Сын парижского магистрата, Арман Сильвестр должен был пойти по стопам отца. Однако изучение математики привело его в
Политехническую школу
, которую он окончил в 1859 году как офицер-инженер, опубликовав несколько научных работ. Вскоре он оставил военную карьеру, чтобы полностью посвятить себя литературе.
С 1866 года Арман Сильвестр издает сборники стихов, в 1869 и 1876 годах печатается в
«Le Parnasse contemporain»
(в переводе с
фр.
—
«Современный Парнас»). Как художественный и театральный критик он активно сотрудничает с различными изданиями. Среди них —
«
,
«Journal officiel
»,
«
»
и «
LaGrande Revue de Paris et de Saint-Petersbourg
».
В 1869 году Сильвестр получает пост заместителя начальника управления библиотек и архивов при министерстве финансов.
Во время
войны 1870—1871
годов он возобновляет службу в чине капитана.
В 1879 году Сильвестр начинает работать в ежедневнике
«Gil Blas»
, где публикует юмористические рассказы и сказки. В 1883 году его друг
Ги де Мопассан
посвящает ему новеллу
«La Toux»
. Склонность и интерес Сильвестра к юмористическому также находит свое выражение в серии «Жизнь для смеха» («La Vie pour rire»), напечатанной в издательстве
. Впоследствии в 1888 году Сильвестр продолжил эту серию совместно с
Катюлем Мендесом
— в виде еженедельного фельетона, опубликованного в издательстве
.
В 1880-х годах, как и
Октав Мирбо
, Арман Сильвестр примыкает к литературному направлению
L'Écho de Paris
. Он поддерживает пьесу «
Ubu roi
»
Альфреда Жарри
.
12 октября 1892 года он назначен инспектором изящных искусств.
К концу 1880-х годов Сильвестр наживает несколько недоброжелателей среди своих молодых коллег. Самый яркий представитель их —
Леон Блуа
. В 1887 году Сильвестр появляется в
«Le Désespéré
» Блуа под псевдонимом Андош Сильвен (Andoche Sylvain, глава LVIII). Блуа собирает в этой главе ненавистных ему писателей, из которых Сильвестр, по его словам, является «самым читаемым». Автор оценивает влияние и гениальность Армана Сильвестра следующим образом: «Газета, где он подделывает свою прозу и даже свои стихи, кажется, обязана ему своим процветанием и удваивает свой тираж в дни, когда имя корифея появляется в оглавлении. Он, по сути, создатель двуглавой хроники, сила которой неслыханна для министерского служащего и коммивояжера. Он поочередно пукает и воркует».
Характеризуя прозу Сильвестра, Блуа утверждает, что этот писатель «
…представляет галльский дух. Он постоянно представляется Рабле, поскольку верит, что обладает его гениальностью, и намеревается Рабле обновить, перефразировав одиссеи отдельных кишок и толстой кишки
». Далее мы узнаем, что Сильвестр жил в Аньере, в том, что Блуа называет «замок».
Альфонс Алле
также порой выделяет Сильвестра, без лишней язвительности, но с намеками на его особенную гениальность, которую клеймит Блуа. Так, 10 августа 1889 года в
«Le Chat Noir
» он обращается с открытым письмом, озаглавленном
к «г-ну Арману Сильвестру
,
лирику и петардофилу»
. Последнее слово-неологизм этого заголовка, скорее всего, является характеристикой прозаических сочинений Сильвестра.
Арман Сильвестр умер в Тулузе 19 февраля 1901 года. Бронзовую статую, установленную в Ботаническом саду в его честь, немецкие оккупанты отправили на переплавку. По инициативе Пьера Дюма, первого заместителя мэра города, ответственного за культуру, каменный бюст Армана Сильвестра уставлен на площади Уилсона.
Творчество
Произведения Армана Сильвестра публиковались, в основном, Альфонсом Лемерром и Жерве Шарпантье.
Стихи Армана Сильвестра положены на музыку
Габриэлем Форе
в виде мелодий для голоса и фортепиано (
«Le Secret
», «
L’Automne»
, и др.).
Его стихотворение
Jours Passés
положено на музыку
Лео Делибом
, под названием
«Regrets»
С 1888 по 1891 год Арман Сильвестр еженедельно публиковал
«Les Joyusetés de la Semaine
»: по три иллюстрированных комических рассказа, изданные Полем Женеем в «
La Récréation de la jeunesse
, rue du Croissant»
Поэзия
Rimes neuves et vieilles
, avec une préface de George Sand (1866), см.
