Верещагин, Александр Васильевич (генерал)
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Степа́нович Вереща́гин ( 30 августа [ 11 сентября ] 1835 , Уржум , Вятская губерния — 5 [18] декабря 1908 , Вятка ) — русский историк Вятского края , археограф , педагог, выдающийся краевед , статский советник .
Александр Степанович происходил из семьи дьякона Воскресенской церкви г. Уржум , Вятской губернии . Он окончил Нолинское духовное училище, затем, в 1854 году, Вятскую духовную семинарию , после чего правлением семинарии в качестве одного из лучших учеников был направлен за казённый счет продолжать духовное образование в Казанскую духовную академию , которую окончил в июне 1858 года. Соучеником А. С. Верещагина по этому учебному заведению был известный историк раскола Афанасий Прокофьевич Щапов , окончивший академию в 1857 году и тогда же начавший преподавательскую деятельность в своей alma mater . Под влиянием А. П. Щапова А. С. Верещагин приступил к изучению вятской истории .
1 сентября 1858 года на конференции академии молодой учёный был утверждён в степени кандидата богословия . Двумя неделями ранее, 19 августа, он был назначен учителем всеобщей истории и греческого языка в Самарскую духовную семинарию . В течение полутора лет после этого он сменил там несколько должностей, пока в феврале 1860 года не оставил Самару , изъявив желание отправиться в Вятскую духовную семинарию. С 24 февраля 1860 года Александр Степанович преподавал в Вятке латынь и патристику , но и в Вятской семинарии он также поменял несколько должностей или объединял их одновременно по 2—3: преподаватель французского языка , библиотекарь, помощник инспектора. Биограф Верещагина А. А. Шубин, отмечая склонность Александра Степановича к частой смене мест и должностей, объяснял это явление желанием забыться в работе после смерти жены. С 25 ноября 1863 года, помимо работы в Вятской семинарии, Верещагин начал редактировать неофициальную часть « Вятских губернских ведомостей », а с 26 февраля 1864 года и вовсе покинул семинарию .
Александр Степанович стал полноправным редактором «Вятских губернских ведомостей» и начальником газетного стола при Вятском губернском правлении . Одновременно он сотрудничал во вновь открытой газете «Вятские епархиальные ведомости» . Тогда же он был избран действительным членом Вятского губернского статистического комитета — круг общественных интересов его многообразен. Но и редакторская деятельность Верещагина продолжалась недолго, уже 1 августа 1865 года он оставил пост редактора и возвратился в сферу просвещения, он определился преподавателем латыни в Вятскую губернскую гимназию, через год он уже работал преподавателем русского языка и словесности в Вятской Мариинской женской гимназии. Ещё спустя год, 1 августа 1867 года, он возвратился в Вятскую духовную семинарию, где вновь преподавал латынь .
6 февраля 1880 года указом Святейшего Синода А. С. Верещагин назначен исполняющим должность инспектора Пермской духовной гимназии, но менее чем через полгода, 19 июля, возвратился в Вятскую духовную семинарию на прежнюю должность преподавателя латинского языка. 4 августа 1882 года он назначен смотрителем Вятского духовного училища . Ещё два года спустя назначен членом Вятского Епархиального училищного совета, но летом 1887 года вышел в отставку и полностью посвятил себя научной деятельности .
По своим политическим взглядам А. С. Верещагин не принадлежал ни к одной из политических партий России, но по основным убеждениям ближе всего находился к шестидесятникам, сохраняя при этом самостоятельный образ мысли. Александр Степанович состоял в браке, но жена умерла менее чем через год после свадьбы, оставив ему новорождённую дочь Евгению Александровну. 28 июля 1885 года дочь вышла замуж за надворного советника и преподавателя Вятского духовного училища Александра Николаевича Вечтомова, ставшего в 1909 году священником Николаевской церкви в Елабуге . Умер Александр Степанович 5 декабря 1908 года в Вятке от простуды, осложнившейся воспалением лёгких . Гроб с телом Верещагина несли члены Вятской учёной архивной комиссии во главе с губернатором С. Д. Горчаковым . Именем Александра Верещагина названа одна из улиц в городе Кирове .
Научно-изыскательская деятельность А. С. Верещагина началась ещё тогда, когда он работал педагогом, преимущественно в каникулярное время. Он изучал местные и столичные архивы: архив Святейшего Синода, архив Министерства юстиции , отдел рукописей Императорской публичной библиотеки в Петербурге, архив Румянцевского музея Москвы. Результаты своих научных изысканий учёный публиковал в различных вятских периодических изданиях. Эти работы касались по преимуществу истории родного Вятского края .
