Interested Article - Основные принципы военной пропаганды
- 2020-06-06
- 1
«Основные принципы военной пропаганды» ( фр. Principes élémentaires de propagande de guerre) — монография бельгийского историка , опубликованная в 2001 году. Подзаголовок гласит: «подходит к использованию в холодной, горячей или тёплой войны».
При написании работы Морелли исследовала опыт войн и колониальных конфликтов XX века и их отражение в военной пропаганде . Десять «заповедей» пропаганды, которые Анна Морелли раскрывает в этой работе, представляют собой, прежде всего, аналитическую основу для педагогических целей и анализа СМИ. Морелли не хочет становиться на чью-либо сторону или защищать «диктаторов», но показывает регулярность использования десяти принципов в СМИ и в обществе.
Принципы
Морелли выделяет 10 основных принципов военной пропаганды:
- 1. Мы не хотим войны, мы только защищаемся
По словам Морелли, государственные деятели всех стран всегда торжественно уверяли, что не хотят войны. В обществе во́йны воспринимаются негативно, за исключением крайне редких случаев. С появлением демократии согласие населения становится обязательным, поэтому война должна отвергаться обществом. «Если все лидеры воодушевлены одной и той же волей к миру, возникает вопрос, почему в конце концов вспыхивают войны?», задаётся вопросом исследователь, но отвечает на него во втором принципе.
- 2. Наш противник несёт полную ответственность за эту войну
Этот принцип вытекает из факта, что каждая сторона должна быть вынуждена объявить войну, чтобы помешать противнику «разрушить наши ценности» и поставить под угрозу нашу свободу или полностью нас уничтожить. Это парадокс войны, ведущейся для предотвращения войн и отсылающий к фразе Джорджа Оруэлла из его антиутопии « 1984 »: «Война — это мир» . Риббентроп оправдывал войну против Польши словами:
Фюрер не хочет войны. Он решается на это с тяжелым сердцем. Но решение о войне и мире зависит не от него. В некоторых жизненно важных для рейха вопросах Польша должна уступить и выполнить требования, без которых мы не можем обойтись. Если Польша откажется, ответственность за конфликт ляжет на нее, а не на Германию.
- 3. Лидер нашего противника изначально зол и похож на дьявола
Персонификация образа врага в глазах граждан — важнейшая задача. Морелли пишет: «Вы не можете ненавидеть группу людей в целом, даже как своих врагов. Поэтому более эффективно направлять ненависть на руководящую личность вражеской страны. Таким образом, у „врага“ будет лицо, и это лицо, естественно, станет объектом ненависти».
- 4. Мы защищаем благородное дело, а не свои особые интересы
Морелли анализирует, что экономические и геополитические цели войны должны быть замаскированы идеалом, моральными и законными ценностями. Так, Джордж Буш — старший , говоря о войне в Персидском заливе в заявил: «Борьба идет не за нефть, а против жестокой агрессии». 22 января 1991 года Le Monde писала:
Цели этой войны — это прежде всего цели Совета Безопасности ООН . Мы участвуем в этой войне по причинам, лежащим в основе решений Совета Безопасности, и наша цель, по сути, заключается в освобождении Кувейта.
- 5. Враг целенаправленно совершает зверства; если мы совершаем ошибки, то это происходит без умысла
По утверждению Морелли, рассказы о зверствах врага являются существенным элементом пропаганды. Настаивание на том, что зверства совершал только враг делает рассказы о злодеяниях частью пропаганды. По её словам, военная пропаганда не довольствуется реальными инцидентами, она должна выдумывать бесчеловечные зверства, чтобы враг выглядел как альтер эго Гитлера .
Морелли почти не видит различий в методах описания зверств в разных войнах. Артур Понсонби описывал, как в период Первой мировой войны пропаганда стран Антанты описывала групповые изнасилования, убийства, жестокое обращение и увечья детей, совершаемые немецкими солдатами. Морелли показывает, насколько похожи репортажи о войнах в Ираке , Афганистане и Косово .
- 6. Враг использует запрещённое оружие
Этот принцип рассматривается Морелли в дополнение к предыдущему. Во время Первой мировой войны каждая из воюющих сторон обвиняла другую в применении отравляющего газа . Хотя обе противоборствующие стороны использовали газ и проводили исследования в этой области, он был символическим выражением бесчеловечной войны. Поэтому, по словам Морелли, он приписывался врагу как неприличное и коварное оружие.
