Late Night Talking
- 1 year ago
- 0
- 0
Talking Heads (с англ. — «Говорящие головы») — американская рок-группа , образованная в 1975 году в Нью-Йорке и исполнявшая стилистически разнообразный нововолновый рок с использованием многочисленных сторонних влияний ( фанк , классический минимализм , африканские ритмы и т. д.). К моменту выхода своего последнего альбома в 1988 году Talking Heads стали одной из самых почитаемых музыкальными специалистами групп; временами (согласно Allmusic ) злоупотребляя экспериментализмом, в лучших своих проявлениях они «явили собой лучшее, на что способен был art-school-punk» . Десять альбомов группы входили в Billboard 200 , наивысшего результата здесь добился Speaking in Tongues (#15, 1983) . Наивысшая позиция группы в списках синглов — #9 (« Burning Down the House », 1983) . Группа официально просуществовала до 1991 года, пять лет спустя собралась вновь как The Heads (без участия Бирна) и записала альбом No Talking Just Head .
В 2002 году Talking Heads были введены в Зал славы рок-н-ролла . Четыре альбома группы вошли в список « 500 величайших альбомов всех времён » по версии журнала Rolling Stone (2003).
Будущие основатели группы — поющий гитарист Дэвид Бирн ( англ. David Byrne ), барабанщик Крис Франц ( Chris Frantz ) и басистка Тина Уэймут ( Tina Weymouth ) познакомились, будучи студентами школы дизайнеров в Провиденс, Род-Айленд , в начале 1970-х годов . Здесь Бирн и Франц образовали в 1974 году группу Artistics ; Уэймут, подруга Франца, часто обеспечивала коллектив транспортом. Ансамбль исполнял, в основном, каверы, но Бирн включил в его репертуар и несколько собственных композиций, в частности, «Psycho Killer», «I’m Not In Love» и «Warning Sign», позже ставшие известными в исполнении Talking Heads . Через год Artistics распались, и все трое переехали в Нью-Йорк, где поселились в одной квартире. Поскольку место бас-гитариста оставалось вакантным, Франц предложил Тине овладеть инструментом — и она сделала это, прослушивая пластинки Сьюзи Кватро . В начале 1975 года трио приступило к серьёзным репетициям, по-прежнему исполняя сочетание оригинальных песен Бирна с интерпретацией бабблгам - и панк-наследия 1960-х годов .
Свой первый концерт под новым названием Talking Heads дали в первом отделении выступления Ramones в клубе CBGB 8 июня 1975 года . Позже Тина Уэймут так объясняла выбор названия: «Наш знакомый встретил это словосочетание в TV Guide , где объяснялся смысл термина, использовавшегося в телестудиях и означавшего план голова-и-плечи, предполагавший — 'лишь содержание, никакого действия'. К нам это подошло идеально» .
Позже в 1975 году трио записало демо для CBS , но контракта не получило. Лишь в начале 1977 года их подписал лейбл Sire Records , в феврале 1977 года выпустивший дебютный сингл «Love → Building on Fire». В марте к составу присоединился клавишник и гитарист Джерри Харрисон , в прошлом — участник The Modern Lovers . После продолжительных гастролей квартет выпустил первый альбом Talking Heads: 77 . Он удостоился высоких оценок критиков, отметивших стилистическую лаконичность аранжировок, умные тексты Бирна и его характерный, чрезвычайно нервный стиль вокального исполнения . Сингл из альбома, «Psycho Killer», вошёл в Billboard Hot 100 (#91) .
Второй альбом More Songs About Buildings And Food был записан группой при участии Брайана Ино , выступившим в качестве продюсера . С ним группа создала коллекцию тщательно сконструированных арт-поп-композиций, выдержанных в экспериментальном ключе с использованием разнообразных вариаций акустических и электронных инструментов и (согласно AllMusic) «штрихами на удивление аутентичного фанка» . В феврале 1979 года Talking Heads выступили в телепрограмме Saturday Night Live , исполнив (включённый в альбом) кавер Эла Грина «Take Me to the River» и таким образом впервые вышли на широкую американскую аудиторию .
Ино продолжил сотрудничество с квартетом и в Fear of Music (август 1979), сделанный здесь акцент на ритм-секцию с использованием полиритмических рисунков, характерных для африканских музыкальных культур, особенно ярко проявился в треке «I Zimbra» (с бессмысленным текстом по мотивам стихотворения Хуго Балля ). Отмечалось и другое отличие пластинки от двух предыдущих: использование минорных тональностией, сделавшее её звучание более мрачным и даже зловещим. Если прежде Бирн свои странные наблюдения и реплики выдавал в шутливом тоне, то здесь, при том, что «странность» сохранилась, от лёгкости не осталось и следа . Вскоре после выхода третьего альбома Ино с Бирном записал My Life In The Bush Of Ghosts .
