Вятская гуманитарная гимназия
- 1 year ago
- 0
- 0
Вя́тская свисту́нья , Свистопля́ска — самобытный вятский народный праздник. Первые документированные упоминания о празднике и его описания относятся к началу XIX века. Праздновался вплоть до 1920-х годов.
Праздновался в четвёртую субботу после Пасхи . Начинался с панихиды по убиенным воинам в часовне Михаила Архангела, располагающейся у Раздерихинского оврага. После начиналось буйное веселье, которое выплёскивалось в окрестные кварталы.
Люди шумели, свистели, перебрасывались глиняными шариками ( по-вятски «шарышами»). В прошлом случались кулачные бои. Обязательно проводилась и ярмарка.
Слово свистопляска появилось в Вятке. В словаре Даля от 1882 года ему дано следующее определение:
Свистопляска вят. тризна по убитымъ ошибкою вятчанами устюжанамъ (въ XIV вѣкѣ?), пришедшимъ на помощь и принятымъ за непріятелей, за что первые прозваны слѣпородами и свистоплясами ; въ этотъ день (четвертая субота отъ пасхи) свищутъ въ глиняные у́точки и дудочки, на оврагѣ, у часовни. || Свистоплясъ, разгульный тунеядъ, шатун
К. Зеленин, печатая вятский словарь, замечает, что слово свистопляска теперь в вятском говоре встречается редко; оно вытеснено словом свистунья .
« Свисту́нья . Ярмарка в г. Вятке, на четвертой неделе после Пасхи; торгуют главным образом детскими игрушками; одновременно бывает поминовение усопших. Даль: свистопля́ска (это наименование встречается теперь редко). ”На свисту́нью ходили, ездили“, ”много народу на свистунье? “»
В неопубликованном сочинении семинариста Фёдора Пинегина "История Вятской страны" от 1338 года события разворачиваются следующим образом: в 1391 году на Вятскую республику нападают монголы, под предводительством Царевича Бекуты. Вятчане не смогли отстоять своих городов и очень сильно пострадали. Монголы же, вдоволь обогатившись, покинули Вятку .
Вскоре весть о плачевной участи вятчан, разоряемых варварскими народами, достигает Великого Устюга . Устюжане отправляют на помощь несколько тысяч вооружённых людей. Думая, что Хлынов осаждён, а внутри города находится враг, те решают напасть на него ночью. В городе же небыло никаких монголов, и гарнизон хлыновчан, завидев движение в темноте , бьёт тревогу. Вятчане, сами того не зная, вступили в ожесточённый бой с устюжанами. Обе стороны думали, что убивают неприятеля.
Утром битва остановилась, так как воины увидели, с кем сражались на самом деле. Всех одолела сильная печаль. Но после битва продолжилась, так как вятчане и устюжане подумали, что конфликт был начат намеренно. Новое сражение длилось до тех пор, пока обе стороны не лишились всех своих сил. На месте сражения с обеих сторон пало более 4000 человек. Все убиенные на поле брани были погребены в предместии Хлынова на том самом месте.
Изначально Свистунья праздновалась в четвёртую субботу после Пасхи . Начинался праздник в часовне у города с панихиды . Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в окрестные городские кварталы: люди шумели, горланили песни, свистели в свистульки , устраивали кулачные бои и завязывали потасовки, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешёвые свистульки.
Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и стоя на валу бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные.
— Отрывок из журнала, писанного в Вятке в 1811 г. Н. Хитрово // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892.
Постепенно старинный праздник видоизменялся. Прекратились кулачные бои , перестали скатывать шары по оврагу. Важное значение приобрела ярмарка, забылся древний ритуальный смысл праздника. Продажа свистулек, глиняных, а затем и гипсовых игрушек-статуэток всё расширялась, а дети, забавляясь, свистели в течение двух или трёх праздничных дней.
В 1882 году «Вятские губернские ведомости» для обозначения праздника использовали как само собой разумеющееся новое название «Свистунья».
Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов. На исходе НЭПа свистунья была запрещена, а часовня взорвана .
В 1979 году элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) были возрождены ко Дню города Кирова .
