Interested Article - Потоцкий, Валентин

Валентин Потоцкий ( польск. Walentyn Potocki , Авраам бен Авраам , ивр.אברהם בן אברהם часто называемый просто Гер-Цедек , « праведный прозелит »; ок. 1720 24 мая 1749 ) — знатный и легендарный польский дворянин XVIII века, перешедший из католичества в иудаизм и сожжённый по приговору церковного суда в Вильно 24 мая 1749 года. Гер-Цедек почитался как мученик еврейскими общинами Литвы .

В исследованиях некоторых современных польских историков (например, Tazbir 2003) эта легенда поставлена под сомнение и утверждается, что в её основе нет исторических фактов .

Биография

Памятный камень на месте бывшего еврейского кладбища в Вильнюсе ( Снипишкес ; 1487 1950 ), где, как гласит надпись, были похоронены Виленский гаон и Гер-Цедек

Был похоронен на еврейском кладбище в предместье Снипишекес ( Шнипишкес ) на правом берегу Вилии , напротив Замковой горы и устья Вильни . На могиле Потоцкого, по устным преданиям, росло странное дерево с изогнутым стволом, которое начинало увядать, если евреям грозила беда. Перед Второй мировой войной дерево совсем засохло или было срублено. Кладбище было закрыто в 1930 году и ликвидировано в 1949—1950 годах. Останки Потоцкого были перенесены в склеп Виленского гаона на новом еврейском кладбище в Шяшкине .

История о Гер-Цедеке — «Маасэ Гер-Цедек» — сохранилась в нескольких рукописных списках. Еврейский оригинал был издан в 1862 году в Йоханнесбурге . Юзеф Игнацы Крашевский в своей «Истории Вильны» ( польск. Wilno od początków jego do roku 1750 , том 3, 1841) даёт дословный перевод рукописи с некоторыми вариантами и пропусками; по тексту Крашевского был сделан русский перевод, опубликованный в третьем томе «Еврейской библиотеки» (1873). Историк упоминает о Гер-Цедеке лишь вскользь.

Таким образом, источники, содержащие историю графа Потоцкого, прослеживаются только до XIX века, в силу чего современные историки выражают сомнения в подлинности рассказа, полагая, что Крашевский мог его выдумать сам: слишком странно, что в источниках XVIII века столь исключительные события не нашли отражения, а в генеалогии рода Потоцких не находится места для их героя.

В истории, рассказанной Крашевским, есть ряд несуразностей. Так, литовский магнат Людвик Скумин-Тышкевич был польным гетманом литовским в последние годы XVIII века и, следовательно, не мог быть тестем мелкого жмудского шляхтича Зарембы , якобы приятеля «Гер-Цедека», вслед за последним принявшего вместе с женой, Тышкевичувной , иудаизм и эмигрировавшего из Польши в Амстердам . Вызывает сомнение история польского магната, казнённого за переход в иудаизм, также потому, что в Речи Посполитой магнаты вообще бывали выше закона и за такой проступок едва ли могли подвергнуться смертной казни. Приводят пример Марцина-Миколая Радзивилла , интерес к Каббале и иудейские симпатии которого были хорошо известны, подозревавшегося и в других преступлениях — похищении девиц, чародействе, убийстве незаконных детей и т. п., и который отделался домашним арестом, приведённым в исполнение самой семьёй Радзивиллов .

Сторонники версии о подлинности истории графа Потоцкого полагают, что обращение в еврейскую веру знатного польского юноши могло быть слишком большим потрясением для современников, постаравшихся скрыть и забыть всё случившееся.

См.также

Примечания

  1. Janusz Tazbir The Mystery of Walentyn Potocki, Kwartalnik Historyczny, 3/2003
  2. Jacek Moskwa, Legenda Sprawiedliwie Nawróconego: Historia zatajona czy zmyslona?, Zwoje 3/31, 2002
  3. Magda Teter, The Legend of Ger Zedek of Wilno as Polemic and Reassurance, AJS Review (2005), 29: 237—263 Cambridge University Press
  4. Аграновский Г., Гузенберг И. Литовский Иерусалим. Краткий путеводитель по памятным местам еврейской истории и культуры в Вильнюсе. — Вильнюс: Литуанус, 1992. — С. 65. — 3000 экз.
  5. . Дата обращения: 7 сентября 2010. Архивировано из 23 февраля 2005 года.

Ссылки

Источник —

Same as Потоцкий, Валентин