух картин Эдмунда Гулдинга — комедии « » (1949) с Дарнелл и криминальной комедии « Мистер 880 » (1950) с Бертом Ланкастером .

Лашелл также поработал с такими признанными режиссёрами как Джозеф Л. Манкевич (комедия « Покойный Джордж Эпли » (1947)), Льюис Майлстоун (историческая драма « » (1952)), Роберт Уайз (комедия « » (1952)). Уже после ухода со студии «Фокс» он работал с Раулем Уолшем над военной драмой « Нагие и мёртвые » (1958) и с Джоном Фордом над его последним фильмом, исторической драмой « 7 женщин » (1966) о группе христианских монахинь во время Гражданской войны в Китае в 1935 году.

Работа во второй половине 1950-х и 1960-е годы

Уйдя со студии « Двадцатый век Фокс », Лашелл в качестве независимого оператора продолжал снимать вплоть до конца 1960-х годов .

В качестве независимого оператора Лашелл снял три картины режиссёра Делберта Манна . Первая из них — романтическая мелодрама « Марти » (1955) с Эрнестом Боргнайном принесла ему очередную номинацию на Оскар , за ней последовала офисная драма « Мальчишник » (1957) и военная драма с Тони Кёртисом « » (1961) .

Две удачные картины Лашелл снял с режиссёром Мартином Риттом — мелодраму о семейных отношениях « » (1957) и высоко оцененную сельскую драму с Полом Ньюманом « Долгое жаркое лето » (1958) .

Он также снял два фильма нуар — « Страх бури » (1955) Корнела Уайлда с Уайлдом и Джин Уоллес в главных ролях, и « Преступление страсти » (1957) Герда Освальда с Барбарой Стэнвик и Стерлингом Хэйденом . Ещё одна памятная работа этого периода — драма из актёрской жизни « » (1959) с Дином Мартином и Ширли Маклейн принесла Лашеллу очередную номинацию на Оскар .

Сотрудничество с Билли Уайлдером (1960—1966)

1960-е годы ознаменовались для Лашелла чрезвычайно успешным сотрудничеством с режиссёром Билли Уайлдером , вместе с которым он снял четыре фильма. Первым и самым удачным среди них была романтическая комедийная драма « Квартира » (1960) с Джеком Леммоном и Ширли Маклейн . За ней последовали романические комедии « Нежная Ирма » (1963) с теми же артистами в главных ролях, « Поцелуй меня, глупенький » (1964) с Дином Мартином и Ким Новак , а также « Азарт удачи » (1966) с Леммоном и Уолтером Маттау . Три из этих четырёх картин — «Квартира» (1960), «Нежная Ирма» (1963) и «Азарт удачи» (1966) — принесли Лашеллу номинации на Оскар за лучшую операторскую работу .

Другие фильмы 1960-х годов

Памятной картиной Лашелла 1960-х годов стал эпический вестерн студии « Метро-Голдвин-Майер » « Как был завоёван Запад » (1962) со звёздным актёрским составом, включавшим Джеймса Стюарта , Джона Уэйна , Грегори Пека и Генри Фонду (за этот фильм в составе группы из четырёх операторов Лашелл получил номинацию на Оскар ) .

В 1960-е годы Лашелл стал работать с режиссёрами нового поколения, сняв такие фильмы, как драма Джона Кассаветиса « Ребёнок ждёт » (1963) с Бертом Ланкастером и Джуди Гарланд , криминальный триллер Артура Пенна « Погоня » (1966) с Марлоном Брандо , Робертом Редфордом и Джейн Фондой , а также романтическую комедию с Редфордом и Джейн Фондой « Босиком по парку » (1967).

Работа на телевидении

Лашелл сравнительно мало работал на телевидении, сняв два эпизода мистического сериала « Альфред Хичкок представляет » (1957), один эпизод мистического сериала « Сумеречная зона » (1959), а также один эпизод медицинской драмы « » (1969) .

Личная жизнь

В 1969 году Лашелл вышел на пенсию. Умер двадцать лет спустя в возрасте 89 лет .

Фильмография

Кинооператор

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France Joseph La Shelle // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. TCM. от 8 сентября 2015 на Wayback Machine
  3. Sandra Brennan. от 2 октября 2015 на Wayback Machine
  4. I.S.Mowis.
  5. IMDB.
  6. IMDB. от 16 марта 2016 на Wayback Machine
  7. IMDB.
  8. IMDB. от 23 марта 2016 на Wayback Machine
  9. IMDB. от 22 марта 2016 на Wayback Machine
  10. IMDB.
  11. IMDB.
  12. IMDB.
  13. IMDB. от 18 декабря 2014 на Wayback Machine

Ссылки

  • (англ.)
  • на сайте Turner Classic Movies
Источник —

Same as Лашелл, Джозеф