Данцигер, Григорий Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Григо́рий Ио́сифович Ли́пшиц ( 28 ноября [ 11 декабря ] 1911 , Одесса , Херсонская губерния — 14 марта 1979 , Киев ) — советский кинорежиссёр.
Родился 11 декабря 1911 года в Одессе в многодетной семье, был младшим ребёнком из пяти детей. В 1927–1931 годах работал слесарем, формовщиком-литейщиком на Одесском заводе сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции. Совмещал работу с учёбой на рабфаке . В 1931 году вступил в ВКП(б) .
В 1931 году поступил на режиссёрский факультет Государственного института кинематографии в Москве (мастерская Льва Кулешова ). С 1932 года учился в мастерской Сергея Эйзенштейна . Окончил институт в 1936 году.
В 1936–1937 годах – курсант авиашколы в Ржеве .
С 1937 года работал ассистентом режиссёра на Киевской киностудии . Участвовал в постановке фильмов « Эскадрилья № 5 » и « Истребители ».
Летом 1939 года познакомился со своей будущей женой, Тамарой Мирошниченко. 12 июля 1940 года у них родилась дочь Елена.
Осенью 1940 года совместно с бывшим однокурсником Олегом Павленко написал сценарий по рассказу Альберта Мальца «Мне все равно», который понравился Сергею Эйзенштейну. Однако в кинокомитете эту тему молодым режиссёрам не утвердили, поручив фильм по повести Ванды Василевской «Вербы и мостовая». В работе над сценарием участвовал Юрий Олеша . Фильм был включён в производственный план Киевской киностудии на 1941 год, однако война прервала съёмки. Отснятый материал потерялся во время эвакуации киностудии в Ашхабад .
В июле 1941 года записался добровольцем, однако сначала получил распределение в запасной кавалерийский полк, откуда вскоре был направлен на Ашхабадскую киностудию . Работал ассистентом режиссёра на короткометражном фильме «Левко» и вторым режиссёром на короткометражном фильме «Стебельков в небесах». При этом постоянно просился на фронт. В марте 1942 года по окончании Ташкентского военно-политического училища по шестимесячной программе получил назначение на должность заместителя командира роты 5-го корпуса воздушно-десантных войск. В должности заместителя командира роты 84-го гвардейского полка 33-й гвардейской стрелковой дивизии воевал под Сталинградом. В апреле 1945 года получил тяжёлое ранение под Кёнигсбергом (ныне Калининград ). Демобилизован в марте 1947 года в звании гвардии капитана .
После демобилизации вернулся на Киевскую киностудию. Работал вторым режиссёром на фильмах « Подвиг разведчика » (1947), « В степях Украины » (1952) .
12 июля 1948 года у него родился сын Владимир.
В период «малокартинья» зарабатывал на жизнь дублированием фильмов на украинский язык. В 1949–1953 годах снял ряд документальных и научно-популярных фильмов («Кок-сагыз», «Зелёная улица», «Спортивная Украина», «Урок на всю жизнь», «Наши чемпионы», «Кормовой люпин») .
В 1956 году совместно с Владимиром Крайниченко поставил игровой фильм « Путешествие в молодость ».
В 1967 году получил направление на киностудию « Киевнаучфильм », где снял фильмы «Иван Франко» (1968), «Ужгород» (1968), «Львов» (1968).
В 1968 году вместе с бывшим однокурсником Михаилом Винярским поделился воспоминаниями о своём мастере Сергее Эйзенштейне, которые были опубликованы в 2006 году в журнале «Киноведческие записки» .
В 1965 году умерла его жена Тамара.
30 августа 1971 года от второго брака у него родился сын Алексей.
Григорий Липшиц любил рисовать, петь и играть на фортепиано (хотя никогда не учился этому), увлекался хоккеем и футболом. Был знаком со всей футбольной командой киевского «Динамо», в частности с В. Лобановским , В. Мунтяном . Игроки и тренер с большим уважением относились к режиссёру, а он старался не пропускать ни одного матча с участием любимой команды. С 1958 года вынашивал идею фильма про « матч смерти », состоявшийся в 1942 году в оккупированном Киеве. Его соавтор Александр Борщаговский вспоминал:
Он собрал горы материалов, многократно беседовал с теми из киевлян-динамовцев, кто после матча избежал расстрела и вышел живым из войны; варианты сценария, варианты режиссёрских разработок, папки с перепиской по поводу будущего фильма буквально загромождали его стол, они не убирались и тогда, когда Липшиц был занят постановкой других фильмов. (...) Когда Евгений Карелов снял « Третий тайм » и фильм уже собрал десятки миллионов зрителей, Григорий Липшиц и не подумал уняться. За несколько лет до XXII Олимпийских игр он загорелся идеей, в которой, право же, был резон и смысл: создать телевизионный сериал, широко охватить подлинную историю.
В марте 1979 года получил наконец разрешение на съёмки. Колоссальное напряжение, связанное с бюрократическими проволочками при запуске фильма в производство, дало себя знать, и 14 марта 1979 года Григорий Липшиц умер от инфаркта во время хоккейного матча во Дворце спорта в Киеве. В это время дочь Елена (которая работала звукооператором на киностудии им. Довженко) и сын Владимир (второй режиссёр на киностудии им. Довженко) находились в городе Владимире на съёмках фильма «Встреча» (режиссёр А. Итыгилов).
Похоронен в Киеве на Байковом кладбище .