Interested Article - Фольквин Теруанский
- 2020-05-28
- 2
Фольквин ( фр. Folquin ; умер 15 декабря 855 , ) — епископ Теруана (816/817—855). Святой , почитаемый Римско-католической церковью (день памяти — 14 декабря ) .
Биография
Происхождение
Фольквин происходил из побочной ветви династии Каролингов . Согласно житию святого, написанному во второй половине X века , его отцом был Иероним , внебрачный сын майордома Франкского государства Карла Мартелла , матерью — вестготка Эркенсинда . С детства предназначенный родителями для церковной жизни, Фольквин получил духовное образование, став, по словам жития, одним из лучших знатоков Священного писания своего времени .
Избрание епископом Теруана
Отказавшись от придворной карьеры, Фольквин удалился в один из монастырей, расположенных в окрестностях Теруана . Став здесь известным своей праведной жизнью, в конце 816 года он был избран духовенством и народом этого города в преемники скончавшегося епископа Гримбальда . Получив на это согласие императора Людовика I Благочестивого , в начале 817 года Фольквин был рукоположен в епископский сан. Вероятно, эту церемонию провёл архиепископ Реймса Эббон , глава митрополии , в которую входила Теруанская епархия .
Взойдя на епископскую кафедру , Фольквин все свои усилия направил на исправление церковной дисциплины , во многом забытой при его предшественниках, а также заботе о пастве, сильно страдавшей от начавшихся в это время набегов викингов . Житие святого описывает его как благотворителя простых людей и порицателя злоупотреблений знати, не любившего посещать королевский двор , но уважаемого многими придворными за своё благочестие .
Конфликт с Гуго Сен-Кантенским
В 839 году император Людовик Благочестивый поручил Фольквину урегулировать спор между монастырями и , находившимися на территории Теруанской епархии. Ранее второй из них был дочерней обителью первого, но бертинский аббат Фредегиз в 820 году разделил эти два монастыря, в Сен-Бертине поселив монахов - бенедиктинцев , а в Сент-Омере — каноников . Преемник Фредегиза, императорский архиканцлер Гуго Сен-Кантенский , вновь попытался восстановить былое единство, но встретил в этом намерении упорное сопротивление братии Сент-Омера. Рассмотрев доводы обеих сторон, Фольквин принял компромиссное решение, сохранявшее независимость Сент-Омера, но дающее право аббатам Сен-Бертина на пользование частью имущества отделившегося монастыря .
Аббат Гуго не был доволен этим решением, считая, что потеря Сент-Омера сильно уменьшила влияние и богатство его обители. Чтобы компенсировать эту утрату, в 843 году он решил похитить и перевезти в один из подчинённых ему монастырей главную реликвию епархии — мощи святого Омера , хранившиеся в кафедральном храме Теруана. Собрав отряд воинов, якобы для помощи королю Карлу II Лысому , и заручившись поддержкой предателя, монаха Мавра, которому было поручено охранять реликвии, во время одного из отъездов Фольквина из города Гуго беспрепятственно вошёл в Теруан. Захватив святые мощи, он намеревался доставить их в Сен-Кантен , но 8 июня на берегу Лиса был настигнут ополчением теруанцев во главе с самим епископом. В произошедшем здесь бою победу одержало войско Фольквина. Гуго Сен-Кантенский бежал, а мощи святого Омера были торжественно возвращены в кафедральный собор .
Перенесение мощей
В 846 году епископ Фольквин, опасаясь возможного нападения на Теруан норманнов , укрыл наиболее ценные реликвии своей епархии: мощи святого Омера были спрятаны в склепе в церкви Нотр-Дам-де-Теруан, а мощи святых Бертина и Винока — под алтарём церкви Сен-Пьер .
Участие в церковных соборах
За время своего управления Теруанской епархией епископ Фольквин участвовал в работе нескольких церковных соборов . В августе 840 года на в Ингельхайме он одобрил восстановление на кафедре Реймса архиепископа Эббона, а в 846 или в 847 году на поставил свою подпись под актом о новом осуждении этого прелата. Фольквин в 849 году присутствовал на в Кьерси , осудившем учение о предопределении Годескалька , а в 853 году — на , рассмотревшем вопросы о церковной дисциплине и взаимоотношениях королевской власти и церкви Франкского государства .
По свидетельству Флодоарда , Фольквин был адресатом одного из писем архиепископа Реймса Гинкмара . В этом послании тот поручал епископу Теруана рассмотреть жалобу одного из клириков на притеснения со стороны , а также просил передать новому кафедральному собору Реймса какие-нибудь из святых реликвий, хранившихся в Теруане. О том, какой был дан ответ на это послание, ничего не известно .
