Interested Article - Страшилки
- 2021-02-13
- 2
Страши́лки — жанр современного детского фольклора : короткие рассказы , цель которых — испугать слушателя.
Страшилки могут быть соотнесены с некоторыми разновидностями бытующего в США и других странах жанра « городской легенды », однако имеют свою специфику .
Характеристика
По мнению исследовательниц этого жанра О. Гречиной и М. В. Осориной , введших термин «страшилки» в научный оборот , «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребёнка». Отмечается, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы , традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из быличек и бывальщин , однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира .
Литературовед С. М. Лойтер отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели чёткую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нём заданность ( либо запрет — нарушение — воздаяние ) позволяют определить её как « дидактическую структуру».
Некоторые исследователи проводят параллели между современным жанром детской страшилки и более старыми литературными видами страшных историй, например, сочинениями Корнея Чуковского . Писатель Эдуард Успенский собрал коллекцию таких историй для книги « Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей) ».
Страшилки в описанной форме получили распространение в 60-70-х годах XX века. Литературовед считает, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в „стадию консервации“. Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих „страшное“, до многочисленных фильмов ужасов )».
По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М. В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребёнок справляется сам либо с помощью родителей, становятся «материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций.»
Главными героями страшилок являются обычные дети, которые сталкиваются с «предметом-вредителем» (пятно, занавески, гроб на колёсиках, пианино, телевизор, радио, пластинка, автобус, трамвай). В этих предметах особую роль нередко играет цвет: чёрный, красный, и другие. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться. Его смерть чаще всего происходит от удушения . В некоторых сюжетах присутствует помощник героя — милиционер .
Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания — как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых.
По мнению фольклориста М. П. Чередниковой , включенность ребёнка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания. Сначала, лет в 5—6, ребёнок не может без ужаса слышать страшные истории. Позднее, примерно с 8 до 11 лет, дети с удовольствием рассказывают страшные истории, а в возрасте 12—13 лет уже перестают воспринимать их всерьёз, и все большее распространение получают различные пародийные формы.
Пародии на страшилки
Как ключевые моменты страшилок (напр., чёрный цвет, страшная неизвестность), так и полная форма жанра могут эксплуатироваться в « антистрашилках » — страшилках с «естественной» развязкой либо неожиданным разрешением потустороннего страха через смешное. Например:
- Жили-были отец, мать, сын, дочь. На стене у них пятно какое-то появилось, большое. Мать терла, тёрла — не стёрла. Мать исчезла ночью. На другой день отец трёт, трёт, трёт — тоже исчез. Брат трёт, трёт — исчез. Дочь стала тереть — чёрт вылазит. Она говорит: «Ты чё моих мамку, папку и брата съел?» А он и говорит: «А чё они мою лысину тёрли?!».
- В одной квартире на потолке появилось жёлтое пятно. Мама увидела его и умерла от страха. На следующий день пятно стало больше. Папа увидел его и тоже умер. И старшая сестра умерла. А мальчик пошёл на чердак и увидел, что там маленький котёнок лужу делает.
Видный фольклорист профессор Е. А. Костюхин считает, однако, что неправильно всегда видеть в таких сюжетах только пародию. Дело не в том, что мифологическое мировосприятие в определённом возрасте начинает подвергается критике, а в том, что изначально в любой мифологии комическое следует за серьёзным. Это не «пародии» на страшилки, следующие как осмысление и отвержение жанра — это альтернативные тексты, равноправно соседствующие со страшными .
Также пародии могут рассматриваться как психологический защитный механизм, помогающий справиться со страхом (превратить страшное в смешное и использовать это в будущем, перенеся на новые объекты).
Современные варианты
Страшилки продолжают сочиняться детьми и в наши дни, причём, приспособленные к современным реалиям.
«В советское время очень популярной была история про чёрный телевизор, из которого ночью вылезают чёрные руки и душат членов семьи, но теперь она в таком виде неактуальна — 90 % телевизоров у нас чёрного цвета. Зато сегодня дети рассказывают историю про красный мобильник, который работает не от батареи, а высасывает из владельца кровь и мозг» .
Одна из современных страшилок, например, звучит следующим образом:
Маленькая девочка шла по улице и увидела магазин, которого раньше не было. Вывеска гласила, что в нём продаются мобильники с огромной скидкой. Девочка купила себе мобильник. Пришла с ним в школу, стала слушать все мелодии подряд, а вместо последней мелодии были записаны детские крики «Вытащите нас отсюда». Девочка заявила об этом в полицию. Когда магазин накрыли, в его подвале обнаружили цех по сборке мобильников, в котором работали безногие дети, а руководила ими злая ведьма.
