Interested Article - Форлана

Форла́на ( итал. forlana ; название происходит от исторической области Фриули => словен. Furlanija ) )  — итальянский народный танец, происходящий из итальянского региона Фриули-Венеция-Джулия . На фриульском диалекте — «фурлане», означает «фриульский танец». Во Фриули со времен славянского поселения в Восточных Альпах существовали славянские поселения , и форлана, возможно, имеет славянское происхождение. Танец известен, по крайней мере, с 1583 года, когда упоминается как «ballo furlano» в «Chorearum molliorum collectanea» Пьера Фалеса Младшего (Pierre Phalèse the Younger) и в сборнике органной табулатуры Якоба Пэкса (Jakob Paix). Период наибольшей популярности этого танца — с конца 1690-х годов примерно до 1750 года. Форлана ассоциируется большей частью с Венецией, потому что во время её наибольшего распространения Фриули входил в Венецианскую республику .

Описание

Фурлана — это быстрый народный танец, двухдольного размера 6/8 или 6/4 при двухакцентном такте , хотя известны и примеры , что подчеркивает славянские ассоциации, также предполагаемые его названием, Polesana, что по-итальянски может означать «женщина из Пулы » (город в Истрии , региона, соседнего с Фриули и части Италии до 1947 года), или, возможно, может быть от хорватского слова «polesa», что означает «сельский» или «из глухого леса» . Музыковед М. Э. Литтл усматривает близость форланы и народных южнославянских танцев, более всего со славонскими . С. Н. Хундеков отмечает, что форлану иногда считали одной из разновидностей французского бурре .

Изначально форлана представляла собой парный танец ухаживания, исполнялся он либо одной, либо несколькими парами. По мере развития танца его характер становится все более живым с достижением танцорами «экстатического состояния» (Т. С. Кюрегян). Сведения о хореографических движениях танца скудны: участники выстраиваются друг против друга двумя шеренгами . М. Э. Литтл указывает следующие основные па форланы: шаг танцующих навстречу друг другу, сопровождаемый соприкосновением их рук и ног, затем следует поворот, потом шаг назад друг от друга с завершением хлопками. В танце могут использоваться прыжки, например, с двух ног на одну или прыжок с сомкнутыми ногами или движение в сторону с перекрестным переступанием. По Литтлу линия танца представляет собой ломаную . Композиционное строение основано на форме рондо (Литтл). Аккомпанемент к танцу исполнялся на мандолине , кастаньетах , барабанах или бубне .

Во Франции этот танец стал известен благодаря Андре Кампра , который в 1697 году, включил форлану в оперу-балет « Галантная Европа », завершив период игнорирования на французской сцене итальянской музыки. В 1699 году Кампра снова ввёл форлану в своё произведение — оперу-балет « Венецианский карнавал ». Первая из двух форлан «Венецианского карнавала» служит танцевальной характеристикой для группы славян, армян и цыган. Танец быстро стал там популярным театральным и социальным танцем .

Пьетро Паоло Мели (работал в первой четверти XVII века) включил «Furlain volta alla Francese detta la Schapigliata» в свою Intavolatura di Liuto attiorbato, e di Tiorba. Libro Quinto (Венеция, 1620). Пьеса почти полностью написана в восьмых долях и, как и многие другие пьесы Мели, в значительной степени использует синкопию . Франсуа Куперен завершил форланой четвертый из своих Королевских концертов. Иоганн Себастьян Бах включил форлану в свою первую оркестровую сюиту . Морис Равель для создания впечатления барочной музыки использовал форлану в своей фортепианной сюите Le Tombeau de Couperin, хотя его «Форлана» — довольно жалобная пьеса умеренного темпа. Другая по характеру форлана встречается в конце фортепианной сюиты Эрнеста Шоссона «Quelques Danses» — гораздо более живой танец с чередованием трёхдольных и шестидольных ритмов. Четвертая часть «Пяти багателей» Джеральда Финци (соч. 23) является форланой, как и четвертая часть Concerto Antico для гитары с оркестром.

Примечания

  1. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Maniacco, Tito. 2002. Storia del Friuli: il lavoro dei campi, la tradizione gastronomica, le radici della cultura contadina, le rivolte, il dramma dell’emigrazione e la nascita dell’identità di una regione. Tradizioni italiane 17. Rome: Newton & Compton Editori. ISBN 88-8289-706-0 . p. 56
  3. Little, Meredith Ellis. 2001. «Forlana [furlana]». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan Publishers.
  4. , с. 25.
  5. Heartz, Daniel. 1999. «A Venetian Dancing Master Teaches the Forlana: Lambranzi’s Balli teatrali». Journal of Musicology 17, no. 1 (Winter). pp. 145—146
  6. , с. 24.

Литература

  • Басс В. Жанры танцевальной музыки: павана, форлана, ригодон. — Красноярск: Красноярский государственный институт искусств, 2017.
Источник —

Same as Форлана