Interested Article - Варез, Эдгар

Эдга́р Варе́з ( фр. Edgar(d) Varèse ; 22 декабря 1883 года , Париж , Франция 6 ноября 1965 года , Нью-Йорк , США ) — французский и американский композитор и дирижёр , один из пионеров электронной и конкретной музыки .

Биография

Начало творчества

Эдгар Варез родился в 1883 году в Париже в семье Анри Вареза, инженера и предпринимателя, и Бланш-Мари, урождённой Корто . В 1892 году он вместе с семьёй переехал в Турин . Там начал самостоятельно изучать музыку и композицию, вопреки желанию отца, рассчитывавшего, что его сын выберет карьеру инженера. Когда Варезу было 17 лет, на него обратил внимание руководитель Туринской консерватории , после чего Варез брал у него частные уроки. Благодаря участию Больцони Варез получил место перкуссиониста в оркестре Туринской оперы .

После смерти матери девятнадцатилетний Варез покинул семью и вернулся в Париж, где в 1904—1906 годах изучал дирижирование и композицию у Венсана д’Энди и Альбера Русселя в Schola Cantorum . В 1906—1907 годах он продолжил обучение в Парижской консерватории , где изучал композицию под руководством Шарля Видора . К периоду обучения Вареза в консерватории относится его первая нотная публикация — романс на стихи Верлена , отмеченный влиянием Клода Дебюсси и завершающийся почти точной цитатой из « Пеллеаса и Мелизанды » . Во время пребывания в Париже Варез знакомится с Роменом Ролланом , узнавшего в нём героя своего романа « Жан-Кристоф » (в личном письме Роллан отозвался о Варезе как о Жане-Кристофе, существующем в действительности) .

В Берлине

С 1907 по 1914 год Варез жил и работал в Берлине , где пользовался покровительством Ферруччо Бузони , по протекции которого молодой композитор получил грант от Фонда Кучинского и нашёл для заработка первых учеников . Кроме того, в Берлине Варезу протежировал Рихард Штраус , по рекомендации которого 15 декабря 1910 года состоялась ( Блютнер-оркестр под управлением Йозефа Странского ) премьера симфонической поэмы Вареза «Бургундия» . Несмотря на отдельные положительные отклики, среди которых был отзыв Альфреда Керра , в целом премьера «Бургундии» была встречена критикой недоброжелательно .

В 1908 году Варез знакомится с Клодом Дебюсси, которого позже назовёт «одним из величайших новаторов всех времён» ( англ. «one of the greatest innovators of all the time» ). Дебюсси одобрил музыкальные поиски молодого композитора и подарил ему партитуру симфонической пьесы « Море » с авторскими пометками, которую Варез высоко ценил. Позднее Дебюсси поддержал Вареза после провала «Бургундии», Варез в свою очередь делился с ним подробностями музыкальной жизни Германии . В 1914 году Варез включил мистерию Дебюсси « Мученичество святого Себастьяна » в программу своего концерта c Чешским филармоническим оркестром в Праге. Это исполнение стало первым концертным исполнением «Мученичества» и первым успешным выступлением Вареза в качестве дирижёра .

К началу Первой мировой войны Варез был автором восьми оркестровых произведений и был близок к завершению оперы по драме «Эдип и Сфинкс» Гуго фон Гофмансталя . Однако ни одна из этих работ не сохранилось: большая часть рукописей Вареза, хранившаяся в Берлине, погибла при пожаре вскоре после войны, а рукопись «Бургундии» композитор позднее уничтожил собственноручно .

Эмиграция в Америку

Афиша исполнения «Реквиема»
Эдгар Варез в США

В 1914 году Варез был призван в армию Франции, где проходил службу в тыловых частях. В 1915 году был демобилизован по состоянию здоровья, после чего переехал в Нью-Йорк . В эмиграции продолжает карьеру дирижёра, и в 1917 году на руководит исполнением « Реквиема » Гектора Берлиоза . Концерт прошёл успешно и принёс Варезу признание в американской музыкальной среде. В 1919 году он возглавил Новый симфонический оркестр. Программа единственного концерта оркестра под руководством Вареза включала европейскую музыку, написанную по преимуществу в последнее десятилетие (произведения Белы Бартока , Альфредо Казеллы , Клода Дебюсси), и оказалась непривычной и малопонятной для американской публики. Критика неблагоприятно отозвалась о концерте, а попечители оркестра остались недовольны выбором сочинений. Отказавшись вносить изменения в программу, Варез покинул свой пост .