В 2010-е годы в Рунете стали распространяться пародийные истории, построенные на новейших реалиях и по структуре в точности соответствующие классическим страшилкам, однако за счёт выбранного тона повествования воспринимающиеся только в шутку :
Одна девочка попросила на день рождения у родителей красный гироскутер. Когда после праздника девочка распаковывала подарки, красный гироскутер включился и задавил девочку до смерти, а потом выпрыгнул в окно, и больше его никто не видел.
В современных страшилках часто встречается интернет , когда таинственные сообщения приходят по ICQ или электронной почте . В пародиях на страшилки содержатся сюжеты, обыденные при пользовании современной техникой:
- В одной чёрной-чёрной комнате сидят два чёрных-чёрных человека. И один чёрный-чёрный человек говорит другому чёрному-чёрному человеку: «Никогда больше не буду самостоятельно картриджи заправлять!»
Художественные произведения на основе детских страшилок
- Повести российского писателя-фантаста Дмитрия Емеца «Гроб на колёсиках» и «Юный граф Дракула» основаны на типичных сюжетах детских страшилок.
- В рассказе Виктора Пелевина « Синий фонарь » мальчики рассказывают друг другу детские страшилки.
- В рассказе Аслана Черубаева «Как мы ездили в лагерь» мальчики ночью рассказывают друг другу популярные страшные истории.
- Эдуард Успенский объединил множество таких историй в небольшую повесть детективного жанра « Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы ».
См. также
- Боишься ли ты темноты?
- Жуткий детский фольклор
- Детские «вызывания»
- Крипипаста
- Стёпка-Растрёпка
- Садистские стишки
- Фильм ужасов
Примечания
- Л. Ю. Веселова Городские легенды как фольклорный жанр в американской и русской культурах // Сборник научно-исследовательских работ молодых ученых. Кострома, 2016
- А. А. Иванов, Н. Б. Смольская Сравнительный анализ понятия «городские легенды» в контексте русской и американской культуры // Материалы научной конференции «НЕДЕЛЯ НАУКИ СПБПУ», СПб, 19-24 ноября 2018 г.
- Белоусов А. Ф. , Головин В. В., Кулешов Е. В., Детский фольклор: итоги и перспективы изучения // . — М. , 2005. — Т. 1. — С. 215-239. 26 ноября 2019 года.
- Лурье В. Ф. от 28 марта 2019 на Wayback Machine М., 1983
- Лойтер С. М. // Рябининские чтения '95: Материалы международной научной конференции «Рябининские чтения-1995»). Сборник научных докладов. — Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 1997. — 432 с.
- .
- от 18 июля 2019 на Wayback Machine
- Топорков А. Л. // Новое литературное обозрение . — 2000. — № 45 . 24 ноября 2015 года.
- Костюхин Е. А. Репертуар современного школьника.
- Константин Кудряшов // Аргументы и факты № 01-02 (599—600) от 12.01.2005
- Мирвода Т. А. // . Филология : журнал. — 2018. — № 4 . — С. 206—214 . 3 июня 2019 года.
Литература
- Страшилка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1039—1041. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
- Гречина О. Н., Осорина М. В. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. — Л. , 1981.
- Зуева Т. В. Категория чудесного в современном повествовательном фольклоре детей // Проблемы интерпретации художественных произведений: Межвуз. сб. науч. тр / Отв. ред. . — М. : МГПИ имени В. И. Ленина , 1985. — С. 131-149. — 157 с.
- Кузьмина М. Ю. // ИС: Проблемы детской литературы. — Петрозаводск, 1995. — 57—69 с.
- Мамонтова Г. И. Культурно-историческая и психологическая основа жанра страшилок // Сибирский фольклор Сб. науч. тр.. — Новосибирск: НГПИ , 1981. — С. 55-62.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб. : Питер , 2008. — 304 с. — ISBN 978-5-388-00184-9 .
- Топорков А. Л. // Школьный быт и фольклор. — Таллин, 1992. — Т. 1. — С. 86—99.
- . — М. , Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского , 1997. — 132 с. — 1500 экз. — ISBN 5-87555-043-0 . от 24 ноября 2015 на Wayback Machine
- Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. — Ульяновск: Лаборатория культурологии, 1995. — 256 с.
- Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали…» (Игра, магия, миф в детской культуре) / Сост., науч. ред., прим., библ. указатель В. Ф. Шевченко. — М. : Лабиринт, 2002. — 224 с. — (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры: Школа В. Я. Проппа). — 3000 экз. — ISBN 5-87604-012-6 .
Ссылки
- — архив фольклора Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского
- — архив фольклора Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского
- 2021-02-13
- 2