Высокие оценки критиков получил и четвёртый альбом Talking Head Remain in Light (1980), в биографии Музея Залы слава рок-н-ролла названный «шедевром» . Диск, записанный группой и Брайаном Ино при участии известных сессионных музыкантов (в частности, гитариста Эдриана Белью ), продолжил начатое в третьем альбоме и положил начало экспериментам самого Бирна с афробитом и полиритмией, однако многие сочли заданное им направление совершенно новым, от прежнего отличавшимся радикально. В частности, расширение состава привнесло в аранжировки новую черту: если прежде песни Talking Heads были монологами Бирна, то здесь «две-три вокальных секции предлагали словно бы противоположные взгляды на один и тот же вопрос» . Первый сингл из альбома, « Once in a Lifetime », стал хитом в Британии (#14, 1981) , но в США первоначально даже не вошёл в чарты и лишь впоследствии стал известен благодаря видео.
Для концертного исполнения усложнённых композиций альбома Talking Heads пригласили в турне дополнительных музыкантов, представив материал первым делом на фестивале Heatwave в августе того же года. Записи, сделанные в ходе турне, вошли в фильм «Stop Making Sense». В это же время Тина Уэймут и Крис Франц образовали побочный проект , свою первую сольную пластинку выпустил Харрисон, Бирн записал музыку к балету «The Catherine Wheel», а также — вновь в сотрудничестве с Ино (и с приглашением многих известных постпанк-музыкантов) — My Life in the Bush of Ghosts , экспериментальный альбом в жанре world music . Паузу в деятельности Talking Heads заполнил двойной концертный диск The Name Of This Band Is Talking Heads .
Летом 1983 года вышел в коммерческом отношении самый успешный альбом Speaking in Tongues , сингл из которого, « Burning Down the House » стал первым синглом попавшим в первую десятку американского хит-парада . Сам альбом стал первым в истории группы, тираж которого превысил миллионную отметку . В ходе гастролей Talking Heads сняли фильм « Stop Making Sense », к которому был выпущен одноимённый саундтрек (#41, 1984).
Успех в чартах имел и следующий студийный альбом Little Creatures (#20, 1985), песни из которого, «Road to Nowhere» (#6 UK) и «And She Was» (#17 UK, #54 US) стали хитами. В альбом True Stories (1986) вошли песни из одноимённого фильма, снятого Бирном, заново исполненные ансамблем, участники которого снялись и в картине. Несмотря на то, что из пластинки вышел радиохит «Wild Wild Life», как фильм, так и песни из него, были невысоко оценены критиками; задним числом стало ясно также, что в это время группа уже находилась в процессе распада .
Naked (1988), записанный в Париже с продюсером Стивом Лилливайтом (и при участии Джонни Марра, гитариста The Smiths ), поднялся до #19 в США, но стал последним релизом Talking Heads. Альбом оказался близок по духу к Remain in Light : «попеременно серьёзный и игривый, вновь позволил Дэвиду Бирну побеспокоиться о правительстве, экологии и бедах рабочего человека» , он получил хорошие отзывы. Но группа распалась в 1991 году, выпустив вскоре ретроспективный двойник Talking Heads .
В 1991 году группа объявила о своем распаде, связанном, в основном, с уходом Бирна из коллектива. Единственный раз группа собиралась вместе (с Бирном во главе), исполнив песни «Psycho Killer» и « Burning Down the House », в 2002 году в связи с введением в Зал славы рок-н-ролла . Также публиковалась новость о возможном воссоединении группы в 2017 году , однако Бирн опроверг эти домыслы, сказав, что больше не видит своё творчество в рамках Talking Heads и не желает себя с ней ассоциировать, однако признаёт Talking Heads как огромную часть своего творческого наследия .
Будучи одними из первопроходцев в новой волне , Talking Heads являются одной из самых влиятельных групп в истории поп-музыки 1970-х и 1980-х годов. С середины 1970-х годов они являлись частью формировавшейся панк-сцены клуба « CBGB » наравне с Blondie , Television и Ramones , но уже с конца 1970-х перешли на фанк -основу и афробит , тем самым популяризировав «чёрную» музыку среди «белого» американского населения. Концерт группы в 1984 году (впоследствии ставший основой для концертного альбома « Stop Making Sense ») сопровождался многочисленными танцевальными группами и музыкантами-аккомпаниаторами афроамериканского происхождения.
Talking Heads оказали влияние на будущий инди-рок , колледж-рок , фанк-рок , брит-поп и другие течения альтернативного рока и поп-музыки. Влияние группы признавали The Weeknd , Foals , Vampire Weekend , Primus , The 1975 , The Ting Tings , Нелли Фуртадо , Кеша , St. Vincent , Pixies , Эдди Веддер и группа Radiohead , взявшая себе название в честь песни Talking Heads «Radiohead» 1986 года.
В СССР записи группы пользовались популярностью. В частности, музыка группы оказала непосильное влияние на советский рок 1980-х годов: согласно книге Александра Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока », влияние группы Дэвида Бирна признавали музыканты коллективов « Кино », « Аквариум », Nautilus Pompilius , « Телевизор », « Звуки Му », « Хроноп » и многие другие, а отдельно взятые музыканты, такие как Виктор Цой и Пётр Мамонов , не упускали возможности лично познакомиться с Дэвидом Бирном [ нет в источнике ] .
В 2005 году группа была внесена в список « 100 величайших исполнителей всех времён » по версии журнала Rolling Stone , где заняла сотое место .