В 1918 году Варез приступил к работе над пьесой «Америки». Это сочинение для большого оркестра с расширенной группой ударных и пожарной сиреной стало первым зрелым произведением композитора . Первая версия «Америк» была завершена в 1921 году, однако её премьера состоялась лишь в апреле 1926 года. После премьеры, прошедшей под руководством Леопольда Стоковского , Варез сократил и переоркестровал партитуру таким образом, что длительность пьесы сократились с тридцати пяти до приблизительно двадцати трёх минут . Второе исполнение «Америк» прошло в 1929 году в Париже, когда окончательная версия партитуры была исполнена под руководством Гастона Пуле . Среди откликов на парижскую премьеру «Америк» были положительные рецензии Робера Десноса и Алехо Карпеньтера , отметившего в музыке Вареза следы его первых впечатлений от посещения Нового Света , столкновения с его необъятностью и широтой . Однако сам композитор возражал против исключительно географической интерпретации названия «Америк»: он трактовал заглавие симфонической пьесы как «символ открытий новых миров — на земле, в небе или в человеческих душах» и указывал на то, что равным образом мог дать этому произведению имя «Гималаи» .

В 1921 году Варез совместно с композитором и арфистом основал . Эта организация, пользовавшаяся финансовой поддержкой Гертруды Уитни , ставила перед собой задачу продвижения и исполнения современной музыки. Хотя репертуар концертов гильдии не ограничивался конкретным стилем или течением, преимущественно он включал музыку европейских композиторов . На этих концертах исполнялись и новые сочинения Вареза — за время существования гильдии он написал четыре произведения для камерно-инструментальных составов («Приношения», «Гиперпризма», «Октандр», « Интегралы ») . Гильдия просуществовала до 1927 года, в котором была распущена по решению композитора, публично объявившего задачи организации выполненными .

Вопреки заявлениям композитора, его жена вспоминала, что мотивами, побудившими Вареза распустить гильдию, были усталость от роли организатора и желание сосредоточиться над созданием крупного оркестрового произведения . Этим произведениям была «Аркана», завершённая в начале 1927 года и ставшая последней партитурой композитора для оркестра . Первые исполнения «Арканы» состоялись в апреле 1927 года в Филадельфии и Нью-Йорке под руководством Стоковского , спустя пять лет сочинение было исполнено в Париже и Берлине под руководством Николая Слонимского .

Возвращение в Париж

Слева направо: Луиз Варез (Нортон), Эдгар Варез, Сюзанна Дюшан , Жан Кротти , . 1924

В 1928 году вернулся в Париж, где прожил до 1933 года .

В 1931 году Варез завершил « Ионизацию » для ансамбля ударных, двух сирен и фортепиано. Особенностью пьесы стало почти полное отсутствие звуков определённой высоты (такие звуки появляются лишь в коде ). Решение композитора написать произведение почти исключительно для ударных было связано с его увлечением латиноамериканской музыкой : в этот период Варез близко общался с бразильским композитором Эйтором Вила-Лобосом , вместе с которым импровизировал на латиноамериканских инструментах . Премьера «Ионизации» состоялась в 1933 году в Нью-Йорке под руководством Слонимского. В 1934 году он же осуществил запись «Ионизации», ставшую первой записью музыки Вареза . При записи некоторые партии исполняли композиторы из числа знакомых Вареза: Генри Кауэлл , Уильям Шуман , Уоллингфорд Риггер , , Карлос Сальседо. По воспоминаниям Слонимского, участие композиторов потребовалось из-за того, что для перкуссионистов Нью-Йоркского филармонического оркестра партитура оказалась слишком сложна .

Творческий кризис

Портрет Эдгара Вареза. Джон Слоун . 1924

В 1936 году по просьбе исполнителя-виртуоза Жоржа Баррера Варез сочинил «Плотность 21,5» для флейты соло. Название пьесы объясняется тем, что она предназначалась для представления платиновой флейты работы мастера Уильяма Хейнса (плотность платины составляет примерно 21,5 г/см³). После создания «Плотности…» композитор столкнулся с творческим кризисом, продлившимся почти двадцать лет . Хотя в период кризиса Варез продолжал работу над новыми сочинениями, ни одно из них не было завершено . C этим периодом жизни Вареза, помимо неудачных попыток композиции, связано создание Большого Нью-Йоркского хора в 1941 году, с которым Варез в течение следующих шести лет давал концерты старинной музыки .

Поздние годы

После Второй мировой войны интерес к творчеству Вареза начал возрастать. В 1948 году композитор выступает с лекциями в Колумбийском университете , а в 1950 по приглашению Вольфганга Штайнеке проводит лекции на курсах новой музыки в Дармштадте , после чего в качестве лектора посещает другие города Западной Германии . В этом же году выходит первая долгоиграющая пластинка его музыки, записанная дирижёром .

