Жобин, Антониу Карлос
- 1 year ago
- 0
- 0
Анто́ниу Жуаки́н Тава́реш Фе́рру ( порт. António Joaquim Tavares Ferro ; 17 августа 1895 , Лиссабон — 11 ноября 1956 , Лиссабон) — португальский политический деятель, поэт , журналист и издатель журнала Orpheu («Орфей»), дипломат , драматург , представитель модернизма в португальской литературе и деятель культуры XX века . Офицер ( OC , 1930) и затем гранд-офицер ( GOC , 1943) , командор (ComSE, 1931) и гранд-офицер (GOSE, 1941) Португальского ордена Сантьяго .
Будущий писатель и поэт, журналист и политик, деятель культуры один год учился в лицее Камоэнса ( Liceu Camões ), где познакомился с Мариу де Са-Карнейру . Затем обучался праву на юридическом факультете Лиссабонского университета (1913—1918) , но курс не завершил , то есть не получил законченного высшего образования. С молодых лет был связан с движением модернизма, был в близких отношениях с Мариу де Са-Карнейру, Алмадой Негрейрушем , Фернанду Пессоа и Луишем де Монталвором ( Luís de Montalvor ) . Был женат на писательнице Фернанде де Каштру ( Fernanda de Castro ), а сын от этого брака, Антониу Куадруш ( António Quadros ), стал известным эссеистом и философом ; упоминается Ольгой Овчаренко как исследователь творчества Фернанду Пессоа .
Причисляется к так называемому поколению журнала «Орфей» ( Geração d’Orpheu , geração de Orpheu ), поскольку был его активным сотрудником, хотя его литературные сочинения не были опубликованы ни в одном из двух номеров издания 1915 года. Антониу Ферру несколько раз упоминается в дневниковых записях Фернанду Пессоа за февраль—март 1913 года . По приглашению Пессоа занял пост издателя журнала «Орфей» ; по другим источникам, это назначение исходило от Са-Карнейру . В пользу того, что в редакцию «Орфея» Ферру продвинул Са-Карнейру свидетельствует тот факт, что Пессоа, часто именовавший молодого сотрудника «юный Ферру» ( menino Ferro или «мальчуган Ферру»), писал коллегам о том, что Са-Карнейру не знал о той незначительной роли, которую исполнял номинальный «издатель» . Однако после закрытия журнала обрела большую важность кипучая деятельность Ферру в распространении духа модернизма, когда он пытался утвердить значение своих соотечественников в европейском авангарде .
В 1918 году пребывал в Анголе в качестве военного представителя , оставив на время занятия журналистикой и литературой. Вернувшись в 1919 году на родину, Ферру, некогда начинавший как член Португальской республиканской партии, но затем превратившийся в правого сидониста , возглавил редакцию O Jornal , официального органа сторонников Сидониу Па́иша . 1922—1923 годы провёл в Бразилии , где участвовал в первых выступлениях модернистов вместе с Сержиу Милле ( Sérgio Milliet ), Освалдом де Андраде , Мариу де Андради , Роналдом де Карвалю ( Ronald de Carvalho ) и Мануэлом Бандейрой в их журнале «Клаксон» ( Klaxon ), в котором опубликовал свой манифест «Мы» ( Nós ) и поэтическую драму .
В последующие годы сотрудничал с периодическими изданиями , в 1923 году стал корреспондентом Diário de Notícias . Работая журналистом, ездил в заграничные командировки по Европе (1923—1931) и США (1927), проявил себя как автор интервью с известными деятелями кинематографа, литературы, политики периода между Первой и Второй мировыми войнами : Габриелем Д’Аннунцио (первый большой репортаж данного плана от португальской газеты O Século , 1920 ), Жоржем Клемансо , Жаном Кокто , Бенито Муссолини (2-й раз в 1926 году), Мигелем Примо де Риверой , Мигелем де Унамуно , Хосе Ортегой-и-Гассетом , Антониу де Салазаром . В личной библиотеке Фернанду Пессоа сохранились книги Антониу Ферру с дарственными надписями автора — две из них с интервью Салазара . Такие репортажи, в частности, были изданы под названием Viagem à Volta das Ditaduras (1927). В 1930 году по заданию редакции прибыл в Мюнхен , где ему при содействии Эрнста Ганфштенгля , навесившему на португальского националиста ярлык «притворный француз» ( порт. um francês disfarçado ) , удалось взять интервью у Адольфа Гитлера . А. Ферру стал первым журналистом, получившим ответы на 3 вопроса, заданные лидеру коричневорубашечников на французском языке .
В период Нового государства был назначен главой вновь созданного Секретариата национальной пропаганды ( Secretariado da Propaganda Nacional , SPN, 1933—1944 ), и, работая на данном посту, выдвинул концепцию «политики духа» ( Política do Espírito ), эклектически совместив в ней идеи себастианизма ( sebastianismo ), культурного национализма ( nacionalismo cultural ), модернизма и народного творчества . За время деятельности основал по образцу Русского балета Дягилева труппу португальского балета Grupo de Bailados Verde Gaio (1940) и народный театр, уделял внимание развитию кинематографа, народного искусства и туризма, основывал музеи и литературные премии, организовывал выставки, способствовал проведению исследований в области музыкального искусства. Благодаря усилиям Антониу Ферру, в 1934 году поэтический цикл «Послание» ( Mensagem ) Фернанду Пессоа был удостоен премией . Однако эта активность в области развития португальской культуры и сотрудничество с выдающимися художниками, писателями, интеллектуалами ограничивалась явными идеологическими и этическими рамками в условиях тоталитарного режима, поскольку секретариат был инструментом пропаганды политики Нового государства . В 1944—1949 годах возглавлял Национальный секретариат по информации, народной культуре и туризму ( Secretariado Nacional da Informação, Cultura Popular e Turismo , SNI) с расширением полномочий вновь созданного учреждения, сменившего реорганизованный Секретариат национальной пропаганды .
В 1949 году отошёл от политической деятельности, был назначен дипломатическим представителем в Швейцарии и Италии , продолжал писать стихи . Эти назначения могут восприниматься двояко: либо как почётная ссылка или почётная отставка, либо как уход на заслуженный отдых. В том же году впервые в Париже представил королеву фаду Амалию Родригеш . Несмотря на значительный вклад в развитие культуры Португалии, бывшие коллеги по журналу Presença («Презенса»), в частности Гашпар Симоенш ( Gaspar Simões ) и Адолфу Казайш Монтейру ( Adolfo Casais Monteiro ), отстранились от Антониу Ферру — восхищаясь им как авторитетным модернистом, не смогли простить ему связь с Салазаром, расценивая её как политическое предательство .