Лобо, Ребекка
- 1 year ago
- 0
- 0
Ребекка Дотремер (более правильная транскрипция фамилии — Ребекка Дотрмер, фр. Rébecca Dautremer , 20 августа 1971 , Гап , Франция ) — французская художница-график, мультипликатор и детский писатель. Средства массовой информации называют её одним из самых значительных и известных иллюстраторов детских книг нашего времени . К 2018 году её книги вышли тиражом более 2 000 000 экземпляров (только иллюстрированная художницей книга «Принцессы неизвестные и забытые» разошлась тиражом 300 000 экземпляров) на 21 языке .
Ребекка Дотремер родилась в 1971 году во Франции в городе Гап. Отец её работал в столярной мастерской, мать была библиотекарем . В подростковом возрасте Ребекка заинтересовалась фотографией, графикой и дизайном. Она поступила на факультет графики в Национальную высшую школу декоративных искусств в Париже ( фр. ENSAD ), которую закончила в 1995 году. Издательство искало художника для создания иллюстраций, книжек-раскрасок и наклеек. Будучи студенткой, Ребекка пришла с папкой эскизов и сразу получила работу. Вскоре она получила заказ проиллюстрировать первый альбом. В 2003 году писатель Филипп Лешермейер попросил Дотремер сделать иллюстрации к книге «Принцессы неизвестные и забытые» ( фр. «Princesses oubliées ou inconnues» ). Она отказалась (среди персонажей были неоднозначные персонажи: принцесса с бородой, принцессы — сиамские близнецы , одноглазая принцесса ), но затем изменила своё решение . В ноябре 2004 года альбом был издан и получил широкую популярность . В 2014 году книга вышла в России в издательстве « Махаон » .
Успехи чередовались с неудачами. За один из заказов Дотремер выплатили гонорар банками сардин . Она была разочарована работой с компанией Disney , где, по её мнению, «не слишком ценят авторские идеи». Более двадцати лет Дотремер работала по 16—17 часов в сутки. Однажды она поняла, что не успевает закончить крупный проект книги к сроку. Дотремер заявила издателю, что подготовит книгу в следующем году. Художница рассказывает, что с тех пор ощущает себя в отпуске .
В ноябре 2010 года вышла книга « Алиса в стране чудес » Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Ребекки Дотремер. Художница отказалась от широко распространённого диснеевского образа . Дотремер ориентировалась на фотографию прототипа Алисы — черноволосую девочку с чёлкой (некоторые художественные критики настаивали, что художница изобразила саму себя). В работе над иллюстрациями к адаптированной пьесе Эдмона Ростана « Сирано де Бержерак » Дотремер отказалась от воспроизведения стиля и костюмов барокко . По словам критика, её иллюстрации — смесь японских традиций и европейских кружев в футуристическом стиле , а знаменитый длинный нос главного героя покрыт татуировкой в стиле маори . Дотремер проводила исторические параллели между Сирано и японскими самураями . И те, и другие — наёмные солдаты с культом силы и чести. Но художница отмечала, что в основе её решения были всё же не исторические, а эстетические соображения . Сама художница так объясняла свой выбор:
«Настоящая причина очень несерьёзна: французские исторические костюмы мужчин XVII века очень смешные. Они носили широкие штаны и кружево везде. Я просто не хотела это рисовать. И так получилось, что за несколько дней до начала работы над книгой я пошла смотреть фильм — не очень хороший, кстати, но всё же — про восточные боевые искусства . И мне там очень понравились костюмы. Это был отличный способ передать благородный характер персонажей»
— Ребекка Дотремер о работе художника и диалоге с публикой. Интервью с художницей Натальи Кочетковой
Остроумному адаптированному тексту Ростана, который сделал супруг художницы, соответствуют мрачные иллюстрации Ребекки Дотремер . После выхода книги театральная компания попросила автора переделать текст в пьесу. Она была поставлена в японской театральной традиции и пользовалась успехом .
Некоторое время Ребекка Дотремер вела занятия в фр. L'école de dessin Émile Cohl ) в Лионе .
(В мае — июне 2015 года в залах Фабрики искусства Римини ( итал. Fabbrica Arte Rimini ), расположенной в Палаццо дель Подеста , прошла крупная выставка Ребекки Дотремер «Иллюстрированный мир» к юбилею книги «Алиса в стране чудес», которой в этом году исполнялось 150 лет . В 2016 году в Италии состоялась ещё одна крупная выставка работ художницы — «Маленькие чудеса Ребекки». Свыше шестидесяти стендов с иллюстрациями художницы к детским сказкам располагались вдоль выставочной дорожки, проходящей через музейные пространства и разделенной на четыре разных сектора. В обширном коридоре были также представлены иллюстрации художницы к роману Алессандро Барикко и «Алисе в Стране чудес». Организаторы подготовили программу семинаров и экскурсий для детей и подростков .
