Interested Article - Торранс, Томас

То́мас Форса́йт То́рранс ( англ. Thomas Forsyth, Torrance ; 30 августа 1913 года 2 декабря 2007 год британский протестантский богослов , профессор христианской догматики Нью-колледжа Эдинбургского университета . Автор многочисленных работ по богословию. Перевел с других языков на английский язык несколько сотен богословских работ. Был редактором английского издания 13 томной «Церковной догматики» Карла Барта . Работы Т. Торранса оказали сильное влияние на многих теологов, в том числе Алистера Макграта .

Биография

Томас Ф. Торранс родился в Чэнду в провинции Сычуань в западном Китае в семье миссионеров. Школьное обучение Торранс начал проходить в канадской миссионерской школе в Чэнду. В 1927 году его родители-миссионеры вернулись в Шотландию . В 1931 году Торранс поступил в Эдинбургский университет. Из-за ограниченности финансовых возможностей родителей Томас был вынужден учиться более интенсивно, чтобы получить степень магистра не за четыре, а за три года и затем перейти в Нью-Колледж на факультет богословия.

Научная и общественная деятельность

После завершения обучения в университете Эдинбурга, Торранс получил грант на три года постдипломной работы и продолжил обучение в университете Базеля у К. Барта. Результатом обучения у К. Барта стала работа над диссертацией на тему «Учение о Благодати у апостольских отцов» ( англ. «The Doctrine of Grace in the Apostolic Fathers» ). В это же время Торранс начинает читать лекции о взаимоотношении между христианской теологией и естественными науками . Эта тема стала основной во всей дальнейшей научной деятельности Торранса. Работа над диссертацией прерывалась из-за войны . После войны Торранс вернулся к деятельности в сельском приходе, где завершил свою диссертацию «Учение о Благодати у апостольских отцов Церкви», которая была опубликована в 1946 году. После защиты диссертации на степень доктора теологии ( англ. DTh ) он снова вернулся в сельский приход.

С 1947 года в течение трёх лет Торранс служил в церкви в Абердине . Здесь он подготовил к публикации книгу «Учение о человеке у Кальвина» ( англ. «Calvin’s Doctrine of Man» , 1949), в которой пытался разрешить спор между Бартом и Брунером , которые апеллировали к Кальвину при рассмотрении вопроса о природе и благодати.

В это же время Торранс основал ( англ. Scottish Journal of Theology ), который он издавал вместе с Дж. К. С. Райдом на протяжении тридцати лет ( 1948 1982 ). В 1945 году основал ( англ. Scottish Church Theological Society ).

В 1950 году Торранс был приглашён в Эдинбург, где начал свою карьеру в качестве профессора церковной истории Нью-колледжа. После двух лет преподавания получил должность заведующего кафедрой христианской догматики, которую возглавлял до своей отставки в 1979 году .

В 1952 году по инициативе и активном участии Торранса была организована группа учёных для перевода «Церковной догматики» Карла Барта. Сам Торранс стал редактором перевода. Реализация этого проекта потребовала 25 лет труда.

Военные годы

С началом Второй мировой войны Торранс должен был пойти капелланом на войну, однако список капелланов был настолько большим, что этого пришлось дожидаться почти два года. Торранс прибыл в в Оксфорде , чтобы продолжить работу над диссертацией. К концу 1940 года Торранс внял призыву и стал приходским священником в небольшой деревне в Пертшире , где он служил до 1943 года . В 1943 году он прибыл в Эдинбург в надежде стать военным капелланом. В конечном итоге Торрансу удалось присоединиться к , и он служил в нём в Италии до конца войны. Торранс стремился совершать служение на передовой. Такой опыт привел его к убеждению, что христианское богословие способно стать основой для существования в наиболее острые моменты жизни и смерти. Позднее Торранс назвал богословие без этого вида экзистенциальной глубины «бумажным богословием» — интересным для чтения, но неадекватным для жизни и смерти. В 1944 году он был удостоен за свою храбрость ордена Британской империи .

Международная деятельность

Торранс был участником конференции «Вера и устройство» в Лунде ( Швеция ) в 1952 году . C 1952 по 1962 год был членом одноимённой комиссии Всемирного совета церквей . С 1950 по 1958 год Торранс участвовал в диалоге между Шотландской и Англиканской церквами. В 1954 году участвовал в конференции Всемирного совета церквей в Эванстоне , комиссии «Вера и устройство» в Чикаго , а также во в Принстоне .

