Interested Article - Лукианова пустынь

Богоро́дице-Рожде́ственская Лукиа́нова пу́стынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви , расположенный в деревне Лукьянцево Александровского района Владимирской области .

Пустынь названа по имени основателя монаха Лукиана. Учреждена в 1650 году. После Октябрьской революции была закрыта. 7 мая 1991 года возрождена решением Священного Синода . Объект культурного наследия народов Российской Федерации — России, регионального значения.

Церковь Рождества Богородицы

На месте Лукиановой пустыни было прежде место, называемое « Псковитиново Раменье ». Здесь на пустоши в лесу, на болоте стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь сия перенесена была из села Игнатьева; потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму, чудным знамением от своей иконы .

Легендарная версия создания монастыря гласит, что в 1594 году благоговейный иерей Григорий просил построить храм в честь Рождества Богородицы в деревне Игнатьеве, неподалёку от того места, где находится монастырь. Храмовая икона церкви, согласно преданию, трижды перешла из сельской церкви на место, где появилась в будущем монашеская обитель. Священник Григорий якобы прибыл после этих событий в Москву и рассказал о них патриарху Иову . Патриарх благословил перенести храм на то место, куда переходила икона .

Преподобный Лукиан (родом из Галича ) из Покровского (Угличского) монастыря пришёл искать пустынного места для подвигов безмолвия в пределы Переславля-Залесского в слободу Александровскую , и по указанию поселян Марка и Семёна поселился с ними близ этой запустелой церкви.

Церковь Псковитина Раменья пережила Литовское разорение 1611 года и, следовательно, существовала до 1611 года. Церковь оставалась пустою до 1640 года. Явление и чудеса от образа Рождества Пресвятыя Богородицы дали существование в 1640 году запустелой церкви: получив сонное знамение, сюда пришёл с Вологды Спасо-Прилуцкого монастыря чёрный священник Федосей Поморец. В 1649 году патриарх Иосиф позволил Александру Фёдоровичу Баркову и Тимофею Микулаеву обновить этот храм и выстроить его заново.

Учреждение пустыни

Лукиан был пострижен в прежней церкви от священника Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосия Поморца, а в чёрные попы поставлен от патриаршего рукоположения в 1646 году. 28 августа 1650 года патриарх Иосиф выдал Лукиану грамоту, в которой определил его к новопостроенной церкви Рождества Богородицы как иеромонаха. И как с тех пор иноческое священнослужение не прекращалось, то Лукиан должен быть поставлен первым основателем иноческой обители, и сама обитель (пустынь) должна быть по справедливости названа Лукиановою.

Блаженный Лукиан скончался в этой пустыни 1654 года сентября 8 дня .

Преподобный Лукиан преставился 8 (21) сентября 1655 года .

Монастырские церкви

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы

1. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Когда именно сначала построена была сия церковь, неизвестно. По чудесам, бывшим от образа Рождества Богородицы, она сперва была покрыта иноком Феодосием Поморцем и другими старцами в 1640 году. Сей Феодосий с братиею жил при сей церкви недолго. «И пожил, — сказано в грамоте Царя Алексея Михайловича от 1650 года, — тут тот поп Феодосий с братиею немного времени от изгони Андроникова монастыря Архимандрита Иосифа, потому что он Иосиф под новою Александровскою слободою в то же время строил Семёновский монастырь». После Феодосия Александр и Тимофей и иные окольные люди, слыша от чудотворного образа Пресвятой Богородицы чудеса, в 1648 году воздвигнули новую церковь и призывали для служения при ней священников.

«Но, — сказано в той же грамоте, — за пустотою мирские попы нейдут, потому что около тоя церкви вёрст по пяти и по шести и больше пусто, лесом поросло и болото, жилых сёл и деревень нет и впредь тут в приход за пустотою быть некому». Тогда изъявил желание служить при той церкви инок иеромонах Лукиан, который в 1650 году и был определён.