В 1950 году, вернувшись из Европы в Нью-Йорк, Варез приступил к работе над новым сочинением, получившем название «Пустыни». Отличительной чертой пьесы стали три электроакустических фрагмента, звучащих в промежутках между инструментальным частями произведения. Эти фрагменты, названные Варезом «организованным звуком», композитор свёл из записей городских и уличных шумов . Первое исполнение «Пустынь» состоялось в Париже в 1954 году под руководством Германа Шерхена . Порядок на концерте, проходившем в присутствии Вареза, был нарушен публикой, возмущённой включением «организованного звука». Несмотря на скандал, за парижской премьерой последовали исполнения «Пустынь» в Гамбурге и Стокгольме , оба под управлением Бруно Мадерны .

Павильон Philips. 20 марта 1958

В 1957 году Ле Корбюзье пригласил композитора к работе над звуковым оформлением , который в следующем году должен был представить компанию на Всемирной выставке в Брюсселе. По задумке архитектора Варез должен был написать электронную композицию, которая вместе с визуальными и световыми эффектами создала бы внутреннюю среду павильона. Варез принял предложение и, получив доступ к лабораториям Philips в Эйндховене , начал работу над пьесой. Итоговая версия сочинения, названного «Электронной поэмой», состояла из обработанных записей машинных шумов, звуков музыкальных инструментов и человеческого голоса, а также включала синтезированные звуки. Эта запись была представлена на открытии павильона при помощи 425 громкоговорителей, расположенных на внутренней поверхности сооружения, её воспроизведение сопровождалось демонстрацией изображений, отобранных Ле Корбюзье . Павильон был открыт 2 мая 1958 года, тогда же «Электронная поэма» прозвучала в нём впервые, и был снесён после закрытия выставки в октябре того же года .

Варез умер 6 ноября 1965 года после непродолжительной болезни. Согласно завещанию композитора, его прах был развеян над Нью-Йорком .

Семья

Эдгар Варез был женат дважды. Первый брак композитор заключил в 1907 году с актрисой . В 1910 году у них родилась дочь Клод, однако через три года брак распался . В 1917 году композитор познакомился с американской писательницей и переводчицей (по первому мужу Нортон), на которой женился в 1921 году . Этот брак продолжался до смерти композитора .

Творчество

Портрет Эдгара Вареза. Джозеф Стелла . 1921

В своём творчестве Варез стремился к обновлению музыкального языка, освобождению искусства от существующих норм и традиций. Свои радикальные взгляды композитор подчёркивал отрицанием любой преемственности, тягой к музыкальной отчуждённости и изоляции . Хотя Варез признавал своими «крёстными отцами» Дебюсси, Штрауса, Бузони и Мука , он также указывал, что природные объекты и физические явления оказали на него большее влияние, чем произведения других композиторов, а интеллектуальное общение с писателями, художниками или физиками привлекает его больше, чем общество коллег-музыкантов .

Идея пространства

Одним из источников вдохновения Вареза были работы математика и мистика Юзефа Вроньского , авторству которого принадлежит определение музыки как «овеществления того разума, который содержится в звуках». Композитор, познакомившийся с музыкальной концепцией Вроньского в возрасте приблизительно двадцати лет, вспоминал, что она взбудоражила его воображение и подтолкнула к пониманию музыки в качестве «звуковых тел, движущихся в пространстве» . В зрелые годы Варез неоднократно подчёркивал значение этой идеи для своего творчества : он заявлял, что его музыка основана на движении «независимых звуковых масс» , «взаимопроникновения и взаимоотталкивания» которых призваны прийти на смену линеарности традиционного контрапункта . Кроме того, Варез был уверен в существовании «пространственного измерения» музыки, в котором с появлением новых инструментов станет возможно создавать «проекции звука» . Он пояснял эту идею на следующем примере:

Многоголосная сирена, изобретённая и описанная Германом Гельмгольцом

Я слушал Седьмую симфонию Бетховена в зале Плейель , где из-за неудачно рассчитанной акустики часто случаются звуковые неожиданности; и вот в трио скерцо мне <…> внезапно показалось, что музыка словно отделилась от самой себя и спроецировалась в пространство — это было до такой степени живо, что я осознал наличие у музыки четвёртого измерения. Возможно, это ощущение было вызвано слишком сильным резонансом в той части зала, где я занял свое место. Я не могу в точности сказать, почему, но именно этот феномен стал живым доказательством того, что я постиг очень давно, а именно <…> проекции организованного звука.