В 1969 году Торранс стал членом ( фр. Académie internationale des Sciences religieuses ). В 1972 году Торранс был избран президентом Академии и занимал эту должность до 1981 года . В 1976 году Торранс стал членом ( фр. Académie Internationale de Philosophie des Sciences ). Торранс также был вовлечён в экуменическое движение под руководством Всемирного совета церквей.

Торранс являлся одной из ключевых фигур в диалоге между Всемирным альянсом реформатских церквей и Элладской православной церковью , который начался в 1977 году . Диалог состоял из серии консультаций, проходивших с 1979 по 1983 год . В конечном итоге участниками этого диалога стали 14 Православных Поместных Церквей . Дальнейшие консультации привели к возникновению документа «Общее заявление об официальном диалоге между Православной церковью и Всемирным альянсом реформатских церквей» ( англ. Joint Statement of the Official Dialogue between the Orthodox Church and the World Alliance of Reformed Churches ), изданном 13 марта 1991 года в Женеве , в котором констатировалось согласие в отношении учения о Святой Троице.

Результаты этих дискуссий были опубликованы в двухтомнике, вышедшем под редакцией Торранса «Богословский диалог между Православной и Реформатскими церквами» ( англ. «Theological Dialogue Between Orthodox and Reformed Churches» , Volumes I & II, 1985, 1993). Эти связи с Православной Церковью были настолько значимыми, что в 1973 году Торранс был удостоен почетного звания протопресвитера Александрийской православной церкви , а в Аддис-Абебе был посвящён во время литургии в сан пресвитера Мефодием, архиепископом Аксума .

В 1978 году Торранс был удостоен премии фонда Джона Темплтона за прогресс в религии, за вклад в богословие и его отношение к естественным наукам. Он получил почётные степени доктора восьми университетов. В 1982 году стал членом Британской академии наук и Королевского общества Эдинбурга (1979).

Литературное творчество

Кроме «Церковной догматики» К. Барта, Торранс также редактировал трехтомное издание «Трактатов и сочинений о реформации Жана Кальвина» ( англ. «Tracts and Treatises on the Reformation by John Calvin» , 1958) и 12-томный комментарий Кальвина на Новый Завет . Кроме того в это время он написал работы «Карл Барт: введение в его раннее богословие» ( англ. «Karl Barth: An Introduction to His Early Theology» , 1962) и «Богословие в реконструкции» ( англ. «Theology in Reconstruction» , 1965). Всего между 1946 и 1965 годами Торранс опубликовал более десятка книг и около 150 статей и обзоров. Одна из его значимых книг — «Богословская наука» ( англ. «Theological Science» , 1969) была удостоена первой в Британии как лучшая работа по богословию, этике и социологии. Эта работа являлась частью трилогии наряду с книгами «Пространство, время и воплощение» ( англ. «Space, Time and Incarnation» , 1969) и «Бог и рациональность» ( англ. «God and Rationality» , 1971), которая была задумана как приготовление к выражению догматики посредством строгого научного контекста. Все три книги являются методологическими по характеру и представляют теологию как отличительную догматическую науку, строго руководствующуюся уникальной природой своего объекта, Богом в Его самооткровении.

Торранс внес вклад в исследования патристики и реформации . Кроме своей книги «Учение о человеке у Кальвина», Торранс написал работу по эсхатологии Лютера , и Кальвина (Kingdom and Church, 1956), книги «Герменевтика Жана Кальвина» ( англ. «The Hermeneutics of John Calvin» , 1988) и «Шотландское богословие от Джона Нокса до Джона Маклауда Кэмпбелла» ( англ. «Scottish Theology From John Knox to John McLeod Campbell» , 1996). Его книга «Тринитарная вера» ( англ. «The Trinitarian Faith» , 1988) посвящена богословию, воплощенному в Никео-Цареградском Символе веры . В последние годы жизни Торранс опубликовал собрание эссе «Божественный смысл: исследования по патристической герменевтике» ( англ. «Divine Meaning: Studies in Patristic Hermeneutics» , 1995). Эта работа представляет собой первую часть трёхтомной истории герменевтики и эпистемологии, задуманной для того, чтобы преодолеть недостатки современной библейской интерпретации, которую Торранс рассматривал как существенно ошибочную. Хотя последующие тома не были изданы, большое количество материалов было опубликовано в различных журналах и книгах.

Награды

Примечания

  1. Thomas Forsyth Torrance //
  2. . Дата обращения: 9 сентября 2010. 22 июля 2011 года.

Ссылки

Источник —

Same as Торранс, Томас