В 1707 году постриженник Лукиановой пустыни, впоследствии Чудова монастыря келарь Иоасаф Кольдвечевский, по причине чрезмерной ветхости этой церкви, обещался построить вместо деревянной каменную. Сия каменная церковь окончена строением в 1712 году июня 14, и по указу Петра I и благословению Стефана Митрополита Рязанского и Муромского была тогда освящена Спаса Нового монастыря Архимандритом Моисеем по исправному требнику при строителе Лукиановой пустыни Аврамие.

2. Церковь во имя Богоявления Господня . Когда и кем построена была эта церковь, неизвестно. Известно только из грамоты Патриарха Иоакима , что она в 1680 году была ветхая деревянная и что в этом же году строитель иеромонах Корнилий просил у Патриарха построить вместо её новую каменную с приделом во имя Великомученика Феодора Стратилата.

В 1684 году при строителе Евагрие она была совсем окончена строением и, с благословения Патриарха Иоакима, освящена Никитским Игуменом Романом, по новоисправленному чиновнику, который велено было взять у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Больничная каменная церковь во имя Великомученицы Екатерины . Историческое основание сей церкви следующее: в 1714 году мая 13 строитель Аврамий подал Государю Петру I челобитье, «что-де у них в пустыни у больницы церкви Божии непостроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочею братиею к литургии ходить немогут»; а ныне обещается вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сышин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины, — и просил на то дозволения. По указу Великого Государя Преосвященный Стефан Митрополит строителя Аврамия благословил построить означенную больничную церковь с тем, «чтобы копая рвы и бьючи сваи погребенным телесем человеческим какого повреждения не было». Церковь сия была построена и освящена в том же 1714 году ноября 10 самим строителем Аврамием.

Средства содержания монастыря

Грамотою 1650 года царя Алексея Михайловича иеромонаху Лукиану вместе с утверждением его во священника при вновь построенной церкви, велено владеть ему « церковным доходом, и пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, которыя около тое церкви подошли близко, и которые бывали у тое церкви изстари и чем прежние попы владели ». Но этих земель для обеспечения продовольствием пустыни было недостаточно. Царь Фёдор Алексеевич посетил Лукианову пустынь и после направил в неё щедрые дары. В 1677 году в своё посещение он пожаловал пустыни пустошь Аминево.

В 1678 году царь пожаловал пустоши — Бекирево, Шадрино, Загляднино и мельницу на реке Малом Киржаче .

В 1680 году пожаловал он 16 пустошей: Пашково, Плечево, Чечкино, Востриково, Киниково, Балуево, Летолово, Харламово, Непейну, Обарино малое, Обарино большое, Филимоново, Княжево, Мартьянку, Малогино, Губино.

В 1681 году — пожаловал он же 6 пустошей: Сидорово, Тщаниково, Рябинино, Карпово, Патрекейку, Гатвышево да полпустоши Перепечино.

В 1685 и 1686 годах цари Иоанн и Пётр Алексеевичи все эти владения утвердили за Лукиановою пустынею.

После секуляризации монастырей в 1764 году пустынь была переведена в категорию заштатных.

Строители пустыни

Три строителя после Лукиана известны до 1714 года.

1. Иеромонах Корнилий с 1677 года по 1680-й. При нём повелено было устроить каменную церковь во имя Богоявления Господня на место ветхой деревянной, с приделом святого Феодора Стратилата.

2. Иеромонах Евагрий с 1681 года. При нём церковь во имя Богоявления была окончена строением и освящена Переславского Никитского монастыря Игуменом Романом по исправному чиновнику, взятому для сего у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Иеромонах Аврамий с 1707—1714. При нём вместо деревянной церкви в честь Рождества Богородицы устроена каменная и освящена Спаса нового монастыря Архимандритом Моисеем. При нём же построена была в 1714 году больничная церковь во имя Великомученицы Екатерины.

