Interested Article - Жила-была девочка
- 2020-08-29
- 2
« Жила́-была́ де́вочка » — советский художественный фильм режиссёра Виктора Эйсымонта о жизни блокадного Ленинграда . Частично фильм снимался в ещё блокадном городе. Дебют актрисы детского кино второй половины 40-х годов Натальи Защипиной (5 лет) и Нины Ивановой (10 лет), ставшей знаменитой после выхода на экраны фильма « Весна на Заречной улице ».
Премьера фильма состоялась 18 декабря 1944 года , спустя год после того, как Ленинград окончательно был освобождён от блокады .
Сюжет
История двух маленьких блокадниц в осаждённом Ленинграде — 7-летней Настеньки и 5-летней Катеньки, ленинградских детей, перенёсших наравне со взрослыми все тяготы войны. В фильме всё время перемешиваются сцены детских игр и суровой действительности.
В ролях
- Нина Иванова — Настенька
- Наталья Защипина — Катя
- Ада Войцик — мать Настеньки
- Александр Лариков — Макар Иванович, управдом
- Вера Алтайская — мать Кати
- Лидия Штыкан — Ватрушкина
- Николай Корн — отец Настеньки
- — Степанида
- Мария Самойлова — женщина в бомбоубежище (нет в титрах)
Съёмочная группа
- Автор сценария: Владимир Недоброво
- Режиссёр: Виктор Эйсымонт
- Оператор:
- Художник:
- Композитор: Венедикт Пушков
- Звукооператоры: Вартан Ерамишев, Григорий Коренблюм
- Директоры картины: А. Владимиров, Пётр Соловей
История создания
Подготовка к съёмкам началась в январе 1943 года — сразу после того, как было прорвано кольцо блокады . Виктор Эйсымонт с большим риском для жизни принял решение снять хотя бы часть сцен в реальном Ленинграде, чтобы показать более достоверный антураж — «декорации не требовались: кино снимали на фоне реальных руин домов» . Съёмки проходили исключительно в историческом центре в периоды, когда не было авианалётов.
Признание
Фильм с успехом прошёл во многих странах мира. На VII Венецианском кинофестивале картина награждена Латунной медалью .
Критика
В рецензии по выходу картины Татьяна Тэсс отмечает, что героиня — самая обычная девочка, которых множество повсюду, без прикрас, она не совершает никаких подвигов, — авторы концентрируются на её тонких и сложных чувствах от того горя, что она увидела и пережила .
Основная линия этого, безусловно хорошего фильма — повесть о ленинградской девочке — дана с подкупающей теплотой. Это наш маленький друг, нам дороги его судьба, его будущее. Мир горя, через который прошла девочка, показан с большой силой. Сохранив всё детское, что присуще маленькой героине, авторы фильма сумели приподнять этот образ, дать ему подлинную человеческую значительность.
— Татьяна Тэсс , « Известия » № 299 1944
Заведующий кафедрой истории Санкт-Петербургского горного университета Сергей Рудник находит в фильме основные детали, которые затем будут повторяться практически во всех посвящённых блокаде кинолентах: «Поход за водой, саночки с погибшими людьми, метроном, спасительная Дорога жизни по Ладоге» .
См. также
Примечания
- , с. 330.
- ↑ Глезеров Сергей. // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — 2019. — 16 января ( № 6 (6359) ).
- , с. 331.
- ↑ , с. 4.
Литература
- Тэсс Татьяна. // Известия Советов депутатов трудящихся СССР : газета. — 1944. — 20 декабря ( № 299 (8601) ). — С. 4 .
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.
Ссылки
- Ковалова Анна. . Настоящее без маски . Проект журнала « Сеанс » (9 июля 2011). Дата обращения: 4 ноября 2023.
- ХакназаровЕвгений (2014-01-27). . fontanka.ru . Дата обращения: 11 октября 2018 .
- 2020-08-29
- 2