Студия на Поварской
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Симео́на Сто́лпника на Поварско́й — православный храм в районе Арбат города Москвы , построенный в 1676 — 1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича в стиле русского узорочья . Относится к Центральному благочинию Московской епархии Русской православной церкви .
Главный престол освящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы , приделы — во имя Симеона Столпника и во имя святителя Димитрия Ростовского .
Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова , так как этот день пришёлся на праздник Симеона Столпника .
Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям — в 1679 году) в стиле русского узорочья , с пятью главами, трапезной , колокольней и двумя приделами , каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а приделы — во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца , последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского .
В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII—XVIII веков.
На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 — середине 1820-х гг. жил актёр П. С. Мочалов .
После революции 1917 года церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта , и её собирались снести, чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. Владимир Десятников писал:
То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М. В. Посохина . Сохранил её для Москвы Л. И. Антропов . Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г. В. Алферова и П. Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану
К 1966 году здание почти совсем разрушилось. В 1966—1968 годах прошла его масштабная реставрация, в результате которой была восстановлена изначальная форма кровли, появились даже кресты, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства были срезаны; разобраны искажавшие вид здания пристройки и поздние элементы, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объём храма, первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.
В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы , и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок , белых крыс, попугайчиков , канареек и т. д. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. В 1990-х годах в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.
В фильме « Иван Васильевич меняет профессию » в эпизоде, где автомобили милиции и скорой помощи едут на вызов, эта церковь дважды попала в кадр, а один раз её изображение было наложено на видео. Обращает внимание надпись «Выставка» крупным шрифтом на щите перед зданием церкви .
В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992 году церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.
Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания. 6 ноября 1801 года тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой . Венчание проводилось в Москве — подальше от чопорного великосветского Петербурга , но все равно наделало немало шума в высшем свете. Дочь крепостного кузнеца Ковалёва, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова , жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М. С. Синявская . Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские браки» в театре подмосковной усадьбы Останкино в 1797 году . Её оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису.
Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала и пленной турчанки, красавицы Игель-Сюм. В 1866 году в этом храме венчались Константин Победоносцев (будущий всесильный обер-прокурор Синода) и Елизавета Энгельгардт. А в декабре 1918 года тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова , Елена Сергеевна Нюренберг, со своим первым мужем — , сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА . А ещё через два года она разошлась с Неёловым и вышла замуж за самого командующего — Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова).
1 августа 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы. Место венчания также было выбрано не случайно. Некоторые эпизоды фильма « », в котором Николай Петрович снимался незадолго до аварии, проходили в церкви Симеона Столпника. В этом же храме крестили и его внучку Янину.
Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н. В. Гоголь , живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре . Священник церкви отец Алексий (Соколов) , бывший около двадцати лет настоятелем храма, причащал умирающего писателя в феврале 1852 года на дому. Перед смертью писатель произнес свои последние знаменитые слова: «Лестницу! Скорее подавайте лестницу!»