Настоятели пустыни

  • 1642 — 8 сентября 1654 — Лукиан, преподобный
  • 1654—1657 — Ануфрий
  • 13 мая 1658 — 11 августа 1681 — Корнилий
  • октябрь 1681 — 6 января 1689 — Евагрий
  • 9 мартя 1689—1690 — Адриан
  • 18 декабря 1690—1693 — Сергий
  • январь 1694—1695 — Иоасаф (Колдычевский)
  • 3 февраля 1696—1705 — Моисей
  • 6 октября 1705—1719 — Авраамий, игумен (с 6 октября 1705 по 21 февраля 1717 г. — строитель)
  • 1719—1724 — Иоасаф, игумен
  • 12 августа 1724 — 22 января 1727 — игумен Иоасаф
  • 5 октября 1728 — 27 октября 1729 — игумен Макарий
  • 27 октября 1729—1732 — игумен Варлаам
  • 1732—1733 — игумен Макарий
  • 7 февраля 1733—1746 — игумен Иессей
  • 1746—1748 — игумен Иустин
  • 1748—1750 — игумен Иосиф
  • 1751—1753 — игумен Пахомий (Симанский)
  • 1753—1754 — игумен Никанор (Юдин)
  • 1754—1755 — игумен Боголеп
  • 1759—1760 — иеромонах Виссарион
  • 1760—1763 — игумен Иоасаф
  • 1763—1767 — игумен Аарон
  • 1768—1771 — иеромонах Иоанникий (Калков)
  • 1771—1778 — иеромонах Филарет
  • 1778—1781 — иеромонах Алипий
  • 1781—1784 — иеромонах Геннадий (Каретников)
  • 1784—1789 — иеромонах Макарий
  • 1789—1792 — иеромонах Арсений
  • 1792 — 3 июня 1798 — игумен Макарий (Озерецковский)
  • 1798—1799 — иеромонах Иоасаф
  • 1799—1800 — иеромонах Феофил
  • 1800—1803 — иеромонах Андрей
  • 1803—1804 — иеромонах Вениамин
  • 1804—1805 — игумена Никон
  • 1805—1807 — иеромонах Владимир
  • 1807—1810 — иеромонах Никандр
  • 1810—1812 — иеромонах Игнатий
  • 1812—1818 — иеромонах Израиль
  • 1818—1825 — иеромонах Киприан
  • 1825—1829 — иеромонах Иоанникий II
  • 1829—1831 — иеромонах Паисий
  • 1831—1834 — иеромонах Феофан
  • 1834—1838 — иеромонах Вениамин II
  • 1839—1840 — иеромонах Аввакум (Святухин)
  • 1840—1846 — иеромонах Анатолий
  • 1846—1847 — иеромонах Аркадий
  • 1847—1850 — иеромонах Аарон
  • 1850—1855 — иеромонах Платон
  • 1855—1860 — иеромонах Виктор
  • 1860—1874 — игумен Макарий (Мыльников)
  • 1874—1876 — игумен Вассиан
  • 30 апреля 1887—1895 — игумен Иероним
  • 1895—1899 — игумен Иннокентий (Никольский)
  • 1899—1906 — игумен Агафангел (Макарин)
  • 1907—1917 — архимандрит Игнатий (Зачёсов)
  • 12 мая 1991—2008 — архимандрит Досифей (Даниленко)
  • c 2008 — иеромонах Тихон (Шебеко)
  • Игумен Иов (Васильев) (с 27 декабря 2021)

Примечания

  1. Определения Священного Синода [1991.05.07: благословить открытие Лукьяновой мужской пустыни близ г. Александрова Владимирской епархии] // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 8 (ЖМП). стр. 16.
  2. Муравьёв А. Н. Жития святых российской церкви, также иверских и славянских. СПб. , 1856. Т. 4. Приложения, с. 216.
  3. Поповицкий Е.А. Православные русские обители : Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. — СПб. : издательство Сойкина П.П., 1909. — 712 с.
  4. от 1 сентября 2011 на Wayback Machine на сайте Седмица.ru
  5. Житие Лукиана Переславского
  6. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. — Санкт-Петербург. — 1877. — Ст.708-709 от 24 мая 2012 на Wayback Machine

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Лукианова пустынь