Последние годы
В 853 году король Карл II Лысый назначил епископа Фольквина одним из двенадцати церковных «наместников» ( лат. missatica ), области полномочий которых, вероятно, совпадали с территориями митрополий, входивших в Западно-Франкское государство .
К этому времени Фольквин был уже глубоким старцем. Как сообщает житие святого, под тем предлогом, что из-за этого тот не мог уже в должной мере исполнять свои обязанности, король Карл II Лысый, в нарушение церковных канонов , прислал в Теруан своего человека, который должен был сместить епископа и сам возглавить епархию. Однако этого так и не произошло: после одной из воскресных месс Фольквин публично проклял как того, кто прибыл, чтобы занять его место, так и всех сопровождавших его лиц. По словам жития, тех, на кого обрушился гнев епископа, охватил внезапный страх, они в ужасе бежали из города, но на обратной дороге претендент на епископскую кафедру упал с коня и умер, а все те, кто был с ним, в течение года погибли в результате несчастных случаев .
Святой Фольквин скончался 15 декабря 855 года в селении Эскельбек, во время одной из пастырских поездок по своей епархии. Согласно высказанному им ранее пожеланию, его тело было перевезено в Теруан и похоронено рядом с могилой святого Омера .
Опасаясь, что король Карл II Лысый вновь попытается неканонически поставить во главе Теруанской епархии своего человека, архиепископ Гинкмар Реймсский поручил проконтролировать ход выборов. В результате, с согласия духовенства и народа Теруана, на эту кафедру был возведён монах Прюмского аббатства святой Гумфрид .
Посмертное почитание
Уже вскоре после смерти Фольквин стал почитаться в Теруанской епархии как святой. Впоследствии его культ распространился и на другие земли Фландрии . 13 ноября 928 года произошло обретение мощей святого: с согласия аббата Сен-Бертина Адалольфа и епископа , останки Фольквина были извлечены из его могилы и помещены на алтарь церкви Сен-Бертинского монастыря. Около 967 года дальний родственник святого, аббат , написал житие своего предка, передающее предания о жизни святого епископа и многочисленных чудесах, якобы, совершённых им . Это самое раннее агиографическое сочинение , посвящённое этому святому. 7 июня 1181 года было осуществлено новое перенесение мощей Фольквина Теруанского .
В настоящее время святой Фольквин почитается Римско-католической церковью как святой. Его имя внесено в Римский мартиролог . День памяти Фольквина отмечается 14 декабря, а в Аррасской епархии также 7 июня и 13 ноября . Он является святым покровителем нескольких городов, в том числе Эскельбека, и .
Примечания
- Settipani C. (фр.) : Première partie : Mérovingiens, Carolingiens et Robertiens — Villeneuve-d'Ascq: 1993. — P. 361. — ISBN 978-2-9501509-3-6
- Также Folkwin и Folcuin .
- По другим данным, умер 14 декабря.
- ↑ Guérin P. . — Paris: Bloud et Barral, 1876. — P. 303—304. — 694 p. 9 марта 2016 года.
- ↑ Folquinus, abbatum Laubienses. . — Monumenta Germaniae Historica SS. — Hannover: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1887. — P. 423—430. — 574 p.
- (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy. Дата обращения: 8 января 2012. 2 марта 2012 года.
- ↑ Van Drival. . — Boulogne: Berger Frères, Imprimeurs, 1850. — P. 353—365. — 394 p.
- ↑ (нем.) . Genealogie Mittelalter. Дата обращения: 8 января 2012. 1 августа 2012 года.
- ↑ (нем.) . Stadlers Vollständeges Heiligenlexikon. Дата обращения: 8 января 2012. 15 февраля 2009 года.
- Roisselet de Sauclières M. . — Paris: Meller Frères Libraire Religieuse, 1846. — P. 428—429, 446—449, 460—461, 470—474. — 624 p. 21 сентября 2013 года.
- Flodoard . Histoire de l’Eglise de Reims III, 21.
- Flodoard . Histoire de l’Eglise de Reims III, 20.
- (нем.) . Ökumenisches Heiligenlexikon. Дата обращения: 8 января 2012. 13 ноября 2011 года.
Литература
- Flodoard. . — Paris: Adrien le clere et C, Libraires-Éditeurs, 1854. — 230 p.
- 2020-05-28
- 2