Les Renaissances
(1870)
La Gloire du souvenir, poème d’amour
(1872)
Poésies, 1866—1874. Les Amours. La Vie. L’Amour
(1875)
La Chanson des heures, poésies nouvelles (1874—1878)
(1878)
Le Pays des roses, poésies nouvelles, 1880—1882
(1882)
Le Chemin des étoiles : les Adorations, la Chanson des jours, Musiques d’amour, Dernières tendresses, Poèmes dialogués, 1882—1885
(1885)
Le Dessus du panier : Impressions et souvenirs, Soleils toulousains, Propos de saison, Au pays des rêves
(1885)
Poésies, 1872—1878. La Chanson des heures
(1887)
Les Ailes d’or, poésies nouvelles
(1890)
Roses d’octobre, poésies, 1884—1889
(1890)
Poésies, 1866—1872. Rimes neuves et vieilles. Les Renaissances. La Gloire du souvenir
(1892)
L’Or des couchants, poésies nouvelles, 1889—1892
(1892)
Trente Sonnets pour Mademoiselle Bartet
(1896)
Les Aurores lointaines, poésies nouvelles, 1892—1895
(1896)
Les Tendresses, poésies nouvelles, 1895—1898
(1898)
Les Fleurs d’hiver, poésies nouvelles, 1898—1900
(1900)
Проза
Les Farces de mon ami Jacques
(1re série de
la Vie pour rire
.) (1881)
Les Mémoires d’un galopin, suivis de Petite Histoire naturelle
(1882)
Le Péché d'Ève
(1882)
Le Filleul du docteur Trousse-Cadet, suivi des Nouveaux Malheurs du commandant Laripète
(1882), см. Галлику
Histoires belles et honnestes
(1883), см. Галлику
Madame Dandin et Mademoiselle Phryné
(1883)
Contes grassouillets
(1883)
Les Mélancolies d’un joyeux
(1883), см. Галлику
Chroniques du temps passé. Le Conte de l’archer
(1883)
Pour faire rire. Gauloiseries contemporaines
(1883)
Contes pantagruéliques et galants
(1884)
En pleine fantaisie
(1884)
Les Bêtises de mon oncle
(1884)
Le Livre des joyeusetés
(1884)
Histoires de l’autre monde : mœurs américaines
(1884)
Le Falot
(1884)
Contes à la comtesse
(1885)
Les Merveilleux Récits de l’amiral Le Kelpudubec
(1885)
Joyeusetés galantes, suivies de Laripète citadin
(1885)
Les Cas difficiles
(1886), см. Галлику
Contes de derrière les fagots
(1886) illustrés par
Les Veillées de Saint-Pantaléon
(1886)
Histoires inconvenantes
(1887)
Le Livre des fantaisies. Joyeusetés et mélancolies
(1887)
Au fil du rire
(1888)
Histoires joyeuses
(1888), см.
Fabliaux gaillards
(1888), см.
Joyeux Devis
(1888)
Maïma
(1888), см.
Gauloiseries nouvelles
(1888), см.
Propos grivois
(1888), см.
Rose de mai
, roman (1888), см.
Le Nu au Salon
(5 volumes, 1888—1892)
Contes à la brune
(1889), см.
Histoires scandaleuses
(1889)
Un premier amant
(1889), см.
Livre d’amour
(1890), см.
Les Facéties de Cadet-Bitard
(1890)
Qui lira rira
(1890), см.
Trente bonnes farces
(1890)
Le Célèbre Cadet-Bitard
(1891), см.
Les Malheurs du commandant Laripète (2e série de la Vie pour rire), suivis de : Les Mariages de Jacques
(1891)
L'Épouvantail des rosières
(1891), см.
Contes salés
(1891)
Histoires joviales
(1891)
L’Effroi des bégueules
(1891), см.
Floréal
(1891)
Portraits et Souvenirs, 1886—1891
(1891)
Histoires extravagantes
(1892)
Pour les amants
(1892)
Au pays des souvenirs : mes maîtres et mes maîtresses
(1892)
Aventures grassouillettes
(1892)
Contes audacieux
(1892), см.
Contes divertissants
(1892)
Nouveaux contes incongrus
(1892)
Le nu de Rabelais d’après Jules Garnier
(1892)
La Russie, impressions, portraits, paysages
(1892)
Contes hilarants
(1893)
Histoires réjouissantes
(1893)
Amours folâtres
(1893)
Facéties galantes, contes joyeux
(1893)
Histoires abracadabrantes
(1893)
Contes désopilants
(1893)
Procès Rousseil-Tessandier et biographie de Mlle Rousseil
(1893)
La Semaine pour rire
(152 fascicules, 1893—1896)
La Kosake
(1894)
Fantaisies galantes
(1894)
Veillées joviales
(1894)
Fariboles amusantes
(1895)
Histoires gaies
(1895)
Nouvelles Gaudrioles
(1895), см.
Le Passe-temps des farceurs
(1895)
La Plante enchantée
(1895)
Contes au gros sel
(1896)
Contes irrévérencieux
(1896), см.
Récits de belle humeur
(1896), см.