В мае 2017 года Дотремер дала трёхдневный мастер-класс по иллюстрированию книг в Москве . При этом на родине, во Франции, Ребекка Дотремер не проводит мастер-классы из-за сомнения в своих способностях преподавателя .
Ребекка Дотремер работает преимущественно с гуашью , которую наносит мелкими штрихами на бумагу. Она промасливает бумагу, чтобы уплотнить цвет. Рисунок художница обводит карандашом, после этого тонкими штрихами и мазками добивается нужных формы и цвета. В начале своей карьеры Дотремер пристально изучала иллюстрации других художников, позже вдохновение она стала искать в фотографиях. Дотремер уделяет большое внимание композиции и использует в иллюстрациях некоторые фотографические приёмы. Она считает, что не умеет работать с цветами, поэтому обычно рисует в красных тонах, уделяя внимание в первую очередь оттенкам и фону . Искусствоведы отмечают также влияние на её творчество кинематографа и фламандской живописи . Они относят её работы к сюрреализму .
Итальянский журналист отмечал, что Дотремер предпочитает открытые безмолвные и неземные пейзажи , наполненные тревогой, но внимание обычно концентрирует на человеческих фигурах, которые изображает крупным планом в сложном повороте. Каждая из её книг становится, по его мнению, поводом для новых экспериментов .
Начиная работу над книгой, художница делает большое число набросков, но никогда не сохраняет их. После этого она составляет дорожную карту . Наиболее важны в ней, по мнению художницы, ритм, сочетаемость кадров. Подготовив эскиз , Дотремер делает рисунок, сканирует его и подбирает цвета в фотошопе , что делает более быстрым процесс поиска цвета. После этого она натягивает рисунок на планшет и пишет окончательный вариант иллюстрации красками . Сама художница отмечает большую роль интуиции в своём творчестве и сравнивает его с процессом запечатления реального мира средствами кинематографа: «Я создаю свои рисунки, как если бы у меня была камера, я кружусь вокруг интерьера и персонажей и леплю пространство с помощью тени и света» .
Художница отмечала, что её интересует в творчестве «игра со смыслами». Поэтому, например, она сочетает французские кружева эпохи барокко с костюмами японских самураев . По её словам, автор текста «делает свою работу, иллюстратор — свою». В результате совмещения их замыслов и интерпретаций получается «нечто третье» .
Первой книгой Дотремер, созданной в 2006 году, стала «La tortue géante des Galapagos». Текст представляет комментарий в сценках и диалогах к иллюстрациям, в которых животные переодеваются в других животных. Использован антураж театра с актёрами, афишами, фальшивыми биографиями и сплетнями. В 2011 году издательство «Готье-Лангеро» выпустило книгу «Маленький театр Ребекки». В этой книге присутствуют персонажи, которых в разное время создавала Дотремер. Иллюстрации сделаны с помощью лазерного принтера . Персонажи вырезаны из бумаги и образуют объёмные изображения .
В 2009 году в качестве художника-постановщика, дизайнера и мультипликатора Дотремер приняла участие в съёмках мультфильма режиссёра Доминика Монфери (в англоязычных странах фильм в прокате получил название «Секрет Элеоноры», англ. «Eleanor's Secret» ) . Семилетнему мальчику после смерти тёти достаётся волшебная библиотека. Чтобы спасти своих маленьких друзей — героев иллюстраций к книгам, он должен прочитать магическую формулу. Выясняется, что мальчик не умеет читать. Чтобы выполнить свою миссию, ему придётся пережить много приключений. Мультфильм был представлен в конкурсной программе на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси в 2010 году .
В 2014 году сообщалось, что Дотремер в качестве режиссёра работает над полнометражным мультфильмом «Майлз». Главный герой мультфильма — талантливый молодой гитарист. Со своими друзьями — возлюбленной Присциллой, десятилетним мальчиком Чейнсом и двуличным Полковником — он отправляется в Лас-Вегас , чтобы вступить в борьбу с владельцем компании Pronto Soda , производящей напитки, опасные для здоровья. Был представлен пилотный ролик будущего фильма .
Год | Название фильма | Участие в съёмках |
---|---|---|
2009 | фр. Kérity, la maison des contes , Италия , Франция, режиссёр Доминик Монфери, 80 минут) | (художник-постановщик, дизайнер, мультипликатор |
с 2014 (в производстве) | «Майлз» ( фр. Miles , Люксембург , Франция, режиссёр Ребекка Дотремер, 80 минут) | режиссёр, художник-постановщик, дизайнер, мультипликатор |
Ребекка Дотремер сотрудничала в сфере рекламы с французским брендом одежды, обуви и других изделий класса «люкс» Kenzo , создав для него дизайн духов Flower by Kenzo .
Супруг Дотремер
— автор книг для юношества, а по основной профессии — графический дизайнер. Для альбома иллюстраций Дотремер он написал адаптированный текст по мотивам пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» . У супругов трое детей .