- 7. Наши потери малы, потери противника значительны
Морелли объясняет этот принцип так:
За редкими исключениями люди склонны присоединяться к победному делу. В случае войны предпочтение общественного мнения во многом зависит от очевидных результатов конфликта. Если результаты не будут хорошими, пропаганда должна замаскировать наши потери и преувеличить потери противника.
- 8. Наше дело поддерживают признанные интеллектуалы и художники
По утверждению Морелли, после Первой мировой войны интеллектуалы в основном массово поддерживали свой собственный лагерь. Каждая сторона войны могла рассчитывать на поддержку художников, писателей и музыкантов, поддерживающих интересы своих стран через инициативы в своих областях деятельности.
- 9. Наше дело свято
Этот принцип понимается исследователем двояко: в буквальном смысле война предстаёт как крестовый поход , подкреплённый божественной миссией. Политические решения приобретают библейский характер, устраняющий все социальные и экономические проблемы. Ссылка на Бога делается по-разному (« На Бога уповаем », « Боже, храни королеву », « С нами Бог » и т.п.) и служит оправданию действий суверена без малейшего шанса на противоречие.
- 10. Тот, кто ставит под сомнение нашу пропаганду, помогает врагу и является предателем
Последний принцип дополняет все остальные, объясняет Морелли. Ставящий под сомнение даже один из принципов обязательно коллаборационист . Есть только две области: хорошая и плохая. Вы можете быть только за зло или против него. По этой логике, противники Косовской войны — сообщники Милошевича . Целые группы считаются антиамериканскими: Пьер Бурдьё , Режиc Дебре , , Ноам Хомский или Гарольд Пинтер . В «пацифистскую семью» входят , Рено , Аббат Пьер и печатающие их СМИ, такие как .
По словам Морелли, эта процедура была вновь применена в Иракской войне , хотя мировая общественность была гораздо более расколота, чем в косовском конфликте. Быть против войны означало выступать за Саддама Хусейна . Тот же самый вариант был использован в совершенно другом контексте, а именно во время голосования по Конституции ЕС : быть против Конституции означало быть против Европы.
Отзывы
Рудольф Вальтер в обзоре для Die Zeit пишет, что в этой работе Морелли адаптирует типичные формы различного вида пропаганды к новостям своего времени. Исследователь основывается на работах « » Артура Понсонби и «Война 1914 года. Мобилизация совести» ( фр. La guerre de 1914: la mobilisation des consciences) Джорджа Демарсьяля о пропаганде во время Первой мировой войны , систематизирует их в виде десяти принципов и применяет их к обеим мировым войнам, войнам в Югославии и войне в Афганистане . Четыре из десяти принципов, согласно Вальтеру, прямо проистекают из ложной дилеммы , делящей всё на чёрного и белое и не предоставляющей альтернатив .
Йохен Штокманн подходит к исследованию Морелли более критично. Он находит поразительным, «что Морелли не описывает, как сцепляются шестерни СМИ, она не исследует механизмы и детали, а аргументирует исключительно цитатами, основывая свою критику на самих продуктах пропаганды». По мнению Штокманна, для тех, кто настолько «просвещен», но на самом деле довольно закалён к критике, каждое сообщение о войне должно выглядеть как пропаганда, если оно не основано на пацифистских взглядах .
В своем обзоре для Ларс Кляйн из Гёттингенского университета , высоко оценив актуальность темы и полезность её анализа, отмечает, что Морелли не хватает разъяснений относительно того, действуют ли сами СМИ независимо, преследуют ли они политические или коммерческие интересы и сознательно или неосознанно злоупотребляют «добросовестностью» граждан .
Примечания
- Walther, Rudolf (нем.) . Die Zeit . Дата обращения: 3 июня 2022. 4 декабря 2004 года.
- Stöckmann, Jochen (нем.) . Deutschlandradio (6 декабря 2004). Дата обращения: 3 июня 2022. 22 февраля 2022 года.
- Klein, Lars (нем.) . H-Soz-Kult (29 июня 2005). Дата обращения: 3 июня 2022.
- 2020-06-06
- 1