Готовя к публикации свои работы, он столкнулся с недостатком средств на их издание, и тогда он пришёл к мысли о необходимости учреждения Вятской учёной архивной комиссии (ВУАК), о чём он возбудил необходимое ходатайство. Его инициатива увенчалась успехом, и 28 ноября 1904 года Вятская учёная архивная комиссия была открыта, а Александр Степанович был утверждён её заместителем председателя и редактором «Трудов ВУАК» (председателем был утверждён видный вятский историк и статистик ) .
Труды Архивной комиссии выходили ежегодно в объёме от четырёх до шести объёмных выпусков. Они отличались глубиной и обстоятельностью исторической проработки и разнообразием содержания, в основном «Труды Вятской учёной архивной комиссии» состояли из работ самого А. С. Верещагина. Публикации остальных членов Комиссии составляли лишь весьма незначительную часть «Трудов ВУАК» .
Историком были изучены и опубликованы большинство рукописных источников по раннему периоду вятской истории XIV—XVII веков , в частности « Повесть о стране Вятской ». Он является автором многочисленных работ по истории древней Вятки, Вятской епархии , о выдающихся вятчанах, оставивших свой след в истории и культуре края. Историческим работам А. С. Верещагина присуща фактическая достоверность и точность. Их обширная публикация в «Трудах Вятской учёной архивной комиссии» фактически позволила заложить, по мнению В. А. Бердинских , «мощную источниковую базу местной историографии» .
Работы А. С. Верещагина удостоились положительных отзывов на страницах « Журнала Министерства народного просвещения » и « Исторического вестника ». Начало признания А. С. Верещагина-историка произошло в 1887 году в Ярославле на VII Археологическом съезде, куда он был командирован Вятским статистическим комитетом. 17 августа им были прочитаны два реферата по истории древней Вятки: «Заселена ли была Вятка новгородскими выходцами в XII веке?» и «Откуда почерпнуты и насколько достоверны вообще показания „Вятского летописца“». В своём докладе он подверг основательной критике бытовавшее со времён Н. М. Карамзина мнение о том, что история Вятки ведёт своё начало с XII века. Это мнение укоренилось на основании свидетельства так называемого «Вятского летописца» (памятник вятской письменности XVII—XVIII столетий «Повесть о стране Вятской»). Его придерживались историки , М. П. Погодин , Н. И. Костомаров , А. И. Герцен , С. М. Соловьев , В. О. Ключевский . А. С. Верещагин сумел доказать полную несостоятельность этого мнения и обосновал возникновение русских поселений на Вятке начиная лишь с XIV века .
Позднее, в 1905 году, в статье «Из истории древнерусской Вятки: I. Вопрос о первоначальном заселении Вятки Русью», говоря об Ипатьевской летописи (доведена до 1292 г.), Лаврентьевской (1112—1305 гг.) и Новгородской первой летописи по Синодальному списку (до 1333 г.), А. С. Верещагин резюмировал:
Молчание этих летописей о Вятке объясняется просто тем, что говорить о ней им было нечего: «русской Вятки» до времени, когда закончены указанные летописи, ещё не существовало, и никаких следов жительства на берегах Вятки … мы решительно не находим. Но как только появляется русская жизнь на Вятке, начинают говорить и о вятчанах последующие летописи. Автор настоящего труда 44 года искал этих следов, и не нашёл; он был бы очень рад, если бы ему дали хотя какие-нибудь достоверные указания на жительство русских по берегам Вятки до половины XIV века.
— А. С. Верещагин: «Из истории древнерусской Вятки»: I. «Вопрос о первоначальном заселении Вятки Русью». — Вятка, 1905. 55 стр.
Два реферата А. С. Верещагина при закрытии съезда в Ярославле были признаны образцовой исторической работой, «произведшей бесповоротную перемену во взглядах науки на затронутый ими вопрос и окончательный поворот во всех дальнейших работах по истории Вятки и новгородской колонизации на востоке» . Председательствоваший на Археологическом съезде известный историк И. Е. Забелин в заключительном слове сказал: «Мы не можем не радоваться таким исследованиям, какие были рассказаны нам, например, о Сильвестре Медведеве — первом библиографе и летописце вятском и сказаниях его, о попе Богомиле или Еремее. Подобные образцовые труды, конечно, составляют нашу жатву». Выступление в Ярославле принесло историку славу серьёзного учёного. Императорское московское археологическое общество просило его предоставить ему прочитанные на съезде рефераты. Ростовский музей церковных древностей избрал его в число своих членов. Так же поступила и Нижегородская учёная архивная комиссия .
В ряде последующих работ историк вновь и вновь обращался к анализу и критике свидетельства «Вятского летописца»:
Таким образом, оставя показание «Повести» о походе новгородцев на Вятку в 1174 году, как не только неподтверждаемое, но и прямо опровергаемое другими вполне достоверными показаниями, приходится принять показание летописей о приходе на Вятку новгородцев в 1374 году, действительность которого не возбуждает никаких сомнений и подтверждается дальнейшими летописными известиями вполне достоверными.