Э. Варез, перевод Л. Акопяна

В тот же период, что и концепция Вроньского, молодого композитора увлекла книга физика и акустика Германа Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки». Описанные в ней опыты с сиренами привлекли внимание Вареза, причиной интереса которого были глиссандирующие мелодии этих устройств . Позднее композитор использовал сирены в инструментальных составах «Америк», «Гиперпризмы» и «Ионизации» , однако действительное влияние «Учения о слуховых ощущениях» на творчество композитора было глубже: исследование составных элементов звука, проведённое в этой книге, помогло Варезу осознать звук как сумму всех его качеств (таких как высота , интенсивность , тембр ), а закономерности распространения звука в пространстве, описанные Гельмгольцом, стали опорой для размышлений композитора над музыкальной формой .

Произведения

Сохранившиеся произведения
Годы создания Оригинальное название Название на русском Состав инструментов Дата премьеры Информация о премьере
1906 Un grand sommeil noir Душу сковали мрачные сны Голос и фортепиано
1918—22, ред. 1926 Amériques Америки Оркестр 9 апреля 1926 дирижёр — Леопольд Стоковский
1921 Offrandes Приношения Сопрано и инструментальный ансамбль 23 апреля 1922 сопрано — Нина Кошец

дирижёр — Карлос Сальседо

1922 Hyperprism Гиперпризма Духовые и ударные 4 марта 1923 дирижёр — Эдгар Варез
1923 Octandre Октандр Духовые и контрабас 13 января 1924 дирижёр — Робер Шмитц
1924 Intégrales Интегралы Духовые и ударные 1 марта 1925 дирижёр — Леопольд Стоковский
1925—27 Arcana Аркана Оркестр 8 апреля 1927 дирижёр — Леопольд Стоковский
1930—31 Ionisation Ионизация Ансамбль ударных 6 марта 1933 дирижёр — Николай Слонимский
1933—34 Ecuatorial Экваториальное Бас или хор басов, инструментальный ансамбль 15 апреля 1934 бас — Чейз Баромео

дирижёр — Николай Слонимский

1936 Density 21.5 Плотность 21,5 Флейта соло 16 февраля 1936 флейта — Жорж Баррер
1947 Étude pour Escape Этюд для «Пространства» Хор, два фортепиано, ударные 20 апреля 1947 дирижёр — Эдгар Варез
1949—54 Déserts Пустыни Духовые, ударные, фортепиано, магнитофонная запись 2 декабря 1954 дирижёр — Герман Шерхен
1956 Good Friday Procession in Verges Магнитофонная запись
1957—58 Poème électronique Электронная поэма Магнитофонная запись 2 мая 1958 павильон Philips, Всемирная выставка
1960—61 Nocturnal Ночное Сопрано, хор басов, малый оркестр 1 мая 1961 дирижёр — Роберт Крафт

Примечания

Комментарии

  1. При рождении Варез получил имя Edgard , однако вплоть до 1940-х годов публиковал свои работы под именем Edgar . Впоследствии композитор вернулся к официальному написанию своего имени .
  2. На стихи Поля Верлена .
  3. На стихи Хосе Хуана Таблады и Висенте Уидобро .
  4. На фрагменты майяского эпоса « Пополь-Вух » в испанском переводе Франциско Хименеса .
  5. Музыка для фильма Томаса Бушара Around and About Joan Miró .
  6. На тексты Анаис Нин .

