Бруно Франк родился в семье банкира. Изучал право и философию в университетах Страсбурга, Гейдельберга, Тюбингена и Мюнхена. В
Тюбингенском университете
ему было присвоено звание доктора философии. Во время
Первой мировой войны
служил на фронте солдатом. После её окончания Б. Франк — человек свободных профессий. Был близким другом писателей
Л. Фейхтвангера
и
К. Манна
.
О своём творчестве и требованиях к литературе писатель отзывался следующим образом: «Полнейшая ясность — это на мой взгляд — самое лучшее. Минимум болтовни, так как труднейшим является изложить сложнейшие вещи простыми словами. Собственно говоря, писать надо так, как это делал
Тацит
».
После прихода к власти в Германии
национал-социалистов
и на следующий день после
пожара Рейхстага
, 28 февраля 1933 года, Бруно Франк и его жена Лисл (единственная дочь известной актрисы оперетты
Фрици Массари
) в силу своего
еврейского
происхождения были вынуждены бежать из Германии — сперва в Австрию, затем в Швейцарию, Англию и Францию. В эмиграции он пишет свой второй большой
исторический роман
— «Сервантес» (1934). В 1937 писатель создаёт роман «Загранпаспорт», в котором описывает жизнь и быт в нацистской Германии. Б. Франк всемерно поддерживал усилия Клауса Манна по созданию единого антифашистского движения в среде немецкой эмиграции, однако по мере всё более явственного расслоения антифашистов на левый и консервативный лагеря относился к такому объединению всё более скептически. Его единственным политически направленным произведением была новелла «Ложь как государственный принцип» (
Lüge als Staatsprinzip, 1939
), в которой он развенчивал правление Гитлера в Германии. В конце 1930-х годов Б. Франк жил во французском средиземноморском городке
Санари-сюр-Мер
, где тогда была большая колония немецких эмигрантов-антифашистов.
Б. Франк писал также и популярные комедии. Его пьеса «Буря в стакане воды» (
Sturm im Wasserglas
, 1930) экранизировалась для кино и телевидения 7 раз за период с 1931 по 1989 год. Другая его комедия — «Нина» — появилась в 1931 году. Б. Франк явлется также автором нескольких эссе и киносценариев (например, для фильма «Собор Парижской Богоматери», 1939). С 1939 года писатель жил и работал в США.
Сочинения
1905:
Aus der goldnen Schale
. Gedichte («Из золотго блюда». Поэзия) Winter, Heidelberg.
1912:
Die Schatten der Dinge
. Gedichte. («Тени вещей». Стихотворения) Langen, München.
1915:
Die Fürstin
. Roman. («Княгиня». Роман) Langen, München.
1916:
Der Himmel der Enttäuschten
. Novellen. («Небеса разочарованных». Новеллы) Langen, München.
1919:
Die Trösterin
. Schauspiel in drei Akten. («Утешительница». Драма) Musarion, München.
1921:
Bigram
. Neue Erzählungen. («Биграм». Новые рассказы) Musarion, München.
1921:
Das Weib auf dem Tiere
. Ein Drama. («Баба на звере». Драма) Drei Masken, München.
1924:
Tage des Königs
. Erzählung. («День короля». Рассказ) Rowohlt, Berlin.
1926:
Trenck
. Roman eines Günstlings. («Тренк. Роман фаворита») Rowohlt, Berlin.
1926 (?):
Friedrich der Große als Mensch im Spiegel seiner Briefe, seiner Schriften, zeitgenössischer Berichte und Anekdoten
. («Фридрих Великий как человек в отражении его писем, записок, современных сообщений и анекдотов») Deutsche Buch-Gemeinschaft, Berlin.
1927:
Ein Konzert
. Novellen. («Концерт». Новеллы) Kiepenheuer, Potsdam.
1928:
Politische Novelle
. Novelle. («Политическая история». Новелла) Rowohlt, Berlin.
1929:
Der Magier
. Novelle. («Чародей». Новелла) Rowohlt, Berlin.
1930:
Sturm im Wasserglas
. («Буря в стакане воды». Комедия) Komödie
1931:
Nina
. («Нина». Комедия) Komödie
1934:
Cervantes
. («Сервантес». Роман) Roman
1937:
Der Reisepaß
. («Загранпаспорт». Роман) Roman
1939:
Lüge als Staatsprinzip
. («Ложь как государственный принцип»).