— А. С. Верещагин, «Послесловие к Повести» // Труды ВУАК, 1905. — Вып. III, отд. 2. — С. 97.
«В первый раз о появлении русских на Вятке мы читаем в пяти летописях под 1374 годом», — писал он в другой работе. Согласно его выводам, первыми русскими поселенцами в вятских землях были новгородские переселенцы XIV, а не XII века. Мнение учёного было новым и не сразу было принято историческим сообществом. Современник Верещагина Н. А. Рожков придерживался прежней «вятичской теории» раннего происхождения поселений на Вятке. Постепенно новый взгляд на историю вятского края, разработанный вятским историком, стал в исторической науке общепризнанным .
Кандидат исторических наук, секретарь Вятской епархии А. Г. Балыбердин подверг сомнению правильность выводов А. С. Верещагина. Как могло получиться, что год основания Вятки — 1374, указанный в самых разных русских летописях, в «Повести о стране Вятской» превратился в 1174 год? Зачем было сделано это искажение? Балыбердин обращается к мнению Верещагина, который обвиняет в подтасовке факта безымянного вятского книжника, пожелавшего изобразить историю своего края более древней и, стало быть, более славной. А. С. Верещагин писал:
Нельзя решительно утверждать, что в «Повести» 1174 год, вместо летописного 1374 года, поставлен не намеренно. Предисловие «Повести» (преисполненное баснями о знаменитости древних славян и их князей) в Толстовском списке прямо указывает на желание её составителя воспрославить своих вятских праотцев и связать их начальную историю с историей знаменитых новгородских древних славян… Кто знает — может быть, и наш составитель «Повести», по тем же побуждениям, букву летописного известия (6882 — 1374), обозначающую 800, заменил буквой, обозначающей 600 (6682 — 1174), и такой ничтожной, по-видимому, «поправкой» поход новгородцев на Вятку отнёс ко времени более раннему, чем он был, ровно на двести лет…
— А. С. Верещагин, «Послесловие к Повести». // Труды ВУАК, 1905. — Вып. III, отд. 2. — С. 90.
Говоря обо всех обстоятельствах этого искажения истины, пишет А. Г. Балыбердин, Верещагин нигде не говорит о конкретном времени основания города Вятки. Под Вяткой как у летописца, так и у историков А. С. Верещагина и А. А. Спицына нужно понимать не один город, а всю территорию по берегам реки Вятка , вятскую землю в широком смысле. Сам древний город на реке Вятка именовался Хлынов, а не Вятка. Верещагин не писал о том, что город был основан новгородскими ушкуйниками . Всё это было додумано позднее, в начале 1970-х годов кировским профессором А. В. Эмаусским . По его гипотезе, в 1374 году новгородские ушкуйники основали именно город Вятку. Эта гипотеза пришлась на руку областному руководству Кировской области, которое решило в 1974 году пышно отметить 600-летие основания города Кирова и использовать юбилей для извлечения своей выгоды в виде получения финансовых преференций для Кировской области от центральных властей, пишет А. Г. Балыбердин .
Не обсуждая научную состоятельность гипотезы А. В. Эмаусского, областные власти добились награждения города Кирова орденом Трудового Красного знамени , строительства нескольких важных объектов, в том числе, областного Дворца пионеров. До окончания советского периода «Повесть о стране Вятской» считалась «тенденциозным сочинением русских церковников». Между тем, сам профессор Эмаусский в более поздних трудах писал, что «археологические материалы, местные предания и позднейшие записи вятских книжников свидетельствуют о том, что русская колонизация Вятского края началась в XI — начале XIII века… Поэтому не случайно в официальных вятских документах конца XVIII века годом основания Хлынова считался 1199 год» с тем уточнением, что первые новгородские поселения на Вятке тех лет следует считать не городами в привычном смысле, а небольшими посёлками, и заселение новых земель русскими ещё не было столь многочисленным .
Результаты исследований Л. П. Гуссаковского , Л. Д. Макарова , А. Л. Мусихина , профессора Сиэтлского университета Даниэля Кларка Уо, говорят о том, что русские поселения на Вятке существовали задолго до 1374 года. «Всё это, в совокупности, не могло не привести к переоценке научного наследия Верещагина и пересмотру устоявшихся взглядов на древнюю историю Вятской земли. Образно говоря, уже в наши дни Хлынов снова стал неизвестным городом. Оказалось, что мы до сих пор всё ещё не знаем ответа на главные вопросы: Когда, где, кем, как, с какой целью был основан наш город? Каково его первоначальное название? От кого ведут свой род современные вятчане и кировчане?», — пишет А. Г. Балыбердин .