Нарбут, Иустин
- 1 year ago
- 0
- 0
Иусти́н (Юстин) Бонавенту́ра Прана́йтис ( лит. Justinas Bonaventūra Pranaitis , 27 июля 1861 , , Сувалкская губерния — 28 января 1917 , Петроград ) — российский религиозный деятель литовского происхождения, (был извергнут из сана ), автор антисемитских сочинений.
Сын крестьянина. Окончил начальную школу в Грискабудисе и , после чего в 1878 году поступил в духовную семинарию в Сейнах . В 1883 году поступил в Императорскую римско-католическую духовную академию в Санкт-Петербурге . С 1887 года — магистр теологии , годом ранее стал священником. После окончания духовной академии был назначен в ней префектом и преподавателем древнееврейского языка . Приобрёл известность после публикации антисемитской книги « » (с лат. — «Христианин в Талмуде еврейском, или Тайны раввинского учения о христианах») — текста его магистерской диссертации, изданной в 1892 году в Санкт-Петербурге и переведённой на целый ряд европейских языков. В этом сочинении обосновывается мысль, что иудаизм учит ненависти к христианам и вообще всем неевреям, а также что он предполагает ритуальные убийства (см. Кровавый навет на евреев ). Хотя Пранайтис и был учеником виднейшего гебраиста и семитолога той эпохи Д. А. Хвольсона , его сочинения рассматривались специалистами как дилетантские и псевдонаучные.
В 1894 году Пранайтиса осудили по обвинению в шантаже (он потребовал в багетной мастерской 1000 рублей в компенсацию за испорченную дешёвую картину, которую выдал за картину кисти Бартоломе Мурильо ). На некоторое время он был сослан в Тверь , а в 1902 году направлен в Ташкент По его инициативе были построены католические церкви в Ташкенте , Бухаре , Самарканде , Ашхабаде . Его активная миссионерская деятельность, выразившаяся, в частности, в «совращении в католичество» нескольких чинов Туркестанского гарнизона, вызвала оживлённую полицейскую переписку о нём.
В сентябре-октябре 1913 года Пранайтис был экспертом обвинения на судебном процессе по делу Бейлиса — еврея, обвинявшегося в ритуальном убийстве христианского мальчика, однако на допросе продемонстрировал полную некомпетентность, не сумев ответить на ряд вопросов защиты, касающихся Талмуда . Полицейский чиновник В. А. Дьяченко, анализировавший процесс, отмечал, что:
Перекрестный допрос Пранайтиса уменьшил силу доказательности аргументации его экспертизы, обнаружив незнание текстов, недостаточное знакомство с еврейской литературой. Ввиду дилетантских знаний, ненаходчивости экспертиза Пранайтиса имеет весьма малое значение. Допрошенные сегодня профессора Троицкий и Коковцов дали заключение, исключительно благоприятное для защиты, восхваляя догматы еврейской религии, не допуская даже возможности совершения ими религиозных убийств…
А чиновник для особых поручений при департаменте полиции П. Н. Любимов, получивший указание ежедневно наблюдать за судебным процессом и докладывать об итогах своих наблюдения в департамент полиции, писал:
ксендз Пранайтис, литовец по происхождению, поляк по образованию, житель черты еврейской оседлости и человек по душе и складу ума более русский, чем Павлов , Бехтерев , Карабчевский , Красовский и другие столь же покорные слуги евреев.
Однако «экспертиза» Пранайтиса, известная под названием «Тайна крови у Евреев», до сих пор популярна в антисемитской среде, где преподносится как полноценное научное исследование еврейских ритуальных убийств. Провал же Пранайтиса на суде, как правило, объясняется еврейскими заговорами.