Interested Article - Пекарь императора — Император пекарей

«Пекарь императора — Император пекарей» ( чеш. Císařův pekař – Pekařův císař ) — чехословацкий комедийный художественный фильм - сказка 1951 года , созданный режиссёром Мартином Фричем на предприятии « Чехословацкое государственное кино ».

Сюжет

События фильма происходят в эпоху Возрождения . Император Священной Римской империи Рудольф II , меценат , привлекающий в Прагу многих деятелей искусства и учёных, в том числе и алхимиков из разных стран, одержим идеей найти Голема , мифологического глиняного гиганта, которого можно оживить при помощи магии . Рудольф II надеется, что Голем поможет ему вернуть молодость и стать хозяином мира.

А в это время его придворные обдумывают, как найти способ сместить его с престола. Однако планам их может помешать одно обстоятельство — императорский пекарь, заключённый в темницу за разбазаривание королевских рогаликов, удивительно похож на Рудольфа II. Пекарь Матей, отличающийся здравомыслием, справедливым и добрым характером, брошен в тюрьму, пытается бежать и в итоге укрощает оживлённого Голема и использует его силу, чтобы печь хлеб для бедных.

В ролях

Макет Голема из фильма

Производство

Фильм был давней мечтой Яна Вериха . Идея принадлежала его другу и партнёру по сценическому дуэту Иржи Восковцу . В 1931 году Верих и Восковец поставили в пражском спектакль «Голем», в котором действовали персонажи, перешедшие впоследствии в фильм — император Рудольф II, его камергер Филипп Ланг, хитрый алхимик Иероним Скотта, «искусственная» женщина Сираэль и Голем. Премьера состоялась 4 ноября 1931 года. Успех спектакля превзошёл все ожидания: повторно он игрался 186 раз. Рудольфа II играл Милош Недбал , Сираэль — , камергера Ланга — Богуслав Загорский .

Затем Верих и Восковец написали сценарий фильма «Голем» и предложили его французскому режиссёру Жюльену Дювивье . Однако тот не оценил юмора чешских авторов и переписал сценарий, сняв по нему фильм ужасов . Верих и Восковец отказались от участия в этом проекте, предпочтя ему работу над фильмом « Мир принадлежит нам » .

Ян Верих вернулся к старому замыслу в 1949 году, уже после эмиграции Иржи Восковца в США . Новый сценарий фильма о Големе он написал совместно с Иржи Брдечкой , а в качестве режиссёра пригласил Иржи Крейчика . Крейчик начал подготовку к съёмкам со всей тщательностью. В качестве художника по костюмам и декоратора он пригласил Иржи Трнку . Материалы для костюмов изготовлялись на заказ на текстильной фабрике в Варнсдорфе , ряд предметов искусства был позаимствован из музеев и галерей, актёры были отобраны самым тщательным образом. Но сразу после старта съёмок начались разногласия между Иржи Крейчиком и Яном Верихом, игравшим в фильме сразу две роли — императора Рудольфа II и пекаря Матея, и съёмки были остановлены. В итоге Верих добился отстранения Крейчика от съёмок. Новым режиссёром стал Мартин Фрич. После этого были произведены перемены в составе актёров и съёмочной группы. В версии Иржи Крейчика Эдварда Келли играл Карел Хёгер , Катерину — Ирена Качиркова , Скотту — , маршала Руссворма — Ян Пивец . Мартин Фрич заменил их на Иржи Плахого, Наташу Голлову, Франтишека Черного и Зденека Штепанека, соответственно . На роль графини Страдовой, которую первоначально играла , была приглашена Мария Вашова, ведущая трагическая актриса Национального театра , и эта роль стала одной из немногих чисто комедийных в её карьере . Оператором вместо стал , работавший с Жюльеном Дювивье на съёмках его версии «Голема» . Значительно уменьшилась роль придворных дам в сюжете . В роли одной из них снялась 22-летняя Вера Хитилова , ставшая впоследствии кинорежиссёром и сценаристом .

В «Пекаре императора» Голем впервые появился в виде глиняной фигуры. До этого, как правило, его играли актёры в костюмах . Автором фигуры Голема был скульптор Ярослав Горейц . После съёмок фигура Голема была помещена на хранение на склад киностудии Баррандов .

Бюджет фильм составил 27 млн крон; замена режиссёра и пересъёмка некоторых сцен обошлись ещё примерно в 10 млн крон .

Помимо чешской двухсерийной версии фильма была смонтирована экспортная односерийная версия, из которой было вырезано большинство идеологизированных фрагментов, в частности, песня «Ten dělá to a ten zas tohle» . Расчёт на экспорт был основной причиной, по которой фильм снимался в цвете .

Прокат

Премьера «Пекаря императора» в чехословацких кинотеатрах состоялась 4 января 1952 года. В дальнейшем фильм вышел в прокат во многих странах — ГДР, Швеции, США, Финляндии, Франции, Бельгии, Аргентине. В американском прокате фильм шёл с 8 января 1955 года под названием «Император и Голем» .

Автор идеи фильма Иржи Восковец не был упомянут в титрах. Узнав об этом, он сказал: «Я рад, что не видел этого фильма. Думаю, мне бы сделалось дурно» .

Несмотря на присутствие в фильме элементов коммунистической пропаганды, он не понравился министру культуры Зденеку Неедлы , и Мартин Фрич в течение двух лет был лишён возможности снимать .

Примечания

  1. (чеш.) — 2001.
  2. Кинословарь / гл. ред. С. И. Юткевич . — Москва: Советская энциклопедия , 1966. — Т. 1 А-Л. — Стб. 14-15. — 85 000 экз.
  3. (чеш.) . iPrima . Skupina Prima. Дата обращения: 25 мая 2020. 10 мая 2020 года.
  4. Lukáš Strašík. (чеш.) . ČT24 . Česká televize (4 января 2012). Дата обращения: 25 мая 2020. 28 сентября 2020 года.
  5. (чеш.) . iPrima . Skupina Prima. Дата обращения: 25 мая 2020. 4 ноября 2018 года.
  6. (чеш.) . Filmový přehled . Дата обращения: 25 мая 2020. 27 сентября 2020 года.
  7. Ольга Васинкевич. . Радио Прага (10 ноября 2016). Дата обращения: 25 мая 2020. 30 марта 2017 года.
  8. . Pražský Telegraf (8 февраля 2017). Дата обращения: 25 мая 2020. 27 октября 2020 года.
  9. (чеш.) . Nova.cz (25 мая 2018). Дата обращения: 25 мая 2020.
  10. (англ.) . IMDb . — Release Info. Дата обращения: 25 мая 2020. 17 августа 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Пекарь императора — Император пекарей