Les Veillées galantes
(1896)
La Semaine joyeuse
, (85 fascicules, 1896—1898)
Contes tragiques et sentimentaux
(1897)
Le Petit art d’aimer, en quatorze chapitres
(1897)
Histoires gauloises
(1898)
Belles Histoires d’amour
(1898)
Les Fleurs amoureuses
(1899)
Arlette
, roman (1900)
Guide Armand Silvestre, de Paris et de ses environs et de l’Exposition de 1900
(1900)
La Chemise à travers les âges
, album (1900)
Images de femmes
(1901)
Orfa
, roman (1901)
Les Sept Péchés capitaux. La luxure
(1901), см.
Les Dessous de la femme à travers les âges
, album (1902)
Contes incongrus
(1902)
Bibliothèque des Aventures gauloises
(1902)
Театральные пьесы и либретто
Dimitri
, opéra en 5 actes et 7 tableaux, avec Henri de Bomier, musique de
, Paris, théâtre National-Lyrique, 1 mai 1876
Monsieur ?
comédie-bouffe en 3 actes, avec
, Paris,
, 24 octobre 1879
Myrrha
, saynète romaine, Paris, Cercle des arts libéraux, 20 décembre 1879
La Tempête
, poème symphonique en 3 parties, d’après
, avec Pierre Berton, musique d’Alphonse Duvernoy, Paris,
, 18 novembre 1880
Coquelicot
, opéra-comique en 3 actes, d’après les
, musique de
, Paris,
, 2 mars 1882
Galante aventure
, opéra-comique en 3 actes, avec
, musique d'
, Paris,
, 23 mars 1882
, opéra en 4 actes et 6 tableaux, avec
, musique de
, Paris,
, 5 mars 1883
Pedro de Zalamea
, opéra en 4 actes, avec Léonce Détroyat, musique de
, Anvers, théâtre Royal, 31 janvier 1884
Les Templiers
, opéra en 5 actes et 7 tableaux, avec
et Lionel Bonnemère, musique de
, Bruxelles,
, 25 janvier 1886
Le Mari d’un jour
, opéra-comique en 3 actes, avec
, musique d'
, Paris, Opéra-Comique, 4 février 1886
La Tesi
, drame en 4 actes, avec Georges Maillard, Bruxelles, théâtre Molière, 29 octobre 1887; sous la direction de Paul Alhaiza
Jocelyn
, opéra en 4 actes, d’après le poème de
, avec Victor Capoul, musique de
, Bruxelles, théâtre de la Monnaie, février 1888
Chassé-croisé d’amour
, opéra-bouffe en 1 acte, avec Édouard Cavailhon, musique d'
, 1888
La Femme bookmaker
, opérette en 1 acte, avec Édouard Cavailhon, musique de Germain Laurens, 1888
Sapho
, février 1889
Le Pilote
, opéra en 3 actes et 4 tableaux, avec A. Gandrey, musique de J. Urich, Monte-Carlo, Casino, 29 mars 1890
c
, drame en 1 acte et en vers, Paris,
, 6 mars 1893
Les Drames sacrés
, poème dramatique en 1 prologue et 10 tableaux, en vers, avec Eugène Morand (1853—1930), musique de
, Paris,
, 15 mars 1893
Izeÿl
, drame en 4 actes, avec Eugène Morand, musique de
, Paris,
, 24 janvier 1894
La Fée du rocher
, ballet-pantomime en 2 actes et 6 tableaux, avec
et
, 1894
Salomé
, pantomime lyrique, avec Meltzer, musique de Gabriel Pierné, Paris,
, 4 mars 1895
Le Chevalier aux fleurs, ballet-pantomime
, musique d'
et
, au
·
.
Tristan de Léonois
, drame en 3 actes et 7 tableaux, dont 1 prologue, en vers, Paris, Comédie-Française, 28 octobre 1897
Chemin de croix
, douze poèmes religieux d’Armand Silvestre, mis en musique par
, 1897
Музыка
,
Tristesse, À celle qui part
, 2 poèmes mis en musique, extraits de
Les Ailes d’or
,
Le Feu céleste
, cantate pour soprano solo, chœur, orchestre, orgue et un récitant, op. 115 (sur une poésie d’Armand Silvestre)
,
, op. 35 (1883)
,
Les Rèves
(1900)
Примечания
Paul Armand Silvestre //
(фр.)
—
.
↑
Armand Silvestre //
(англ.)
— 1995.
Armand Silvestre //
(фр.)
— 2007.
↑
— 1808.
— 2013.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 апреля 2022.
10 января 2018 года.
(неопр.)
Дата обращения: 14 апреля 2022.
23 декабря 2017 года.
(англ.)
.
IMSLP Petrucci Music Library
. Дата обращения: 23 июня 2022.
30 марта 2018 года.