Источники

  1. (англ.) . Encyclopedia.com . Baker’s Biographical Dictionary of Musicians. Дата обращения: 26 июля 2020.
  2. , p. 3.
  3. , p. 151.
  4. , p. 151—152.
  5. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
  6. , с. 1.
  7. , p. 152.
  8. Knyt E. E. Ferruccio Busoni and His Legacy. — Bloomington : Indiana University Press, 2017. — P. 116—117. — 380 p. — ISBN 9780253026842 .
  9. , с. 18.
  10. Lesure F., Stevens, D. Claude Debussy after His Centenary : [ англ. ] // The Musical Quarterly. — Oxford University Press, 1963. — Vol. 3, № 49. — P. 287—288. — JSTOR .
  11. , p. 46.
  12. , p. 163—164.
  13. , с. 141.
  14. , p. 153.
  15. , с. 142—143.
  16. Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — М : Практика, 2010. — С. 109—110. — 855 с. — ISBN 978-5-89816-092-0 .
  17. , с. 27.
  18. , с. 36.
  19. , с. 37.
  20. , p. 55.
  21. , p. 56: «I did not think of the title Amériques as purely geographical but as symbolic of discoveries — new worlds on earth, in the sky, or in the minds of men».
  22. Wen-Chung C. Varèse: Who Is He? : [ англ. ] // Grand Street. — Jean Stein, 1998. — № 63. — P. 109. — 105—110 p. — JSTOR .
  23. , p. 267—268.
  24. , с. 2—3.
  25. , p. 279.
  26. , p. 279—280.
  27. , с. 52.
  28. , с. 153.
  29. , p. 92.
  30. , p. 277.
  31. , с. 154—155.
  32. , с. 156—157.
  33. , с. 68.
  34. , p. 164.
  35. , с. 69.
  36. , p. 79.
  37. , с. 72—73.
  38. , с. 73.
  39. , p. 82.
  40. Lombardo V. A Virtual-Reality Reconstruction of Poème Électronique Based on Philological Research : [ англ. ] / Andrea Valle, John Fitch, Kees Tazelaar, Stefan Weinzierl, Wojciech Borczyk // Computer Music Journal. — The MIT Press, 2009. — Vol. 33, № 2. — P. 27. — 24—47 p. — JSTOR .
  41. , с. 74.
  42. , с. 76.
  43. , p. 90.
  44. , с. 21.
  45. : [ англ. ] // New York Times. — 1965. — 7 November. — P. 89. «Survivors include his widow Louise…»
  46. , с. 7.
  47. , с. 16—17.
  48. Schuller G., Varèse E. Conversation with Varèse : [ англ. ] // Perspectives of New Music. — 1965. — Vol. 3, № 2. — P. 34. — 32—37 p. — JSTOR . «I was not influenced by composers as much as by natural objects and physical phenomena».
  49. Stempel L. Not Even Varese Can Be an Orphan : [ англ. ] // The Musical Quarterly. — Oxford University Press, 1974. — Vol. 60, № 1. — P. 51. — 46—60 p. — JSTOR . «By taste and by intellectual preference I was more attracted to writers, painters and physicists than to musicians».
  50. , p. 17—18.
  51. , с. 23—24.
  52. , с. 24.
  53. , p. 140: «My music is based on the motion of unrelated sound masses…».
  54. , с. 24—25.
  55. , с. 20.
  56. Lalitte P. The Theories of Helmholtz in the Work of Varèse : [ англ. ] // Contemporary Music Review. — 2011. — Vol. 30, no. 5. — P. 333. — 327—342 p. — doi : .
  57. , с. 35—37.
  58. , с. 169—170.

Литература

  • Акопян Л. О. . — М. : Государственный институт искусствознания, 2019. — С. 7—92. — 320 с. — ISBN 978-5-98287-142-8 .
  • Акопян Л. О. // Израиль XXI. Музыкальный журнал. — 2010. — № 3 (21).
  • Куницкая Р. И. Французские композиторы XX века: Э. Варез, А. Жоливе, О. Мессиан, П. Булез, А. Дютийе. — М. : Советский композитор, 1990. — С. 16—51. — 207 с. — ISBN 5-85285-079-9 .
  • Маклыгина А. А. // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016. — Вып. 39, № 1. — С. 7—14.
  • Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века / под редакцией А. Митрофанова. — СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2010. — С. 135—158. — 784 с. — ISBN 978-5-89059-137-1 .
  • Lott R. A. «New Music for New Ears»: The International Composers' Guild : [ англ. ] // Journal of the American Musicological Society. — University of California Press, 1983. — Vol. 36, № 2. — 266—286 p. — JSTOR .
  • Manning P. Electronic and Computer Music. — Oxford University Press, 2013. — 543 p. — ISBN 0199746397 . — ISBN 9780199746392 . — doi : .
  • Ouellette F. / translated from the French by D. Coltman. — New York : Da Capo Press, 1981. — 270 p. — ISBN 0306761033 . — ISBN 9780306761034 .
  • Strawn J. The Intégrales of Edgard Varèse Space, Mass, Element, and Form : [ англ. ] // Perspectives of New Music. — 1978. — Vol. 17, № 1. — 138—160 p. — JSTOR .
  • Varèse L. . — New York : W. W. Norton, 1972. — 290 p. — ISBN 9780393074611 .
  • Wen-Chung C. Varèse: A Sketch of the Man and His Music : [ англ. ] // The Musical Quarterly. — Oxford University Press, 1966. — Vol. 2, № 52. — 151—170 p. — JSTOR .

Ссылки

Источник —

Same as Варез, Эдгар