В середине 1990-х годов были сделаны первые шаги по восстановлению Устюжской часовни, когда спонсировать ее возведение взялся предприниматель . Однако 16 октября 1996 г. в 8 часов утра во дворе дома по ул. Волкова бизнесмен и политик был убит выстрелом из ружья. Строительство часовни затянулось и завершилось в 1999 году, к 625-летию Кирова.
В 2010 г. в часовне был совершен торжественный молебен по погибшим в страшной битве XV в. воинам в присутствии почетных гостей из Великого Устюга. Также состоялась своеобразная акция примирения: вятчане и устюжане по очереди испили воды из общего чана, обнялись и решили забыть былые обиды навсегда.
Однако в дальнейшем возрождения праздника Свистуньи в близком к дореволюционному виде не произошло, только часть ее ритуалов (ярмарки, торговля изделиями народных промыслов) вошла в состав программы дней города.
Слово свистопляска было очень употребительно и в интеллигентском языке предреволюционной эпохи. Например, в письме Л. Н. Андреева к Л. М. Леонидову от 29 марта 1914 г. о повести «Мысль», вызвавшей оживленную полемику, читаем: «И не думай, дорогой мой, что я хоть капельку огорчен свистопляской . Ничего другого в душе нет, кроме огромной радости, что на свет явился Керженцев».
В этом отвлеченном публицистическом значении слово свистопляска было впервые применено в начале 1860 г. знаменитым русским историком М. П. Погодиным . Оно заключало в себе каламбурный намек на сатирико-юмористический журнал « Свисток », издававшийся при « Современнике » и руководимый Н. А. Добролюбовым . В открытом письме к Н. И. Костомарову с вызовом на диспут по вопросу о происхождении варягов (диспут этот состоялся 19 марта 1860 г. в актовом зале Петербургского университета) М. П. Погодин иронически назвал революционных редакторов « Современника » – Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова – «рыцарями свистопляски ».
Это выражение было тотчас иронически подхвачено самим Н. А. Добролюбовым . В № 4 «Свистка» за 1860 г. («Современник» № 3) появилась статья этого критика, направленная против М. П. Погодина, под заглавием: «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется». Здесь, между прочим, Н. А. Добролюбов писал: «Он [М. П. Погодин. – В. В .] изобрел для нас особое название: ”рыцари свистопляски “». Ср. в этой же статье-памфлете по поводу изложения Погодиным сказания о почке [ошибочно – вместо о пучке !] розог:
Явился норманщик с Москвы
Во имя науки,
И важно, пространно – увы! –
Толкует – о пуке.
Пришла ж академику мысль
Скрываться за сказки!
Скорей его, Клио, причисль
К друзьям Свистопляски.
Характерен также Добролюбовский «Романс Михаилу Петровичу Погодину от рыцаря свистопляски »:
Когда б он знал, что рыцарь Свистопляски
Невольно с ним сливается душой
И больше рад его ученой ласке,
Чем он был рад, музей продавши свой
Таким образом, с легкой руки М. П. Погодина слово
свистопляска
входит в стиль публицистической речи. Сначала оно имело яркую ироническую или сатирическую окраску, которая несколько менялась в зависимости от идеологии того общественно-политического лагеря, которым это слово применялось. Каламбурный намек на «Свисток» и «свистунов» уже к 70-м годам в этом слове отпадает или погасает. Слово
свистопляска
включается в разнообразные самантико-фразеологические контексты. Например,
М. Е. Салтыков-Щедрин
в письме к доктору Н. А. Белоголовому от 16 сентября
1883
г. пишет: «Сочувствие ваше мне особенно дорого в эти тяжелые дни, когда вокруг меня, умирающего, но еще живого, образовалась целая
свистопляска
самых паскудных ругательств, не предвещающих ничего доброго»
Также этим словом воспользовался Сталин в своем отчетном докладе XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б) в 1934 г. для характеристики военного ажиотажа буржуазных стран: «В обстановке этой предвоенной свистопляски , охватившей целый ряд стран, СССР продолжал стоять за эти годы твердо и непоколебимо на своих мирных позициях».
В современном русском языке слово свистопляска применяется для обозначения крайне разнузданного, безудержного проявления каких-нибудь общественных настроений. Это слово свойственно, главным образом, публицистическому стилю и окутано резкой экспрессией пренебрежения.